Предлагаем читателям Рабкор.ру эссе Андрэ Вичека, напечатанное в журнале Z Magazine.
Совсем недавно, в гостях я случайно обратил внимание на монолог одного из приглашенных. Подвыпивший молодой человек всеми силами пытался создать образ столичного денди. С трудом скручивая пластиковой самокруточной машинкой сигарету, он сообщал простым смертным свой «оригинальный» взгляд на ресторанный бизнес: «У нас в России нет нормальных ресторанов вообще! В нормальном ресторане ты можешь позволить себе всё: разбить посуду, перевернуть стол, обо...ть официанта, набить морду директору, и тебе никто ничего не скажет. Ты пришел туда отдыхать, и за всё заплатишь».
Майк Дэвис, чья книга «Монстр у дверей» (2006) предупреждала о пандемии «птичьего гриппа», рассказывает, как мировой агробизнес подготовил почву для вспышки свиного гриппа в Мексике.
«Борьба на два фронта» – так формулировалась в далекие 20–30-е годы коммунистическая тактика. Это выражение сегодня кажется штампом, ничего не значащим оборотом речи, позволяющим обосновать любое политическое решение. Однако это не так. «Борьба на два фронта» – это применение в практической политике тонкого диалектического понимания противоречий самого хода истории. Любую идею можно превратить в абстрактный лозунг, в расхожее пропагандистское клише, однако это не означает, что сама эта идея никуда не годится.
Фатальное отсутствие самостоятельной и осмысленной культурной политики мне представляется важнейшей проблемой антикапиталистической партии в России, возможно, потому что на ее решение я могу как-то повлиять, – в экономике и «реал политик» ориентируюсь гораздо слабее.
Почему наиболее странные люди, включая и меня, внезапно начинают говорить о боге? Кто мог ожидать, что в технократическом XXI веке теология вновь поднимет голову, кто мог ожидать массового возрождения зороастризма? Почему отдел «Атеизм» в местном книжном магазине внезапно разросся, и на полках стоят антирелигиозные манифесты Кристофера Хитченса, Ричарда Докинза и других авторов, включая даже произведение под названием «Прирожденные скептики с легким налетом баптизма»? Почему в то время как мы уверенно продвигались к посттеологической, постметафизической и даже постисторической эре, снова возник вопрос о боге?
Стремительный рост взаимозависимости государств, начавшийся в 70-е годы прошлого века, вылился в процесс глобализации, которая унифицирует все человечество, включенное в общий экономический процесс. Однако на фоне громких слов об объединении и слиянии всех людей в одну большую семью мы видим прямо противоположное: возникновение нового разделения и новой структурной дифференциации.
Россияне по-прежнему не склонны критиковать правительство. Авторитет руководителей страны высок вопреки экономическим проблемам. Лишь об одной новости сообщает фонд «Общественное мнение»: рейтинг президента снизился с 56 % до 50 %. Премьер-министр сохранил поддержку россиян на уровне 69 %. Антикризисный план властей население оценивает сдержанно, но зато 30 % опрошенных заявили о готовности участвовать в протесте.
Предлагаем вниманию читателей Рабкор.ру окончание статьи Алексея Цветкова «Культурная политика левых».
Рабкор.ру публикует окончание статьи Андрея Федорова «Дети анархии», написанной в ответ на материал Дмитрия Жвания «Дуче - наследник Равашоля».
Профсоюзное движение России переживает непростой момент. Бурный подъем 2006–2007 годов давал надежду на то, что независимые рабочие организации, которые начали возникать по всей стране, станут серьезной общественной силой. Они действительно добились многого – не только забастовки на «Форде», но и многие другие акции новых профсоюзов демонстрировали, что ситуация меняется, трудящимся удается отстоять свои права. Создание профсоюза автомобилестроителей МПРА стало принципиальной вехой для рабочего движения – такой же, как некогда появление Независимого профсоюза горняков.
Рабкор.ру предлагает вниманию читателей следующую статью Алексея Цветкова о том, какие достижения культуры можно использовать в антибуржуазной пропаганде, и приглашает к дискуссии всех, кто имеет собственный взгляд на потенциал современного левого искусства.
Рабкор.ру представляет вниманию читателей первую часть ответа Андрея Федорова на статью Дмитрия Жвания «Дуче – наследник Равашоля». Автор не согласен с основными положениями материала Жвания и предлагает свой взгляд на историю анархистского движения и на вопрос о роли насилия в анархизме.
Действительно ли происходящий кризис свидетельствует об окончании эры неолиберализма? Мой ответ: это зависит от того, что вы подразумеваете под словом «неолиберализм». Я интерпретирую это слово как классовый проект, замаскированный массой разнообразной неолиберальной риторики об индивидуальной свободе, персональной ответственности, приватизации и свободном рынке. Все это было предназначено для реставрации и консолидации власти класса, а в этом отношении неолиберальный проект добился большого успеха.
В воскресенье, 5 апреля 2009 года, в Молдове прошли парламентские выборы. Парламент должен избрать президента тремя пятыми голосов. Конституция запрещает занимать пост президента одному человеку более двух раз подряд. Правящая Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), находящаяся у власти с 2001 года, набрала, по официальным данным, более 50 % голосов, что дает ей техническую возможность избрать президентом своего кандидата без образования коалиций с другими прошедшими в парламент партиями.
Ничего подобного еще никогда не было! Президент Соединенных Штатов, избранный представитель народа, только что объявил главе «Дженерал Моторс», компании, находившейся на первом месте в списке «Форчун 500» дольше всех остальных, «Ты уволен!»