Информагентство РЕГНУМ опубликовало две новости: президент Болгарии Росен Плевнелиев на встрече с болгарским военным контингентом KFOR в Косово сказал, что болгарские военнослужащие пользуются в этом криминальном государстве неиссякаемым авторитетом и останутся там до полного утверждения демократических институтов. Заявление прозвучало на фоне убийства албанскими неонацистами болгарского сотрудника ООН Валентина Крумова (его приняли за серба) и атаки албанских боевиков на македонский КПП на сербской границе Гошинце, где жизнь и здоровье пограничников и таможенников (этнических болгар) находятся под серьезной угрозой.
Росен Плевнелиев в очередной раз заявил о приоритете американских и европейских ценностей над национальными. Даже стыдно, что он родился и вырос в географическом районе Македония. Пострадавшие на КПП «Гошинце» и в смешанных районах Республики Македония – его земляки.
Росена Плевнелиева избрали президентом осенью 2011 г. на волне популярности его крепкого (и в буквальном, и в переносном смысле) политического покровителя – премьер-министра Бойко Борисова (Болгария – парламентская республика). Потом, после событий конца 2013 – начала 2014 гг., он оставался единственным представителем правящей партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) во власти. На фоне триумфального возвращения Бойко Борисова никто не может даже помышлять убрать его с высокого поста.
ГЕРБ лишился власти из-за народных волнений – чешская электрическая компания ЧЕЗ, которая владеет болгарскими источниками электроэнергии, в разы повысила цены на ЖХК.
Таким образом, именно чешское правительство наказало болгар за их слишком правоверную, европейскую и евро-атлантическую ориентацию. Между тем болгарский народ до сих пор пытает теплые чувства к России. И к Чехии тоже – братская славянская страна после освобождения Болгарии много помогала установлению государственных структур и развитию экономики. Однако после этих событий между болгарским и чешским президентами началась перепалка, которая продолжается до сих пор. И уже переходит в грубую брань – недавно чешский президент Милош Земан назвал болгарского коллегу «ж***й» и объявил, что для него закрыты двери президентского дворца Градчаны в Праге, также как и для посла США в Чешской Республике. Росен Плевнелиев пока не отреагировал – ждет реакции американского дипломата. А Милош Земан собирается в Москву на 9 мая.
В очередной раз возникает вопрос: почему чешский глава государства может позволить себе больше самостоятельности во внешней политике и независимости в отношениях с другими славянскими государствами (прежде всего с Россией), чем болгарский? Дело здесь не в личностях: до Милоша Земана в истории независимой Чехии были и другие президенты и премьер-министры, которые не оглядывались все время на Брюссель и Вашингтон, принимая политические решение. В отличие от них, высшие болгарские руководители (после премьер-министра Жана Виденова, выпускника МГИМО, который подал в отставку в конце 1996 г.) всегда должны были сверять часы с партнерами из Брюсселя и Вашингтона по любому важному и не очень важному поводу.
Между тем всем более-менее грамотным историкам известно, что если бы болгарская армия не была включена в состав 3-го украинского фронта и не отразила бы последнее немецкое наступление на Восточном фронте у реки Драва (чем сильно приблизила конец войны), то Болгария как союзник нацистской Германии и фашистской Италии была бы территориально урезана. Во всяком случае, греческие реваншисты имели претензии на болгарские территории вплоть до Пловдива. И министры иностранных дел СССР и Болгарии Вячеслав Молотов и Василь Коларов не смогли бы защитить болгарские национальные интересы при подписании мирного договора в Париже, не участвуй болгарская армия в разгроме фашизма. За это автор этих строк публично поблагодарил внука Молотова – Вячеслава Никонова во время присвоения ему звания почетного доктора Варненского свободного университета «Черноризец Храбрый» в январе 2009 г.
Молотов учитывал и другие факты, которые ему подсказывал Коларов: например, системный саботаж со стороны болгарских боевых групп железнодорожных перевозок с амуницией и логистическим обеспечением для вермахта на Восточном фронте; действия болгарских партизан, которые сковывали вражескую армию, не давая ей возможность проявить себя в соседних странах.
Так что с таким активом было бы логично, если бы болгарская военная часть маршировала по Красной площади 9 мая рядом с другими военнослужащими стран-победителей фашизма.
Основная причина: Советская армия совершила 8-9 сентября поход через территорию Болгарии без единого выстрела!
Еще до начала Ясско-Кишиневской операции бывший генсек Коминтерна, заведующий отделом «Международной информации» в ЦК КПСС Георгий Димитров встретился с командующим 3-го украинского фронта маршалом Толбухиным и сказал ему: «Федор Иванович, войны в Болгарии не будет!» Так и случилось: даже двухдневные сражения болгарских партизан с юнкерами, оборонявшими крепость Шумен, обошлись без вмешательства красноармейцев. Несмотря на многократные просьбы партизанских командиров о помощи, Толбухин и его подчиненные сдержали обещание, данное Димитрову – не стрелять в болгарских солдат.
