По мере того, как между Россией и США нарастает напряжение, весь прошлый год росла и поляризация мирового общественного мнения в отношении России. Западные масс-медиа, ныне полностью подчиненные большим корпорациям, вернулись к риторике времен холодной войны. Как и следовало ожидать, это привело к радикализации русофобского дискурса основных средств массовой информации США и ЕС. Это поставило искателей истины перед трудной задачей: находясь на политической и медийной обочине, заняться деконструкцией ложных стереотипов в отношении России, выявить истинные цели Империи Запада и защитить права суверенных наций на самостоятельное действие без западного диктата.
Увы, сегодня почти только маргиналы решаются высказаться против действий США на Украине и в других регионах.
Политический мейнстрим покорно плывет по течению, придерживаясь русла, проложенного для него покорным «медийным крылом» Империи. Тем не менее, Империи становится все труднее игнорировать все более громкий хор критиков, диссидентов и просто антиимпериалистов.
В чем, однако, состоит поляризация? На крайне правом фланге речь идет о противостоянии либертарианцев (поддерживающих новый украинский режим) и так называемых палеоконсерваторов. Последние представляют собой довольно пеструю компанию, в которую входят, помимо ярых русофобов, и симпатизирующие России и Путину (например, соратник Рейгана и бывший кандидат в президенты Пат Бьюкенен).
На левом фланге идет своя, квазиидеологическая конфронтация.
Многие самопровозглашенные «леваки», не мудрствуя лукаво, трансформировали свои старые антисоветские (антисталинские) взгляды во взгляды антироссийские. Эти самозваные мудрецы видят в современной России и выбор в пользу дикого капитализма и стремление к империалистическому реваншизму. Особенно сильны такие ненавистники России среди так называемых «системных левых» (organized Left). Своей риторикой эти господа ослабляют общий антиимпериалистический посыл левых сил, ведут дело к междоусобному конфликту, демонизации и сектантству. Они заявляют, что в сегодняшней России левым нечего защищать. Но правда ли это?
Вот несколько причин, почему те, кто думает, будто Россия «не лучше США», или просто не разбираются в сути дела, или в собственных интересах вводят других в заблуждение.
- Оппозиция блоку США-НАТО. Любой настоящий левый должен сразу же поставить под вопрос позицию этих русофобских самозванцев: ведь, ругая Россию, они оказываются по одну сторону баррикад с Вашингтоном и НАТО в вопросах внешней политики, а также войны и мира. Россия в последние годы все более последовательно оппонировала действиям Империи в разных уголках планеты.
В Сирии, например, она (ведя за собой Китай) стала главным голосом сопротивления действиям разрушительной антисирийской коалиции в составе США, НАТО, Израиля и монархий Персидского залива. Напомним, что эта коалиция уже разбила жизни миллионов. Уже не говоря о многих тысячах убитых напрямую, действия США и их союзников в Сирии привели к величайшим страданиям невинных – миллионов детей, женщин и стариков, вынужденных уехать из родных мест. Используя свое право вето в Совете Безопасности ООН, Россия дважды предотвратила развязывание войны против Сирии со стороны целой коалиции стран с США во главе. Разведывательная информация, предоставленная Россией, поставила под сомнение американские версии происходивших в Сирии событий. Каждая из этих версий самым комфортным для США образом возлагала на Асада всю вину за каждое преступление, совершенное во время гражданской войны в его стране – войны, развязанной и поддержанной иностранцами.
На Украине Россия по сути дела прервала процесс расширения НАТО, проведя наконец-то перед альянсом красную черту.
Это была победа для всего мира, потому что ему было не сказано, а продемонстрировано: некогда услужливые «незападные» развивающиеся экономики могут в какой-то момент восстать и стать чем-то большим, чем игрушками в руках властных людей в Вашингтоне, Лондоне или на Уолл-стрит. Неприятие Россией подготовленного США переворота в Киеве и последовавшая за ним поддержка Москвой повстанцев в Донецке и Луганске – два этих действия со стороны России продемонстрировали всему миру еще одну важную истину. Вот она: «мягкая сила» Запада – это не какая-то непобедимая мистическая мощь, это всего лишь манипулятивное политическое оружие, которому можно противостоять, если заняться перспективным планированием и призвать на помощь народное сопротивление.
- БРИКС, ШОС и многополярность. Россия, вместе с Китаем, является движущей силой нескольких незападных международных форумов, таких как БРИКС, ШОС и Евразийский Экономический Союз, не говоря уже о группе менее видных структур. У этих площадок для международного сотрудничества есть одна общая черта: они не подпадают под доминирование США.
