Полгода остается до вступления в силу налога на жилье. 28 регионов одобрили эту практику, и потому миллионам россиян придется в 2017 году его уплатить. В 2014 году определенные государством ставки многим казались незначительными, а сам сбор – почти незаметным. Потому мало кто задумывался о сущности нового налога. Однако его размер будет от года к году возрастать, и разобраться с этим сбором необходимо уже сейчас.
Власти осторожно продвигают новый налог. Это нужно, чтобы люди не испугались и постепенно привыкли жить при налоге на жилье, именуемом официально налогом на имущество физических лиц. В начале 2015 года налог был подправлен. Теперь он должен рассчитываться из кадастровой (приближенной к рыночной) цены имущества. Налог этот касается жилых домов, квартир и комнат, гаражей и машино-мест, различных помещений, используемых для творчества или экономической деятельности. Он также не обходит стороной недостроенные объекты граждан, подсобные хозяйства и дачи. Со всего отныне россияне должны уплачивать налоги. И чем дороже оценивается имущество, тем больший сбор предстоит уплатить государству. Вопрос лишь в том, почему нужно это делать?
Россияне проглотили наживку: они никак не отреагировали на введение налога, который сперва многим показался декоративным. Протестов не последовало после того, как налог начал обретать новую форму. Возможно, отчасти на это повлияла информационная компания, суть которой — налог нужен для подпитки местных бюджетов, а ведь именно за их счет идет финансирование значительной части социальной сферы. Однако, сколько бы чиновники не говорили о том, что налоги на имущество в «развитых странах» дают муниципальным бюджетам от 40 до 70% дохода, неправедную сущность входящего в силу сбора не скрыть.
Ставку налога должны устанавливать местные власти. Федеральный центр становится как бы ни причем.
Между тем налог на жилье и другую недвижимость обычных граждан – это налог на прежние доходы, с которых уже были уплачены все налоги и социальные отчисления.
Семья работала, копила деньги и обзаводилась участком земли, на котором они возводили скромный летний домик. Почему с него должен браться какой-то налог? Почему налог должен собираться с жилья, как правило, тесного, потому что у его обитателей не хватает денег на расширение жилой площади? Факт законного приобретения квартиры в советское время не является основанием для налога. Нет его и в других случаях.
Однако критическое восприятие налога на имущество физических лиц просыпается лишь когда понимаешь механизм его расчета и видишь итоговые суммы. Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения в 300 000 рублей (ее полагается умножить еще на коэффициент-дефлятор) позволяет собирать налог до 0,1%. Далее сумма и размер возможного налога возрастают. Имущество свыше 500 000 рублей, стандартное для большинства трудящихся, можно облагать еще более активно. Здесь ставка налога допускается от 0,3 до 2%. Правда, пока с жилых помещений муниципальным властям можно собирать лишь 0,1% от стоимости, определенной чиновниками. Для скромной Подмосковной квартиры стоимостью в 7 млн рублей это означает годовой налог в 7 000 рублей.
Недавно «Известия» опубликовали новую информацию о налоге на квартиры жителей России. Была представлена и таблица, согласно которой расходы домашних хозяйств на уплату налога будут год от года возрастать. Для некоторых владельцев столичного жилья налог может оказаться даже неподъемным, что принудит их переселиться за Московскую кольцевую автодорогу. Возможно, это бегство из Москвы даже будет выгодно строителям нового жилья, а богатым коллекционерам сталинских квартир поможет купить их подешевле. Но это не все, что бросается в глаза.
В таблице видно, немалый налог (при ставке в 0,1% от кадастровой стоимости) должны уплачивать даже владельцы маленьких квартир. Не берется во внимание и то, сколько человек проживает на той или иной жилой площади. Но налог вводится не для того, чтобы трудящиеся жили лучше, а для пополнения казны за их счет и для перераспределения имущества в пользу богатых граждан. Должен же кто-то выигрывать от кризиса?
Сторонники налога уверяют: если разделить сумму налога на месяца, то он кажется не слишком тягостным. Однако в условиях сокращающихся реальных доходов населения, перегруженности семей долгами и все более сильной коммерциализации социальной сферы, деньги эти не являются у людей лишними. А их скромное жилище никак не тянет на предмет роскоши, каковые действительно должны облагаться суровыми налогами.
Примечательно и то, что налог падает на обитателей используемого жилья, тогда как простаивающая инвестиционная недвижимость специальными репрессивными налогами не облагается.
Жильцы хрущеб и хозяева дворцов оказываются в одном ряду. Конечно, последние могут заявить, что свои дома в тысячи «квадратов» они заполняют менее интенсивно. Но именно бедность основной массы населения приводит к переполненности жилой площади. Большинство россиян даже мечтать не могут, что в их доме, кроме спален, будет еще зал, который не будет превращаться по ночам в спальню. Совсем плохо обстоят дела с комнатами для детей. Доходит до того, что несколько разнополых подростков живут в одной комнате. А ведь оба их родителя могут относительно неплохо зарабатывать, относя себя к «среднему классу». И никаких изменений к лучшему здесь не видно.
Даже ранее имевший место рост экономики не исправил ситуации: застройщики почти не строят четырехкомнатных квартир, мало строят трехкомнатных квартир, а делают ставку на маленькие студии, «однушки» и «двушки». Именно эти квартиры показались недавно столь забавными первому вице-премьеру Игорю Шувалову, куратору экономического блока правительства и любителю дорогой недвижимости.
