Сказать, что катастрофа на Гаити «потрясла мир», как-то язык не поворачивается. Не только потому, что это прозвучало бы сомнительным каламбуром, но и потому, что применительно к России, по крайней мере, к официальной и обывательской России, это далеко не так. Зрелище беднейшей страны Западного полушария – погруженной в хаос, охваченной голодом, задыхающейся от трупных испарений, строящей баррикады из мертвых тел – извергло на поверхность столько расистских нечистот, что можно подумать, это в мозгах российских мещан, а не на далеком тропическом острове, случилось землетрясение.
Одним из первых на трагедию откликнулся патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Гаити – страна нищеты и преступности, голода, наркомании, коррупции, потери нравственного облика людей, – заявил Его Святейшество. – Многие эти беды лежат, в первую очередь, не в области социальной политики, а проистекают из глубинного состояния человеческого духа. Какую бы проблему современности мы не взяли – от наркомании, коррупции, преступности до загрязнения окружающей среды – везде первой причиной является состояние человеческого духа».
Итак, катастрофа – кара за грехи «порочных» островитян. Кара, само собой, справедливая, ибо все, что от Господа есть благо. Не в том дело, что республика Гаити на протяжении всей своей истории была жертвой нещадной колониальной эксплуатации, военных диктатур и империалистических вторжений, а в том, что это такой карибский Содом, в котором не нашлось и горстки праведников, чтобы своими молитвами отвратить возмездие. Нет в Порт-о-Пренсе епархии Русской православной церкви, некому просветить черные души черных людей. Живут там сплошь одни язычники – богомерзкие католики и бесноватые вудуисты. Так что и жалеть-то, собственно, некого. Таков урок, который должна извлечь из назиданий своего пастыря православная общественность. Ну а чтобы «глубинное состояние духа» не доставляло проблем ведомству г-на Шойгу, подобные уроки скоро станут, и уже становятся, частью школьной программы. Остается надеяться, что сострадание к ближним – достаточно «глубинное» человеческое чувство, чтобы руки Московского патриархата до него не дотянулись.
Впрочем, не только весьма консервативный и лояльный земным властям патриарх Кирилл отличился на гуманитарном поприще, но и чрезвычайно свободомыслящая и оппозиционная Юлия Латынина. «Что такое Гаити? – просвещает слушателей «Эха Москвы» либеральная журналистка. – Это самая бедная страна Западного полушария. Это страна, которую в 1492 году открыл Колумб, она эту честь заслужила (? – И.О.). Это первое место, куда приплыли испанцы. И с тех пор она имела единственный период нормального правления. Это было с 1915 по 1934 год, когда ее оккупировали американские морские пехотинцы. После этого там был Папа Док и его тонтон-макуты. Гаити обогатила мировой словарь этим словом – тонтон-макуты… Причем, надо сказать, очень несправедливо, что прижились только тонтон-макуты, потому что в истории Гаити и после этого было множество совершенно замечательных социальных открытий. Например, там президент Аристид, когда разогнал армию, стал опираться на вооруженные формирования, добровольческие, гражданские, которые назывались Армия каннибалов. Еще раз, Армия каннибалов – это было официальное самоназвание. Потом в 2004 году Армия каннибалов, проправительственная, устроила мятеж. Вы знаете, кто ей помогал? Вудуистские вооруженные формирования. Кстати, когда у них в 2004 году случилась очередная гуманитарная катастрофа – там погибло несколько тысяч человек из-за ураганов и оползней, – то там за гуманитарную помощь физически люди стали стрелять друг в друга».
После столь впечатляющего ликбеза следует вполне предсказуемая мораль: «Вот сейчас мир посылает Гаити гуманитарную помощь. Она не может приземлиться. Если она приземлится, мы понимаем, что за нее произойдет. Произойдут кровавые разборки. Собственно, нет смысла эту помощь посылать, к сожалению. Потому что когда она, наконец, достигнет Гаити, произойдет одна вещь из двух. Если гарант останется у власти, то она попадет к гаранту. Если из-за землетрясений произойдут беспорядки и гаранта вудуисты и каннибалы свергнут и сожрут – сожрут в буквальном смысле слова, – то гуманитарная помощь достанется вудуистам и каннибалам. Есть единственная сила, которая может реально чем-то помочь Гаити… Эта сила называется армия США. Естественно, она туда не полезет, потому что в тот момент, когда первый попавшийся сержант США застрелит первого попавшегося вудуиста, который вздумает строить баррикады из трупов, или первого каннибала, который эти баррикады начнет есть, то весь цивилизованный мир и, прежде всего, всякие воровские организации, гуманитарные организации, специализирующиеся на раздербанивании гуманитарной помощи совместно с организациями типа «Хамас», закричат, что это нарушение прав человека».
Итак, по крайней мере, в одном пункте взгляды его святейшества и известной своим радикализмом журналистки полностью совпадают: гаитяне заслужили обрушившуюся на них катастрофу и недостойны ни сострадания, ни помощи. Народ Гаити – это «потерявшие нравственный облик вудуисты и людоеды», недочеловеки, сочувствовать которым могут лишь всякие воровские, то бишь гуманитарные, организации. Разница лишь в том, что место боженьки у г-жи Латыниной занимают Соединенные Штаты Северной Америки, а место архангелов – американские морпехи.
Очевидно, впрочем, что при всем своем проамериканизме откровения Латыниной – продукт исключительно национальный, рассчитанный на фашизоидную российскую публику. Заявить что-либо подобное в эфире любой западной радиостанции (если только это не подпольное радио Ку-клукс-клана) было бы немыслимо. Но постсоветский либерализм с политкорректностью и толерантностью ничего общего не имеет. Его адепты черпали уроки нравственности не у Ганди и Мартина Лютера Кинга, а из рубрики «Их нравы» в советских официозах. Отсюда и трогательная привязанность к Пиночету, и зоологическая ненависть к трудящемуся «быдлу», где бы это последнее ни обитало.