Между тем со времен распада Советского Союза почти все международные институты тем или иным образом подчинялись гегемонии США. Методы доминирования при этом применяются разные: в ООН США осуществляют политическую гегемонию, в МВФ и Всемирном банке они действуют рычагами экономического доминирования; в НАТО американцы хозяйничают благодаря военному потенциалу. И всюду, во всех этих организациях, США берут на себя роль и судьи, и присяжного заседателя, и исполнителя смертных приговоров. И все это в мировом масштабе — этакий мировой судья-палач. Эта ситуация может быть названа гегемонией США. На языке людей левых взглядов эту ситуацию можно было бы с полным правом назвать более традиционным термином – американским империализмом.
Тем не менее многие люди левых убеждений – может быть, из-за продолжавшейся много поколений антисоветской и антироссийской пропаганды – считают, что Россия – это не альтернатива США, а всего лишь соперник, морально никак США не превосходящий. Этот антиисторический подход просто глуп, если не сказать опасен. Учитывая военное присутствие США почти в каждой стране мира, бесконечные войны, развязываемые этим государством, — учитывая все это, только глупец может сравнивать США с Россией, сохраняя серьезное лицо и ожидая серьезного отношения со стороны слушателя.
- Оппозиция шоковой терапии и катастрофическому варианту капитализма. Основным занятием многих людей левых убеждений в последние годы стало оппонирование паре адских близнецов – шоковой терапии и катастрофическому капитализму, этим составным частям общемирового зла, описываемого для краткости как «вашингтонский консенсус». Основа этого «консенсуса» — приватизация и выброс на свалку ряда государственных институтов. С этой целью государство доводится до банкротства, что позволяет ввести в повестку дня «экономическую либерализацию». Экономическая либерализация – это двуединый процесс, в закодированной форме включающий в себя режим экономии для бедных (austerity) и режим права на грабеж для богатых. Подобную политику легче всего проводить во времена глубокого кризиса и почти полного разрушения институтов – очень часто в результате каких-то политических, экономических или даже природных катастроф. И не раз этот трюк доводился до конца – как в Чили после переворота 1973 года, в Новом Орлеане после урагана «Катрина» или совсем недавно в островном государстве Гаити. Так что примеров много.
Примеров много, но самый возмутительный и обремененный глобальными последствиями пример – это шоковая терапия и катастрофический вариант капитализма в России 1990-х годов. Институты былой супердержавы были лишены своих самых ценных частей, проданных на мировых рынках – в основном американским и европейским инвесторам. Посредниками в этом процессе выступали представители особого паразитического класса, условно называемого в мировой прессе «русскими олигархами». Свершилась величайшая победа катастрофического капитализма – формирование этой новой капиталистической экономической элиты за счет остатков в прошлом социалистической экономики (вопрос о том, насколько социалистическим государством был Советский Союз, – тема для отдельной дискуссии). Это формирование стало классическим образцом для разграбления иных государств методами катастрофического капитализма.
Когда критики сегодняшней России говорят, что, мол, при Путине просто произошла замена одной команды олигархов другими, они забывают о нескольких других важных процессах. Вот они: ренационализация некоторых важных отраслей промышленности, возрождение производства, улучшение инфраструктуры и т. д.
- Вторая мировая война, Холокост, защита исторической памяти. С момента крушения Советского Союза, многие ультраправые, реакционные и даже откровенно фашистские тенденции возобладали на многих территориях бывшего Советского Союза. В бывших советских республиках появляются движения, которые вместо культивации «консервативных ценностей» отдают всю свою энергию дикой ненависти к Советскому Союзу и России, а заодно и ко всем левым движениям, хоть как-то связанным со словами «социалистический» и «коммунистический».
Важное направление деятельности этих фашистских движений – попытки переписать историю второй мировой войны, представив пособников Гитлера и своих идеологических предшественников в роли «патриотов и борцов с большевизмом».
Это отбеливание нацистов активно поддерживается США и многими их европейскими союзниками, по политическим причинам желающими поставить знак равенства между советским коммунизмом и немецким нацизмом.
Не нужно особой проницательности, чтобы увидеть американский интерес за всем этим. Вот он: представить себя, Соединенные Штаты Америки, в роли главного героя двадцатого века, победившего «двуглавую гидру» фашизма и коммунизма. Вся эта ненаучная фантастика на сегодняшнем Западе выдается за историческую правду.