От налога на жилье не освобождаются люди, выплачивающие ипотечные кредиты. Этот налог вообще придуман не для того, чтобы от него можно было легко уклониться. Он должен помочь государству собрать больше денег с низов общества, чье имущество отныне будет облагаться все более активно. Если добавить к налогу на квартиру, комнату или дом сбор с огорода, гаража и дачу, то получится, что «обремененный» имуществом гражданин или семья должны ежегодно перечислять государству порядка 15 000 рублей. А если семья проживает в Москве, то налогов с нее можно взять в разы больше.
Налог на имущество физических лиц имеет еще один аспект. Некогда в России главным налогом была подушная подать, с представителей аристократии, естественно, не собираемая. Собирали ее с крестьян. Теперь налог на имущество потомков этих душ может принести государству около 400 млрд рублей.
Деньги эти будут оторваны от потребительских расходов в то самое время, когда они и так постоянно снижаются. Налог усилит кризис в экономике, хотя может помочь местным властям подлатать на время дыры в бюджете.
Федеральная налоговая служба подчеркивает якобы присущий налогу на имущество справедливый характер. Чиновники уверяют: за дворец придется платить больший налог, чем за старую тесную советскую квартирку. Они лишь забывают добавить, что в ней может ютиться большая и бедная семья, с которой будет взиматься налог. Избавить от него может третий ребенок в семье, и то, если местные власти посчитают это основанием для предоставления льготы. Льготы могут коснуться не только квартир, но и дач, включая все постройки — сараи и бани. Было бы кому их на местах ввести. Однако ожидать многих льгот не стоит. С другой стороны, взимать налог по числу окон пока не собираются, но склад инструментов, гараж или туалетный «домик» у загородного дома под налог попадают. И их не скрыть.
Федеральные чиновники делают акцент на якобы благородной сути налога на имущество. Они избегают употреблять словосочетание «налог на жилье», поскольку налог тогда предстанет во всей репрессивной красе. А чиновники уверяют: притеснены будут лишь владельцы слишком просторных квартир и особняков. На деле налог должен увеличить расходы россиян на дачи, особенно вблизи крупных городов, где велика рыночная цена земли. Должно затрудниться самостоятельное строительство. В выигрыше должны быть компании-застройщики, продажи у которых падают уже несколько лет.
Половину жилья в стране граждане все последние годы строили сами. Другую половину — покупали. Налог на участки, пригодные для индивидуального жилищного строительства, давно решено держать на высоком уровне. Под налог попадают и стройки. А они тянутся порой долгие годы, поскольку денег люди имеют мало, а строят жилье зачастую своими руками. Помешать этим людям — одна из задач налога. Они должны понять, что самостоятельное строительство жилья слишком затратно, и правильнее покупать его в готовом виде на рынке.
Естественно, налог на имущество в разных районах отличается. Причем чиновники могут завышать стоимость жилья и земли, чтобы легально согнать с нее граждан.
Налог может стать причиной продажи земли или жилья, там где есть интерес крупного бизнеса. Неуплата налога способна привести к принудительному переселению.
Представьте небогатую семью, гнилой дом которой вместе с огородом оценен в 50 млн рублей потому, что находится в «элитной» части города. Уплатить 50 с лишним тысяч рублей налога в год людям не по силам. Они будут вынуждены продать все свое имущество по скромной цене. Однако пока это больше сценарий возможного применения налога, который только лишь апробируется.
Москвичи пока более остальных россиян озабочены новым налогом. Некоторые уже успели накопить долг за «роскошную» дачу перед налоговыми органами. Однако это наследие старого, мягкого налога на имущество. Кадастровая стоимость имущества граждан еще оценивается. И чиновники спешат, поскольку цены имеют тенденцию не к росту, а к понижению. Весь переход к новой системе должен занять, кроме 2015 года, еще 2016-2019 годы. Когда он будет завершен, о налогах на имущество измеряемых в пределах тысячи рублей придется забыть. Суммы выйдут на другой уровень. Зная наше государство, можно сказать: налог будет повышаться с каждым годом, даже если цены на облагаемое имущество упадут вдвое под влиянием кризиса.
2016 год — это период, когда налог на имущество по кадастровой его стоимости вводится в 28 регионах, включая Москву и Подмосковье. Платежки на налог придут не позднее весны 2017 года, и, вероятно, вызовут немалое удивление. Пенсионерам волноваться не стоит, уверяют чиновники. Они входят в группу льготников, определяемую налоговым кодексом. Но лишь один объект обложения может быть избавлен от налога. Если это квартира, то за дачу со всеми сарайчиками придется платить налог. Сколько после этого будет выставлено на продажу дач, участков и квартир, и как это повлияет на рынок, вопрос открытый.
Чиновники пытаются убедить налогоплательщиков, что сбор на их имущество позволит построить новые детские сады и школы, привести в порядок детские площадки, обеспечить новые дороги и развязки. Все это звучит чрезвычайно притягательно. Однако местные власти имеют так много долгов, что налоговые поступления могут попросту пойти на подкормку кредиторов.
Фактически налог окажется еще одним способом поддержать финансовый сектор. В столице он поможет осуществить его давнюю мечту: выдавить часть жителей на окраины, поскольку элитарность жилья будет определяться районом, а уже потом качеством постройки, и уж никак не размерами квартиры.
Предусмотрено избавление от налога для владельцев десятиметровых комнат в коммуналке, двадцатиметровых квартир и пятидесятиметровых жилых домов. Это мало кого спасет. Всем остальным гражданам, если они не попадут под другие льготы, в той или иной доле придется налог платить, если только они не будут сообща сопротивляться. На последнее чиновники всерьез не рассчитывают. Но все же такого сценария они немного опасаются, потому налог на имущество, главное из которого жилье, вводится и повышаться будет постепенно.