На фоне этих событий 70-летней давности мы сейчас слышим от президента, премьер-министра и прежде всего от министров внутренних дел и обороны чудовищные обвинения в адрес СССР, РККА и современной России, которые иногда ставят под сомнение психическое здоровье их авторов. Например, чего стоят одни упреки по поводу притеснений национальных меньшинств в Крыму на фоне почти незамедлительного объявления болгарской автономии на полуострове после его возвращения в состав Российской Федерации?!
Однако антироссийские установки болгарских политиков бьют прежде всего по болгарскому народу. Чего стоит отказ от «Южного потока» и заключение договора с американской компанией «Вестингхаус», произошедшие по вине прошлого коалиционного правительства Болгарской социалистической партии (БСП), Движения прав и свобод (ДПС) и партии «Атака», которая на словах выступает за болгаро-российскую дружбу и за невмешательство в украинские дела!
В итоге сейчас оказывается, что «Вестингсхаус» не согласен финансировать строительство и ремонт АЭС «Козлодуй», а интересуется только прибылью, которую должен получить за свою работу. Это означает, что болгарские ядерные специалисты и строители должны начать с нуля, чтобы обеспечить энергетическую безопасность государства. Конечно, никто из социалистов или агентов Анкары не понесет ответственности за проваленный проект и все останутся в элите военно-политического и финансово-экономического класса. Этот процесс набирает силу уже больше 25 лет. И вряд ли когда-нибудь закончится так, чтобы все стороны были довольными.
Он, однако, может закончиться по-другому: либо Болгария навсегда останется без ядерной энергетики, что и является целью европейских, прежде всего французских наставников (и спонсоров) болгарских политиков. Либо вся Юго-Восточная Европа окажется под угрозой ядерной катастрофы. А опыт Чернобыля и Фукусимы учит нас, что последствия скажутся на всем мире.
Так или иначе, на этом этапе болгарские политики упустили шанс на то, чтобы АЭС обзавелась дешевыми и надежными российскими реакторами.
И не видно никаких попыток исправить эту ошибку. Вместо этого президент Росен Плевнелиев, министр иностранных дел Даниэль Митов, министр обороны Николай Ненчев соревнуются в антироссийских выпадах и в угрозах, что не поедут в Москву на Парад Победы (как будто без них он не состоится). На этом фоне премьер-министр Бойко Борисов ведет себя более чем сдержанно. После возвращения Крыма в состав РФ он не был замечен в проявлениях слепой ненависти к Москве и мести за двойное освобождение – от турок и от фашизма.
Пока некоторые активисты его партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) и прежде всего коалиционные партнеры из ультраправого, антироссийского Реформаторского блока (РБ) стараются доказать старую еврейскую пословицу «доброе дело не остается безнаказанным» и пробуют наказать Россию и угодить спонсорам из Анкары (которой нужен «Турецкий поток» и «Южный газовый коридор»), Брюсселя, Парижа (которые хотят установить французскую монополию на АЭС в Европе), и Вашингтона (который хочет огородить Россию, в том числе и Которым, военными базами и командно-контрольными пунктами).
Болгарские правящие круги никак не заинтересованы ни в энергетической независимости страны, ни в возможности оказаться под логичным ответным ударом со стороны Черноморского флота РФ.
Они привыкли думать только своими карманами – чтобы они пополнялись за счет болгарского народа. Вопрос в том, сколько еще последний будет терпеть такое положение дел.
На этом фоне логично выглядит отказ болгарского парламента отметить живых и почтить память мертвых антифашистов, которые во время войны организовали партизанское движение в горах, и городские боевые группы в больших и некоторых маленьких населенных пунктах. В отличие от новоприсоединенных территорий, где болгарское население встретило с воодушевлением воссоединение с родиной, на территории Царства Болгария до весны 1940-го года деятели Болгарской рабочей партии (БРП), переименованной на определенный период в Болгарскую коммунистическую партию, сохранили и развивали свои структуры и были готовы поднять своих сторонников на восстание против прогерманских властей страны.
Конечно, пакт Молотова – Риббентропа привел их в определенное замешательство, однако после 22 июня 1941 г. они быстро смогли организовать вооруженное сопротивление. С помощью болгар – деятелей Коминтерна и ветеранов Гражданской войны в Испании, что добрались до родины, на самолетах и подводных лодках было положено начало созданию партизанских отрядов и городских боевых групп. Одной из первых акций городской боевой группы в городе Русе на Дунае был подрыв железнодорожного состава, груженного амуницией и припасами для вермахта, приготовленными для битвы под Москвой. Командовал акцией Леон Таджер. Одним из участников операции был отец автора этих строк Иван Коларов. Акция прошла удачно и осталась в истории сопротивления в Русе.
Так что выступления Росена Плевнелиева и отношение болгарского парламента к ветеранам антифашистской борьбы не останутся незамеченными в цивилизованной Европе. И в России тоже.