Именно эта цель объясняет почти неограниченную поддержку Западом фашистов на Украине, стыдливо не замечаемую мейнстримом западных «левых» партий двадцать первого века. Таким же образом 70 лет назад фашисты всего мира мобилизовались, чтобы дать отпор СССР/России. Конечно, нам не стоит забывать, что украинские нацисты, последователи дегенеративного коллаборациониста Бандеры, боролись бы против «москалей» и в том случае, если бы в Москве не правили коммунисты. Жуткий план нынешних наследников Бандеры состоит в том, чтобы очистить Украину от «москалей», таким образом уничтожив часть Украины. Именно эта слепая ненависть к России и превращает бандеровцев в любимцев США. Именно поэтому американские СМИ предпочитают называть их националистами, а не нацистами, как следовало бы.
Холокост и память о нем в этой истории играют критически важную роль. Когда недавно была отпразднована 70-я годовщина освобождения Аушвица, стоит проанализировать, сколько истории противникам России уже удалось уничтожить. Несмотря на тот факт, что это многонациональная советская армия (состоявшая из русских, украинцев, белорусов, казахов и т.д.) освободила Аушвиц и большинство концентрационных лагерей, именно Россию-то и не приглашают на торжества по случаю освобождения. Тем временем и в странах Балтии, и на Украине воздвигаются памятники «героям», «боровшимся с коммунизмом». Но когда это они «боролись с коммунизмом»? Именно вопрос о «тайминге» этой самой борьбы стыдливо оставляется западными СМИ в тени. Почему? Да потому что, если заглянуть в прошлое, то все увидят, что памятники воздвигаются нацистским прислужникам, коллаборационистам, часто истребителям евреев и другим фашистам, «бросившим вызов» коммунизму не в одиночку, а под силовым прикрытием вермахта.
Итак, памятники ставятся участникам одного из мрачнейших геноцидов в мировой истории. Того самого геноцида, который попробовал «вычистить» с лица земли евреев, цыган, гомосексуалистов, не говоря уже об умственно отсталых и «недостойных жизни» элементах. В городах типа Львова само историческое явление Холокоста отрицается, не говоря уже о роли в этом преступлении некоторых жителей этой местности. Как будто не хватали евреев на улицах. Не было цветов для нацистских захватчиков. Не было коллаборационистов. Именно в этом нас стараются убедить и западные СМИ, обвиняя несогласную с этим российскую «пропаганду» в очернении украинцев, в представлении их ВСЕХ как нацистских прислужников (чего на самом деле в российских государственных СМИ никогда не делалось).
США и ЕС позволяют этому ложному нарративу об ангельской чистоте украинских «националистов» распространяться, заражая собой политическую жизнь Европы. Пока что этому «стиранию прошлого» противостоит только Россия. Она напоминает, что это, в конце концов, ее Великая Отечественная война спасла Европу, а вместе с ней и миллионы евреев, и возможность будущего освобождения (пусть и не сразу после войны) для других жителей Восточной Европы.
- Политическая поддержка для жертв империализма США. Уже невозможно отрицать четкий тренд последних лет: страны, подвергающиеся давлению со стороны Империи, находят друга в лице России. Как только Москва вернула себе хоть какую-то самостоятельность во внешней политике, она стала последовательно вставать на сторону наций, подвергшихся нападению. Так, Россия оказалась единственной страной (Китай присоединился позже, встроившись в российский кильватер), блокировавшей агрессию США против Сирии. Россия выступает против военного решения проблем между Западом и Северной Кореей. Россия сохраняет товарищеские отношения с Венесуэлой, Боливией, Никарагуа, Эквадором. Россия не прервала экономические отношения с Ираном. Все это вполне серьезная заявка на то, чтобы показать: Россия способна действовать как противовес геополитической гегемонии США.
Может быть, в чем-то эти действия России вызваны и соображениями политической целесообразности, национальных интересов. Так поступают все государства.
Тем не менее Россия оказывается жизненно важным государством для сохранения в мире стабильности и для хоть какого-то ограничения имперских амбиций Запада. Все более уверенные ответы России на вызовы со стороны США и ЕС показывают: российская элита все лучше понимает эту свою роль. Может быть, в конце концов и российские чиновники-западники поймут, что вместо бесконечных фраз о «западных партнерах» и попыток найти свое место в системе, где доминирует Запад, нужно показать характер. Бесхребетность — это не путь к спасению, особенно когда у тебя на горле уже стоит сапог врага.
Если российская политическая элита наконец осознает свою роль в глобальных процессах, это принесет пользу всему миру. Будем надеяться, что хотя бы часть так называемых «левых сил» Запада тоже придет к этому осознанию. А если нет — этим людям не стоит больше называться антиимпериалистами. Тогда им лучше назвать себя своим истинным именем — левым крылом Империи.