Сегодня граждане, которые не могут закрывать глаза на негативные последствия чрезвычайных происшествий и социальных катаклизмов, активно вовлекаются в движение добровольцев. Добровольческие и волонтерские инициативы не столько дублируют функции государственных инспекций по части охраны здоровья и окружающей среды, сколь демонстрируют, что многие готовы помогать друг другу без контроля госорганов.
Главным образом, подобные инициативы процветают в интернете, откуда, в свою очередь, они активно выбираются в офлайн. Один из подобных примеров — это сайт «Виртуальная Рында» (rynda.ru). Сейчас это наиболее успешный проект по координации добровольцев. Интерактивная карта сайта работает по всей территории страны. Команда портала заслужила доверие сетевой аудитории в 2010 году: тогда полыхали деревни, семьи оставались без крова, а столица задыхалась от смога.
Ответом на человеческое горе, когда люди теряли последнее имущество, стала вспышка энтузиазма, которая кристаллизовалась, прежде всего, в сети. Тем летом стало понятно, что в век повсеместного распространения сотовой связи и социальных сетей проблема отсутствия информации не стоит. Наоборот, ее слишком много! Особенно ярко это проявилось во время недавних взрывов на бостонском марафоне, когда каждый транслировал новости прямо с места событий.
«Рында» возникла в виду необходимости модерировать поступающие вести. Они шли из разных источников, причем зачастую непроверенных. Через несколько суток после начала работ личный номер одного из волонтеров стал принимать звонки по «горячей линии». На сайт поступали данные об очагах возгорания, о нуждающихся людях и добровольных помощниках. На тот момент задача создателей портала состояла в дублировании функций официальных служб. Люди знали, что здесь их крик о помощи точно найдет адресата. Вскоре процесс координации между людьми становился менее хаотичным.
О себе авторы проекта говорят так: «Портал — это средство для координации взаимопомощи, чья задача раскрыть потенциал российского сетевого сообщества. Сбор, анализ, обработка и предоставление такой информации помогают максимально эффективно связать участников событий с теми, кто может им помочь».
Когда пожары отступили, и пик кризиса миновал, то оказалось, что портал по-прежнему пользуется популярностью. Сюда стали поступать сообщения, тематика которых была далека от пожаров. И не удивительно — люди, видя как быстро реагируют на их сигнал SOS, стали писать с просьбой помочь и при прочих неприятностях.
Сейчас на сайте большая часть запросов это помощь многодетным семьям и бездомным, поиск юристов для пенсионеров и рабочих рук для детского дома, реклама субботников и посадок деревьев в лесу. Типичное сообщение выглядит примерно так: «Для борьбы с весенними травяными пожарами проводим агиткампанию. Приглашаем на обучающий семинар в эти выходные».
Либо «на первомайские праздники хочу вывезти на посадки весь свой караван-сарай в составе двух женщин, мальчика 12-ти лет, довольно шустрого и непоседливого пса, пару рюкзаков и палаток-пенок. Ищу смелого водителя-добровольца».
На сайте есть не только общая карта, где видны все обращения о просьбах, но отдельно отмечены кризисные ситуации, которые требуют сиюминутного вмешательства — пожары, заморозки, донорство и поиск пропавших людей. Последняя тема особенно востребована активистами «ЛизаАлерт», добровольного поисково-спасательного отряда.
Запрос о помощи, поступивший на сайт, изначально находится в режиме премодерации. В отведенное время идет проверка честности автора. С ним связывается член команды сайта и просит, если требуется, необходимые фото и официальные бумаги. «Если у погорельцев нет соответствующих документов, всегда найдется подтверждающий снимок,» — объясняет один из модераторов — «практика показывает, что чем больше деталей, тем выше количество желающих помочь».
Ответственные за «Рынду» признают, что «сегодня в разы легче реагировать на стрессовые ситуации, когда уже есть накопленный опыт и люди, готовые помогать где угодно». В свою очередь, модераторы обязуются найти добровольцам нужное снаряжение, провиант и смену. На текущий момент сайт, найдя свою аудиторию и набрав союзников, стал ресурсом, полезным уже и в повседневной жизни.
Опыт показывает, что в период кризиса люди готовы к объединению для оказании взаимной помощи. К сожалению, левые активисты, которые так часто говорят о необходимости сплочения и солидарности, более чем пассивны в подобных инициативах. Они рассказывают о примерах «работающей анархии» лишь спустя время на страницах своих журналов и книг. Несмотря на объективную критику аполитичного волонтерства и печальный опыт добровольцев царской России, гражданские активисты продолжают действовать, и порой гораздо эффективнее свой политизированых коллег. Они не ставят своей целью кардинальное изменение общественного настроения и поведения граждан — иначе подобный опыт претендовал бы на маркер «политического», тем не менее, успешно демонстрируют практическую возможность актуализации проблемы и дальнейшей кооперации населения для ее совместного решения.
Опыт координации низовых инициатив мог бы быть полезен и тем, кто открыто провозглашает необходимость политических изменений. Тем более, что волонтерскую деятельность подчас осуществляют люди, напрямую сталкивающиеся с равнодушием чиновников и неповоротливостью госмашины. Подчас добровольцы выполняют работу ведомств (пожарная охрана, ЧС, медицина), тем самым беря на себя исполнение тех немногих социальных функций, что берет на себя государство. Это оправдывает собственную необходимость для жителей. Их опыт был бы полезен и тем левым активистам, которые сталкиваются со столь любимым простым народом лишь при раздаче агитматериалов у проходных и на митингах.