Недавно были опубликованы результаты весьма любопытного социологического исследования, проведенного новозеландскими учеными из университета Отаго. Они установили прямую связь между тем, сколько времени человек проводит на работе, и тем, каков его риск попасть в алкогольную зависимость.
Казалось бы, среди безработных, которые, как правило, находятся на социальном дне, должны чаще, чем в других социальных группах, встречаться рабы «зеленого змия». Однако проведенное исследование опровергло подобные выводы. Даже те, кто работает по 30—40 часов в неделю, страдают алкоголизмом в полтора раза чаще, нежели свободные от труда. Еще серьезнее ситуация у тех, чей рабочий день не нормирован, а также у трудящихся сверхурочно и на нескольких работах. Человек, тратящий на зарабатывание денег более 50 часов в неделю, в 3,3 раза чаще страдает от алкоголизма, нежели безработный. Отметим, что под понятием алкоголизм принято понимать ежедневное употребление спиртосодержащих напитков с длительными запоями.
По словам абсолютного большинства добровольцев, принимавших участие в данном социологическом исследовании, потребность в употреблении горячительных напитков порождается стрессом, регулярно получаемым на рабочем месте. При этом никакой существенной разницы в поведении мужчин и женщин перед лицом этой проблемы нет.
Напомним, что в результате соцопроса, проведенного по инициативе Министерства здравоохранения РФ в апреле текущего года, выяснилось, что каждый четвертый трудящийся в стране справляется со стрессом на рабочем месте при помощи алкоголя. Каждый третий употребляет спиртное регулярно в конце недели.
Социологическое исследование, проведенное учеными из Новой Зеландии, спровоцировало массовое появление заголовков, гласящих, что «трудоголики рискуют стать алкоголиками». Данный подход к проблеме, во-первых, не совсем корректен, а во-вторых, крайне поверхностен.
Необходимо понимать, что люди зачастую перерабатывают не от энтузиазма и тяги к труду — посему сам термин «трудоголик» здесь не совсем уместен. Работа сверхурочно навязывается начальством, или же человек вынужден брать ее из-за недостатка денежных средств. Последнее же вынуждает некоторых устраиваться в несколько мест сразу. Такая практика очень широко распространена в нашей стране и не только. К примеру, даже в благополучной Германии 8,5 % трудоустроенных работает в двух или более местах. И это число продолжает расти. С точки зрения неолиберальной экономики, рассматривающей человека сугубо как средство получения прибылей, такое положение дел является благоприятным. В результате оно поддерживается даже на уровне мифов капиталистического общества, активно транслируемых пропагандой. Пожалуй, самый распространенный из них формулируется следующим образом: «Трудись больше — и будешь богат». Надо ли много рассуждать на тему того, насколько жестоко обманываются те, кто верит в подобные байки!
Но проведенное исследование показывает еще одну важную закономерность. Человека угнетает на рабочем месте не только количество уничтожаемого личного времени, но и непосредственная сущность работы. У большинства людей современного мира она проходит в постоянных стрессовых условиях. В свою очередь, стресс наемных работников является закономерным порождением отчужденного труда, присущего капиталистическому обществу.
Позволим себе привести весьма обширную цитату из «Экономико-философских рукописей 1844 года» Карла Маркса: «Труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это — принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание».
Проблему отчуждения в сфере труда мы уже неоднократно рассматривали в ряде статей, указывая на то, каков негативный эффект от этого не только для коэффициента производительности, но и для психического здоровья человека. Алкоголизм в данном случае является закономерным итогом труда, в ходе которого человек оторван от непосредственных итогов своей деятельности и, будучи маленькой шестеренкой общего механизма, теряет ее смысл.
Надо заметить, что алкоголизм здесь является отнюдь не единственным выходом. Наркомания, компьютерные игры и даже систематическое переедание — эскапизм может принять эти и многие другие формы.
Но возможна ли борьба с описанным выше положением вещей? Или, быть может, запущенный механизм эксплуатации в ускоряющемся мире будет продолжать давить на трудящихся, порождая все новые и новые негативные эффекты, и выйти за рамки существующей схемы невозможно?
В статье «Конец утопии: сокращение рабочего дня» мы продемонстрировали, что даже нынешний уровень развития технологий дает возможность радикальным образом сократить рабочее время трудящихся, высвободив колоссальные творческие силы общества. В свою очередь, в другом материале говорилось, что ничего фантастического и в преобразовании системы управления предприятиями также нет — и установление рабочего управления над ними также является мерой по преодолению отчуждения. Проведение подобных преобразований в перспективе стало бы, помимо прочего, ударом по многим порокам современного общества, в частности, по алкоголизму.
Иной вопрос: возможны ли подобные преобразования в рамках нынешней системы мирового капитализма и управляемой им «демократии»? Разумеется, нет.