Опровергать расистские бредни – дело неблагодарное. Заметим лишь, что Гаити является родиной не одних лишь тонтон-макутов (то есть «добровольцев национальной безопасности» проамериканского диктатора Франсуа Дювалье по прозвищу «Папа Док»), но и обладающих международной известностью писателей, таких как Рене Депестр, Жак Румен, Эдвидж Дантика. Эти имена ничего не говорят российскому обывателю, их произведения либо не переведены на русский язык, либо переводились давно, в советское время. Мало известна у нас и богатая народная культура Гаити, вдохновлявшая таких мастеров «магического реализма», как Алехо Карпентьер и Габриель Гарсиа Маркес. Впрочем, для расистских невежд наподобие г-жи Латыниной и ей подобных все это – лишь «вудуизм и каннибализм», к тому же сильно приправленный коммунизмом. За 200 с лишним лет либеральные нравы претерпели заметную метаморфозу: в 1794 году якобинский Конвент восторженно приветствовал Освободителя гаитянского народа, чернокожего революционера Туссена-Лувертюра; сегодня «просвещенная» мадам Латынина обзывает всех гаитян тонтон-макутами и ностальгирует по колониальной эпохе.
«Единственная сила, которая может помочь Гаити, – это американская армия», «единственное нормальное правление – американское». Но разве до сего дня на Гаити существовала какая-то иная власть, кроме американской? Разве не американские корпорации контролировали и контролируют гаитянскую экономику (для справки: около 80 % гаитянского экспорта и около 60 % импорта приходятся на США)? Разве не США спонсировали Дювалье с его тонтон-макутами, да и все прочие диктатуры, сменявшие друг друга на многострадальном острове в течение ХХ века?
Гаитянская история, как и история большинства латиноамериканских стран, богата правителями, которых – разумеется, фигурально – можно было бы назвать «каннибалами». Но показательно, что г-жа Латынина обвиняет в людоедстве не кого-нибудь, а Жан-Бертрана Аристида, первого демократически избранного президента Гаити после более чем сорокалетнего периода военных диктатур. Чем насолил этот католический священник-демократ, борец против Папы Дока и его наследников оппозиционной журналистке? Очевидно, тем, что Аристид был не просто демократом, а демократом левым, и в этом качестве пытался проводить реформы в интересах беднейшего большинства населения, что, разумеется, пришлось не по вкусу как местным латифундистам, так и Вашингтону.
С версией о драке «каннибалов» из-за куска человечины мы уже знакомы. Пора привести альтернативное мнение, принадлежащее Ноаму Хомскому (заранее прошу прощения за пространную цитату, но поскольку г-жа Латынина, по завету д-ра Геббельса, предпочитает большую ложь, без большой дозы антидота не обойтись): «Администрация Буша I приложила существенные усилия для подрыва ненавистного правления Аристида и подготовки ожидавшегося военного переворота (1991 г. – И.О.). Сразу после него администрация начала поддержку военной хунты и ее богатых сторонников, нарушив эмбарго Организации Американских Государств — или, как предпочла описать факты New York Times, скорректировав настройки эмбарго, сделав исключение для американского бизнеса во благо народа Гаити. Масштабы торговли с хунтой возросли при Клинтоне, который также нелегально разрешил Texaco поставлять нефть хунте… К 1995 году, когда Вашингтон ощутил, что издевательства над гаитянами зашли слишком далеко, Клинтон отправил морскую пехоту свергнуть хунту и восстановить избранное правительство – но на условиях, гарантированно уничтожавших остатки экономики Гаити. Восстановленное правительство заставили принять обременительную неолиберальную программу, предусматривающую отсутствие барьеров для экспорта и инвестиций США».
Подчеркивая тот факт, что Гаити, страна с благоприятным для сельского хозяйства климатом, в то же время является страной хронического голода, г-жа Латынина намекает на «негритянскую леность» островитян, паразитирующих на западной благотворительности. Доверчивые обыватели, конечно, не догадываются, что около 2/3 сельскохозяйственных угодий в Гаити принадлежит американским компаниям и связанным с американским рынком крупным латифундистам, в то время как 70 % населения страны – малоземельные или безземельные крестьяне. Тем, кто испытывает шок, читая о том, как в XXI веке люди на Гаити едят лепешки из грязи (так называемые terre), чтобы компенсировать недостаток кальция в организме, стоит принять во внимание, к примеру, то, что весьма эффективные в недавнем прошлом рисоводческие хозяйства Гаити разорились, не выдержав конкуренции с субсидируемым государством агробизнесом США. Или посмотреть знаменитый фильм американского документалиста Чарльза Кернигана «Микки-Маус едет на Гаити», рассказывающий, как рабочие (в том числе дети) вкалывают в потогонных цехах корпорации Disney за 11 центов в час…
Заявления Кирилла и Латыниной, как и позорно мизерные объемы российской помощи жертвам землетрясения, как и потрясающая черствость, проявленная «творцами общественного мнения» – это диагноз. Диагноз не только режиму, но и так называемому гражданскому обществу. Реакционеры и либералы, буржуазная власть и буржуазная оппозиция, обыватели «согласные» и «несогласные» – все они объединены общей идеологией омерзительно классового цинизма. Каннибалы и тонтон-макуты произрастают в нашем климате ничуть не хуже, чем на знойных Карибах.