Очередным шедевром от законодателей стал Федеральный Закон « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», читая который, еще раз укрепляешься в понимании того, что последовательный анализ вопроса для наших законотворцев — слишком утомительный процесс. В последнее время они руководствуются обратной схемой : результат, а потом анализ.
По своей непродуманности и очевидной вредоносности закон входит в когорту таких принятых актов, как «закон о нулевом промилле», увеличение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, переименование милиции в полицию, переход на летнее время и т. п.
У меня лично вся эта выстроенная вертикаль выдвижения, обсуждения и принятия законов ассоциируется с первыми строками басни Крылова «Квартет»: «Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли квартет».
Как всегда в таких случаях, находится какая-то проказница-мартышка в лице солидных тетеньки или дяденьки из числа депутатов, толстосумов- монополистов, лоббистов или перевозбужденных чиновников из госкорпораций и других структур, а в нашем случае чиновников от археологии, желающих создать себе под видом благого дела скромную монопольку на копание земли.
Ведь теперь по этому закону, статья 243/2, «Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет».
В том же законе разъясняется, что есть культурный слой: «Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы». Т.е. проказники от археологии совершили аккуратную подмену этого понятия, которое всегда было привязано к месту обитания человека в совершенно конкретном селище, стоянке, городище и т.п. Теперь вся земля в России является культурным слоем, ибо следы существования человека более ста лет можно обнаружить где угодно: и в лесу, и в поле, и в реке, и на дорогах. Копаешь червей на рыбалку — нарушаешь культурный слой, вот тебе срок.
Но если ты копаешь, к примеру, на поле и не один, да с металлоискателем, то это рассматривается как отягчающее обстоятельство, за которое в законе о пресечении незаконной деятельности в области археологии грозит «штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительным работам на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет».
И вот закон в таком казусном обрамлении проходит все стадии утверждений в квартете, состоящем из археологов-чиновников, Государственной Думы, Совета Федерации и Президента.
И никто, руководствуясь здравым смыслом, не задает вопрос, а как исполняться будут, к примеру, положения Ст.8 данного труда : «Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона археологическими предметами вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации». Немножко перефразируя понятие археологического предмета из того же закона на человеческий язык, под археологическими предметами понимаются движимые вещи, обнаруженные вследствие находок или раскопок. Такие вещи есть у каждого в доме, найденные на огороде, чердаке или в поле. Как музеи могут обеспечить регистрацию предметов, имеющихся у миллионов граждан на руках, многим из которых и цена то грош, и пойдут ли на это люди? Им то это к чему, легче спрятать или закопать обратно.
А как вам статья 7.15/1: «Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов». Обратите на несоизмеримость наказаний. Выкапывая монеты получаешь срок до шести лет, продавая монеты — штраф до пяти тысяч рублей.
Так как на раскопках не все археологи святые, и частушка для них эта тоже применима: «Ты здесь хозяин, а не гость. Неси с работы каждый гвоздь!» Но реализация артефактов почти не наказуема, а раскопки лицензированы и в законе, утаенное же выявить сложно.
Вы можете спросить, а почему этот закон принят именно сейчас, без обсуждения и в спешке, когда из Думы в момент его рассмотрения ушли на каникулы фракция ЛДПР и КПРФ, и голосовали только ЕР и СР.
Первые-то понимали всю его непопулярность и решили откреститься. Ведь он не учитывал интересы пятой скрипки, имя которой простые люди, чье хобби запрещает данный законодательный акт. В общем то, в данном квартете пятой скрипке не место, и ее мнение никого из выше перечисленных персонажей не интересует уже давно. И они знали , что документ нужно срочно принять, так как по условиям вступления в ВТО еще к 1 июлю 2013 года нужно было привести законодательно, в соответствие с европейскими стандартами, пакет документов, в том числе касающихся и Европейской Конвенции (ЕК) об охране археологического наследия, которую Россия ратифицировала в 2011 году.
Наши чиновники-археологи долго не думали и приняли за основу редакцию закона, применяющуюся в странах-карликах типа Кипра, Мальты, Лихтенштейна, проигнорировав другие страны, как то: Англия, Финляндия, Дания, где поиск с металлоискателем старинных предметов вне зон памятников культуры не запрещен.
Но Россия — не Кипр и не Мальта, и примерять ей европейский кафтан глупо и неправильно. Тем более, положения ЕК не мешают законодателям более гибче подходить к учету интересов всех сторон.
В частности, Ст.3 п.3 Европейской Конвенции гласит: «Обуславливать использование металлоискателей или любого другого поискового оборудования для проведения археологических исследований наличием специального предварительно полученного разрешения, когда это предусмотрено внутренним законодательством государства». Т.е. регулировать использование металлоискателей государство в рамках принятия ЕК может на свое усмотрение.
Ст.16. п.1. ЕК: « Любое государство может во время подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, одобрении или присоединении указать территорию или территории в отношении которых применяется настоящая конвенция». Т.е. конвенция не запрещает локального применения ее положений на отдельно выделенные зоны, что так актуально для нашей огромной страны.
Все шансы вдумчиво подойти к этой теме были, но!
Что теперь мы получим, запретив хобби миллионов людей выезжать в поля на природу и заодно покопать старый хлам из глубин, на которые рассчитаны металлоискатели, 10-20 см., максимально 30?
С экономической точки зрения, после закрытия частная поисковая индустрия не принесет в бюджет ни копейки. А ведь речь идет о сотнях миллионов рублей. Прекратятся траты на бензин для поездок, не будет трат на вне дорожную технику, закроются магазины по продаже МД и аксессуаров, освободятся арендуемые площади, уменьшится потребность в закупке походного камуфляжа и сопутствующих товаров и т.д и т.п. И все это делается в кризис, обращу ваше внимание, и все против тех, кто на свое увлечение зарабатывает деньги сам и содержит за счет уплаты налогов всех персонажей квартета.
Зато деньги потекут в карманы смотрящих за порядком в виде взяток за неоформленные на месте протоколы задержания.
И речь здесь не идет о черных копателях, для которых в законе и до этого были предусмотрены и сроки, и штрафы. Разговор о них — это тема другой статьи, там копают в запретных местах чисто ради наживы, а не увлечения .
Речь идет о законопослушных гражданах, решивших посвятить себя изучению истории своей малой Родины или знакомых окрестностей вокруг дачи в свободное от работы время. Которые сидят в архивах, изучают старые карты, переписные книги, ревизские сказки, старую прессу и знают лучше любого археолога и историка все, что связано с тем или иным канувшим в Лету поселением, или озером, или лесом, или дорогой.
Этот потенциал знаний для таких территорий, как Россия, да на благое дело бы использовать! Да, но тут работать надо, проще взять и запретить такого рода краеведение.
В этом плане показателен опыт Великобритании в работе с копателями. Там ценные находки выкупаются у поисковиков по рыночным ценам, а министр культуры страны назвал копателей «невоспетыми героями культурного наследия». И когда в английском законодательстве в 2005 году в отношении археологов-любителей были сделаны послабления, то в течение года количество заявленных находок за год увеличилась на 45%.
А что от этого закона обломится простым археологам-практикам? Да, собственно, ничего. Бюджетирование их деятельности не увеличится, ибо они с постоянно протянутой рукой никогда не впишутся в парадигму современных трудовых отношений, когда от каждого вида деятельности требуется получать прибыль.
А на нераспаханных полях как гнили, так и будут гнить не поднятые и не восстановленные краеведами-любителями предметы прошлого.