В белорусском обществе, несмотря на то, что «на высших уровнях» упорно декларируется нейтралитет, все отчетливее проявляется идеологическая конфронтация, вызванная украинским политическим кризисом. В первую очередь это касается национальных антипатий – волна русофобии на Украине, спровоцированная «имперской» агрессией со стороны России, находит горячую поддержку у белорусских националистов, недовольных явной экономической и политической зависимостью собственной страны от восточного соседа. Все чаще на белорусских ресурсах в интернете всплывают сообщения о стычках на национальной почве.
Не секрет, что всегда существовали претензии, которые национально заинтересованные белорусы предъявляли России. В первую очередь, культурные и исторические, такие как череда войн, которые вела Россия на белорусских землях, имперский и позже советский западнорусизм, повлекший за собой отсутствие национального самосознания у большинства белорусов и прочие досадные несовершенства. Но в агрессию по отношению к россиянам это выливалось достаточно редко и было вызвано скорее открытой демонстрацией последними какой-нибудь раздражающей особенности «великорусского» сознания, чем затаенной генетической болью непосредственно белорусов.
По мере того как украинский конфликт набирал обороты, ситуация менялась. Недавно на одном белорусском ресурсе появилось сообщение о нападении на транспортное средство с российскими номерами. Видимо, такой сомнительно культурный и еще менее эффективный способ выразить солидарность с украинцами стал достаточно популярным, и подобные случаи участились.
Чуть позже на известном белорусском сайте оппозиционной направленности «Хартия’97» появился сюжет, повествующий о нападении на человека в майке «Я – русский». На видео предприимчивые ребята на хорошем белорусском «советуют» юноше нарисовать на футболке «Погоню», один из исторических национальных символов Беларуси, который сейчас активно используется националистами как радикального, так и умеренного толка.
Реакция пророссийских радикалов не заставила себя ждать – спустя некоторое время на этом же ресурсе появилось сообщение об избиении активиста «Европейской Беларуси» за футболку с изображением «Погони».
При беглом обзоре комментариев, которые оставляли пользователи, ознакомившиеся с этими сюжетами, бросились в глаза позиция националистов, отчаянно призывающих к созданию отрядов белорусской самообороны (призыв и закономерный, и настораживающий – как открытый повод для национальной провокации), и позиция сторонников «русского мира», лаконично обещающих «дать по шее» националистам при встрече.
Да, в Беларуси нет такого ментального раскола, какой наблюдается среди украинцев. Около 70% жителей Беларуси говорит на русском языке, кроме того, это страна, которая является членом СНГ, Таможенного союза и на официальном уровне поддерживает идею создания Евразийского союза.
Сейчас трещины в хваленой стабильности становятся все заметнее, и объясняется это не только ментальным «противостоянием»: в Беларуси происходят процессы, негативно отражающиеся на экономическом благосостоянии населения, малообеспеченных слоев, зависимых от государственных выплат, в первую очередь перманентно растут цены на проезд, образование, медицинские услуги (официально – бесплатные), продукты питания. Недовольство сложившейся ситуацией, в которой улучшений явно не ожидается, часто можно наблюдать на просторах белорусского интернета, на улицах городов, в общественном транспорте, очередях и приватных разговорах.
Невозможность сохранять равнодушие к украинской трагедии в белорусском псевдостабильном контексте дает о себе знать – глухое возмущение экономическим разбродом выражается, в том числе, и в столкновениях на национальной почве. Может быть, подобные обострения отвлекут население от социально-экономических проблем, но есть вероятность и противоположного развития событий. И катящийся к скорым президентским выборам снежный ком «болячек» белорусского общества, обогащенный ментальным расколом на национальной почве, усиливаемый экономической неопределенностью и туманностью относительно будущего белорусов, станет настолько угрожающим, что привычным разгоном митинга недовольных ситуация не разрешится.
Как бы то ни было, сейчас на эти события власть не реагирует. Между тем уже в 2013 году Беларусь стала лидером по росту цен на постсоветском пространстве. Ситуация не меняется, и, учитывая последние тенденции, случится это не скоро. Кроме того, общий упадок подчеркивает затянувшийся политический кризис белорусского общества – ни сколько-нибудь автономной и идеологически последовательной оппозиции, ни адекватной молодежной политики. Отсутствует заинтересованность широких слоев населения в политическом новаторстве. А впереди президентские выборы, и одна из возможных тенденций, учитывая украинский пример, рост карликовых радикально-националистических движений, которые на данный момент еще находятся в зачаточном состоянии, либо действуют достаточно вяло.
Полноценный сценарий событий, напоминающих украинский «майдан», в Беларуси маловероятен. Для сепаратистских настроений, которые смогли бы аккумулировать маргинальные националистические силы, слишком слаб ментальный раскол, чересчур сильно у рядовых белорусов равнодушие к национально опосредованному «сведению счетов» с кем бы то ни было. Но приближающийся экономический кризис на фоне затянувшегося политического может активизировать вариант радикального силового сопротивления власти со стороны как белорусских, так и пророссийских активистов.
На данный момент белорусская власть, очевидно, смотрит на украинский конфликт через призму материальной выгоды. Нюансы экономической политики белорусского государства вызывали недовольство российских деятелей, названы недружественными по отношению к России и потенциально вредительскими. Даже в этой ситуации белорусская власть старательно маневрирует, ее официальные представители воздерживаются от однозначных заявлений и открытого выражения политических симпатий.
А тем временем в республике, где отсутствует официальная версия понимания причин украинского кризиса, нет и версии, называющей его виновников, не озвучивается никаких лозунгов. Но постоянное достаточно воинственное «ворошение» национального вопроса и в российских, и в украинских СМИ привело к тому, что в Беларуси уже сейчас начинаются первые столкновения на национальной почве. Все это создает благодатную почву для разного рода провокаций, а с повышением общего градуса напряжения ближе к президентским выборам складывается ситуация, которой белорусские политические маргиналы разного толка могут воспользоваться без особых сложностей для политической дестабилизации и внедрения своих представителей в бюрократическую систему страны.
Алексей Карамазов