«Пациентка: Мы не прививаемся!
Доктор Хаус: Думаете, прививки не работают?
Пациентка: Думаю, что мне их навязывают фармацевтические компании, чтобы заработать побольше денег.
Доктор Хаус: Знаете, какой бизнес на самом деле замечательный? Производство маленьких симпатичных детских гробиков!»
Телесериал «Доктор Хаус»
14 мая 1796 года английский хирург Эдвард Дженнер привил 8-летнему Джеймсу Фипсу коровью оспу, а через полтора месяца – человеческую. Мальчик не заболел. Это великое событие означало возможность начала массовой и по большей части безопасной вакцинации.
До Дженнера прививки тоже практиковались. Китайцы, например, вкладывали в нос тампоны, пропитанные гноем оспенных больных. Имели место случаи, когда в кожу втирали размолоченные в порошок оспенные корки. Все это нередко приводило к прямо противоположному эффекту, провоцируя вспышки этой опасной болезни.
Однако Дженнер, нашедший способ спасти миллионы людей от оспы, в то же время нечаянно спровоцировал появление одного из самых опасных видов шарлатанства – антивакцинаторства.
По степени глупости, невежества и мракобесия и, самое главное, наносимого обществу вреда борцов с прививками можно поставить в один ряд с гомеопатами, СПИД-диссидентами, иглоукалывателями и прочими.
Условно антивакцинаторов можно разделить на две категории. Первая и самая опасная – это люди с медицинским или околомедицинским образованием, прекрасно понимающие все несуразность своих претензий к прививкам. Этими мерзавцами движет в первую очередь корыстный интерес. Создавая ажиотаж и панику, они получают отличную возможность публиковать свои сочинения, наполненные летальными дозами ахинеи, и неплохо на этом зарабатывать. В самом деле, если вы напишете книжку, в которой будете говорить, что вакцинироваться – это правильно и хорошо, то круг ваших читателей вряд ли будет очень широким по причине банальности предлагаемого сюжета. Другое дело – выступить с «сенсационным» и «срывающим покровы» заявлением в стиле «прививки – это оружие геноцида русского народа». В этом случае вам гарантирован определенный успех благодаря доверчивой и, к сожалению, весьма многочисленной части наших сограждан. Это вторая категория антивакцинаторов – пугливые и наивные обыватели, взбалмошные мамаши-всезнайки и просто очень глупые люди. Они ничего не знают о медицине, прививках, иммунитете и так далее, но благодаря книжкам Червонской и Котока (самые видные деятели отечественного антивакцинаторства) считают, что им наконец-то открылась правда.
Любопытно, что вся эта белиберда парадоксальным образом порой приобретает оттенок левизны. Просмотрев с десяток соответствующих сайтов, автор убедился, что один из самых распространённых аргументов антипрививочников звучит примерно так: «вакцины изготавливают корпорации, чтобы заработать на этом миллионы». Забавно, что из такого объективно верного утверждения непонятным образом делается вывод о бесполезности и даже опасности вакцин. Те, кто использует этот аргумент, однако, не спешат раздеться догола и выбросить из дома всю бытовую технику, за производством которой тоже стоят корпорации. Да, мировой капитал наживается на всем, чем может, но это не делает продукцию принадлежащих ему заводов и фабрик автоматически ненужной и вредной. Более того, вакцины используются не только в капиталистических странах, но и в тех, где изготовление этих препаратов находится в руках государства, которое прививает своих граждан БЕСПЛАТНО! Ради выгоды? Ну, разумеется, только состоит она в том, чтобы в стране было побольше здоровых людей, а стало быть, рабочих рук.
Более просвещенные стремятся щегольнуть эрудицией, прибегая к цветистой наукообразной риторике.
Один из их самых любимых упреков по адресу врачей – то, что в состав вакцин входит ртуть, а точнее, мертиолят.
Этим словом антипрививочники любят бросаться с особой страстью, вопреки тому, что мертиолят это, во-первых, не сама ртуть, а соль, в состав которой она входит. Во-вторых, и это самое главное, смертельная доза этого вещества составляет от 45 до 66 мг/кг, в то время как в одной прививочной дозе его всего 0,05 мг. Печально, что, несмотря на эти факты, в Европе и США антипрививочники смогли устроить такую масштабную истерику, что использование этого вещества при вакцинировании оказалось под запретом.
