Если у кого-либо есть установка на разжигание ксенофобии, то поводом может послужить что угодно. Перефразируя известный сарказм в применении к современным заботам доморощенных националистов и расистов, можно было бы сказать: «Если в кране нет воды, значит, выпили… кавказцы». Оказывается, идущая в России реформа образования, которую не критиковали разве что совсем ленивые, – тоже хороший предлог лишний раз поднять панику по поводу «нашествия страшных черных орд с южных гор».
14 июля 2009 года на сайте www.newsland.ru была помещена анонимная статья под названием «Вузы осаждают “вундеркинды с Кавказа”». Хотя статья посвящалась проблеме ЕГЭ, но снабжена она была фотографией Шамиля Басаева – с явно провокационной целью вызвать в сознании читателя ассоциацию типа «все “кавказцы” – террористы».
Статья базировалась на сообщениях какого-то, опять же анонимного, блоггера, представившегося «сотрудником сферы образования». Этот «ученый муж», имеющий в своем головном мозгу явно не более одной извилины, утверждает, что на каждый десяток бюджетных мест в вузах Москвы и Питера «претендует по несколько сотен выпускников, имеющих по профильным ЕГЭ оценки в диапазоне от 80 до 90 и выше», при этом «москвичей и питерцев среди них единицы – лидерство прочно удерживают уроженцы Чечни, Дагестана и Ингушетии». Он заявил также, что выпускники из указанных республик «в четырех случаях из пяти» имеют по профильным дисциплинам ЕГЭ оценки аж 100 баллов! Если бы этот недоучка «из сферы образования» умел считать, то установил бы, что такого количества выпускников школ одного года, которого хватило бы претендовать на все бюджетные места всех вузов двух столиц с конкурсом несколько десятков человек на место, в Дагестане, Чечне и Ингушетии вместе взятых не наберется в принципе. Интересно, на какую оценку этот «сотрудник» сдал бы экзамен по математике – хоть по системе ЕГЭ, хоть как угодно?
Тут же в читательских комментариях к статье началась эмоциональная и маловразумительная массовая дискуссия. Большинство комментариев носило ярко выраженный антикавказский и расистский характер. А сама статья была немедленно распространена в многочисленных форумах, блогах и рассылках (в том числе и левых!), вызвав длительные споры, по качеству и характеру мало отличавшиеся от упомянутого набора комментов.
При этом мало кто обратил внимание, что всего через два дня тот же сайт поместил опровержение под заголовком «Высокие результаты ЕГЭ на Кавказе – миф», из которого видно, что статья от 14 июля – чудовищная ложь. Результаты ЕГЭ в Чеченской республике на самом деле крайне низкие, а выпускников со 100 баллами там нет вообще. Но это уже никому и не требовалось. Главное – запустить очередную волну национальной ненависти, а на опровержения плевать – кто их читать-то будет?
Никто в здравом уме не станет утверждать, что ЕГЭ – это хорошо. Левые в отношении данной реформы уже давно определились почти единодушно. Мало того, что он направлен на формирование необходимых капиталу бездумных исполнителей, способных заучивать простейшие ответы и нажимать кнопки, но не способных сколько-нибудь самостоятельно думать и осмысливать изученный материал, так этот экзамен еще и предоставляет широчайшее поле для коррупции в виде торговли сертификатами с фальшивыми баллами. Но разве коррупция существует только в республиках Кавказа? И разве только там наблюдается катастрофическое снижение стандартов среднего образования?
Реальный уровень образования (как среднего, так и высшего) в стране стремительно падает, а уровень коррупции в этой системе растет – и это происходит во всех регионах и касается почти всех школ и вузов и большинства школьников и студентов, независимо от их национальности. Я еще 7–8 лет назад наблюдал вполне русских студентов, обучавшихся в Тульском госуниверситете по техническим (!) специальностям (правда, на заочном отделении), которые не могли понять разницу между умножением и возведением в степень. Надо немедленно менять подход ко всей сфере образования и к контролю его качества. Никакие «двухуровневые системы» тут не помогут: если человек, который четыре года пил пиво и ходил по дискотекам, будет называться «бакалавром», а тот, который делал то же самое шесть лет, получит гордое имя «магистра», специалистом он все равно не станет, а как был остолопом, вроде фонвизинского Митрофанушки, так им и останется. В уважающих себя вузах (например, в МИФИ) учебной коррупции не было, нет и не будет. Если даже туда и поступит какой-нибудь недоумок с фальшивым ЕГЭ (будь он хоть «с гор», хоть «с равнин»), то дольше одного семестра он там не задержится. Но таких вузов единицы.
Если дело так пойдет и дальше, то, боюсь, в скором времени придется применять радикальные меры – например, вообще лишить лицензии большинство негосударственных вузов и ликвидировать их, а в большинстве государственных (кроме лучших – типа тех же МГУ, МИФИ, МФТИ) проводить тщательную академическую ревизию. А заодно организовать и всероссийскую переаттестацию лиц, получивших вузовские дипломы за последние 15 лет. Не исключено, что тогда большинство дипломов придется отобрать (особенно это касается непомерно расплодившихся «экономистов» и «управленцев») – и отправить их бывших обладателей копать котлованы вместе с гастарбайтерами – вместо сидения в офисах и игры в компьютерные игрушки.
Нет сомнений: проводимая в России реформа образования воистину ужасна. Еще ужаснее подчас оказывается реальная практика образовательного процесса. Но только вот к национальному вопросу это никакого отношения не имеет. Попытку использовать в принципе правильную критику ЕГЭ в качестве повода в очередной раз поднять волну ксенофобии нельзя оценить иначе как грязную спекуляцию с целью обострить до предела и без того непростые межнациональные отношения во многих регионах нашей страны.