Только политизированное сообщество успело свыкнуться с тем, что «либерал Медведев» – это скорее миф, чем реальность, как новый президент смутил всех неожиданным ходом. Кандидатура бывшего лидера СПС Никиты Белых предлагается на пост губернатора Кировской области. Наблюдатели снова в недоумении. Неужели «либерализм» Дмитрия Анатольевича – все-таки правда?
Прежде всего, отметим, что по числу назначенных на различные посты выходцев из либеральных партий Путин пока намного превосходит своего преемника. При нем «яблочники» Игорь Артемьев и Владимир Лукин стали соответственно главами Федеральной антимонопольной службы и Уполномоченного по правам человека. Экс-«яблочник» Михаил Мень – губернатором Ивановской области. Член СПС Константин Ремчуков был помощником министра экономического развития и торговли. Не говоря уже об Анатолии Чубайсе во главе сначала РАО «ЕЭС», а потом госкорпорации «Роснанотехнологии».
Кстати, и стилистика выдвижения Белых оказалась вполне путинской: назначение неожиданного лица на неожиданную должность в неожиданное время.При этом и о том, что полномочия действующего кировского губернатора Николая Шаклеина не будут продлены, говорили еще при Путине, и практика направления в регионы «варягов» сложилась при нем же, да и сама кандидатура нового кировского губернатора не кажется такой уж экзотичной – все-таки Белых имеет определенный управленческий опыт, все-таки работал вице-губернатором Пермской области (хотя и чуть более года).
Интересно, однако, другое. Во-первых, экс-лидер СПС стал первым партийным функционером такого уровня (пусть и отставным), ставшим главой региона с тех пор, как были отменены губернаторские выборы. Даже среди вполне традиционных назначенцев на эти посты заметные публичные политики (как Георгий Боос) являются редким исключением – они получали свои должности лишь вначале, когда практика назначения губернаторов только была введена. В дальнейшем губернаторами гораздо чаще назначались непубличные чиновники-управленцы. Таким образом, в прежнюю кадровую политику это не очень вписывается.
Во-вторых, раньше уже были случаи назначения на должности губернаторов представителей других партий, кроме «Единой России». Но это были чаще всего уже действующие главы регионов (чаще всего – выходцы из КПРФ), вновь подтверждавшие свои полномочия и связанные с прежней партией скорее номинально.
В-третьих, губернатор так или иначе должен считаться с «Единой Россией» в своем регионе. Где-то губернатор и «единороссы» быстро нашли общий язык, где-то главы регионов после долгой борьбы «оседлали медведей». Кое-где отношения между губернатором и «единороссами» остались крайне прохладными, но редко выливались в открытый конфликт. Однако как будут складываться отношения местной «Единой России» с губернатором, являющимся публичным политиком совсем другого толка?
Все эти вопросы, по сути, упираются в один: останется ли Белых в публичной партийной политике? Если не останется, то от этого назначения ничего не изменится. Просто один губернатор в не самой ключевой области сменился на другого. Но если останется, мы будем иметь дело с ситуацией в отдельно взятом регионе, не вписывающейся в выстроенную прежде вертикаль: чиновник высокого уровня, при этом остающийся оппозиционным (или пускай даже формально «оппозиционным») политиком.
Остается гадать и о логике такого назначения. Белых – это не такая авторитетная фигура, как Лукин, который в соответствии с новой номенклатурной логикой не должен оставаться без должности и на авторитет которого можно опереться при работе с либеральным западом. Это и не настолько сильный политик, чтобы столь дорогим подарком покупать его уход из движения «Солидарность». Странно выглядят и слухи, что таким образом Белых отблагодарили за «отсутствие резких движений» при ликвидации СПС. В конце концов, отойдут от правых одно-два региональных отделения – это не причинит не только вреда власти, но даже серьезного ущерба самому «Правому делу». Да и не такая уж насущная задача – строить эту самую «лояльную правую партию».
Пока самой правдоподобной остается гипотеза, что стала причиной назначения как раз слабость Белых как политика. Ведь в Кремле, кажется, решили, что в России все-таки должна появиться заметная, но лояльная либеральная партия, которая даже может быть представлена в Госдуме (отсюда и разговоры о снижении избирательного барьера). А одним из лиц такой партии вполне может стать Белых, чей политический вес подкрепляется постом губернатора. Тем более что Белых является статусной фигурой в либеральном движении и, в отличие от нынешних лидеров «Правого дела», хоть как-то подходит на роль публичного политика. При этом такого не очень харизматичного политика будет довольно просто вновь отложить на «политические антресоли», если он выйдет из-под контроля или проект окажется не нужен. К тому же вряд ли Белых сможет обрести достаточную популярность даже в самой Кировской области, которая никогда не была либеральной. Если бывший лидер СПС изменит прежнее решение и вновь свяжет себя с «Правым делом», значит, эта гипотеза близка к истине.
И все-таки вряд ли назначение Белых можно считать событием, которое станет шагом к уменьшению роли «Единой России» и наплыву прежде оппозиционной части либералов во власть. Одновременно с новостью о грядущем назначении бывшего лидера СПС появилось сообщение, что своей должности лишается глава Хакасии Алексей Лебедь. Кандидатура его преемника также предсказуема и вполне вписывается в «вертикальную логику». Им станет Виктор Зимин, лидер республиканского отделения «Единой России». В общем, как пелось в одной песне: «Раньше здесь жили лебеди – а теперь медведи». О грядущей отставке Лебедя заговорили еще при Путине, уже тогда называя в качестве его преемника кандидатуру Зимина. На эти мысли наводил тот факт, что на последних парламентских выборах в региональной группе избирательного списка «Единой России» по Хакасии первое место занял Зимин, а не Лебедь. Все произошло в соответствии с «законом сохранения административной энергии»: «либерализм» в одной месте уравновешивается укреплением традиционной вертикали в другом.
Так что вряд ли назначение Белых – новый прецедент, который говорит об изменении федеральной политики. Бывший лидер СПС становится лишь очередным кирпичиком в кремлевской стене, а не окном в ней.