Аналогичные претензии, тысячекратно опровергнутые научным сообществом, предъявляются и к другим компонентам (алюминий, фенол, формальдегид и пр.), входящим в состав вакцин.
Что касается научности антивакцинаторских утверждений, то их можно в полной мере отнести к разряду лженаучных по целому ряду признаков, из которых наиболее яркий – это не апелляция к ученому сообществу (которое продалось фармацевтическим компаниям), а жонглирование религиозной и политической фразеологией. Червонская, к примеру, задается вопросом «Как можно православным вакцинироваться?!» и ставит своих поклонников перед весьма нелепой дилеммой, суть которой можно выразить так – или мы доверяем богу, или оказываем помощь детям. Другая критиканка прививок Кириличева говорит о «правде божьей», а на все возражения настоящих врачей отвечает приторной блаженной полуулыбкой.
В то же время важно понять: в отличие от, скажем, шарлатанов, подвизающихся на ниве исторических или астрономических изысканий, вред антивакцинаторов носит очень конкретный и реальный характер.
Во-первых, они угрожают расправой тем исследователям, которые опровергают их белиберду, как это было с Полом Оффитом, автором книги «Лжепророки аутизма», где доказана полная безосновательность заявлений о связи прививок и аутизма. Во-вторых, даже сама пропаганда отказа от вакцин приводит к многочисленным жертвам.
Едва эти полуобразованные пустомели начали морочить мозг человечеству, как сразу оставили за собой кровавый след. Еще в конце XIX века благодаря истеричной пропаганде богомольных антивакцинаторов от прививок отказалось 60 процентов жителей Стокгольма, что спровоцировало эпидемию оспы, закончившуюся, как ни странно, после возобновления массовой вакцинации. В 1974 году СМИ Великобритании начали вопить о вреде прививок против коклюша, что закономерно привело к соответствующей эпидемии. Вначале 90-х по СНГ прокатилась эпидемия дифтерии, унесшая около 5 тысяч жизней. Эти смерти на совести пророков антивакцинаторства, развернувших в те годы активную деятельность по промыванию мозгов.
Ничего, кроме ненависти, не может вызвать история, случившаяся в северной части Нигерии. Там религия метастазировала в мозг местным консервативным лидерам, которые развернули такую богоугодную борьбу с вакцинами, что население поразила эпидемия полиомиелита, которая к тому же перекинулась на соседние районы. Урок впрок не пошел. Политики были так озабочены службой боженьке, что продолжили губить свой народ, отказываясь от прививок. В итоге, кроме полиомиелита, там прокатились эпидемии дифтерии и кори. В 2006 году из всех новых случаев полиомиелита больше половины зафиксировано именно в Нигерии. Стоит ли говорить, что всему этому сопутствовала смерть, смерть и смерть. Вот самое яркое доказательство того, что бывает, если не бороться с пропагандой антивакцинаторства, апологеты которого, безусловно, заслуживают тюремных камер больше чем любой другой лжеученый.
В Бенгалии антивакцинаторское безумие приняло особо шизофренические формы. Местные религиозные лидеры, видимо, посчитав, что их народ чрезмерно счастлив и здоров, стали стращать его прививками, которые якобы вызывают «импотенцию и понос». Стоит ли говорить чем это закончилось…
В Афганистане и Пакистане радикальные мусульмане развернули против врачей, делающих прививки самый настоящий террор. Медиков убивали за то, что они якобы вводят правоверным препарат, в состав которого входит… свинина! Лишь в 2013 году талибы заявили, что больше бороться с прививками не станут, так как признают «невозможность справиться с полиомиелитом другими методами». Убийства, впрочем, не прекратились. По сей день в Пакистане фундаменталисты взрывают центры вакцинации и лишают жизни врачей, пытающихся спасти детей от ужасов полиомиелита. К осени 2013 года убито уже 36 членов вакцинаторских команд.
От одного края света к другому, в западном и восточном полушариях Земли, растет и множится зараза антивакцинаторства, чтобы в один прекрасный день ворваться в повседневную жизнь и привести с собой смерть. Все, что следует сделать, дабы этого не произошло, – не слушать этих одержимых маньяков и предостерегать тех, кто уже развесил уши.