При повторяющихся разговорах о необходимости федерализации соседней Украины стоит вспомнить, что официальное название собственно России соотносится с термином «федерация». Несмотря на это, более унитарное государство в мире трудно найти: права регионов сужены до минимума; действует институт полпредов, до недавнего времени главы регионов назначались из центра, в планах вернуть практику для крупных городов. Основой федерального государства является местная территориальная единица — муниципалитет. Слово «муниципалитет» произошло от латинского municipium — римляне так называли города, имевшие право на самоуправление.
Впрочем, современная история таких объединений также лишена оптимизма. В частности, минувшей осенью на Всероссийском съезде муниципальных образований Владимир Путин обратился к губернаторам с просьбой решить проблему слабых и несамостоятельных единиц, «сбалансировав доходы и полномочия», что по-простому значит избавиться вконец от местного самоуправления (МСУ). Одной из причин усиления внимания — победа оппозиционных кандидатов в Новосибирске, Петрозаводске, Екатеринбурге.
Принятый 16 апреля депутатами законопроект по сути убивает возможность местного самоуправления в городах, ведь это, по их словам, «привело во многих случаях к потере связи между населением и городской властью». Интересно, что большая часть из «потерявших связь» это члены «Единой России».
Сейчас муниципальная реформа отвечает всем федеральным трендам и запросам в отношении МСУ — сокращение полномочий и как следствие единиц местного самоуправления. Жители объединяемых муниципалитетов и эксперты обращают внимание на ускоренный темп реформы и сроки, в которые правительство планирует ее осуществить: к концу 2015 года проект должен быть завершен.
Объединения административного центра и муниципального района могут коснуться Коломны, Красногорска, Мытищ, Люберец, Серпухова, Наро-Фоминска, Щелково, Истры и Чехова. Передавать полномочия на верхний уровень планируют в Можайском и Солнечногорском районе. Планируется сокращение малых дотационных поселений с учетом передачи полномочий на верхний уровень. Затем объединение сельских поселений, потом — сращивание муниципальных районов с административным центром, а также слияние двух одинаковых по статусу городских округ в один с созданием единого муниципального органа.
Согласно официальным подсчетам, экономия в результате сокращения чиновничьего аппарата и расходов на «лишние» муниципалитеты составит до 10 млрд. руб. ежегодно, но конкретные цифры главное управление территориальной политики не предоставило.
Например, руководитель главного подмосковного управления территориальной политики Эльмира Хаймурзина предлагает решить эту проблему с помощью создания ТОСов. ТОС — это территориальное общественное самоуправление: «В этом году впервые в рамках нашего отдела мы предусмотрели отдельное финансирование на поддержку ТОСов. Мне кажется, что во многих точках такой ТОС можно и нужно создавать» — отстаивает свою точку зрения чиновница.
ТОС — это и подъезд многоквартирного жилого дома, и микрорайон, и село. Однако несмотря на то, что соответствующий закон был принят еще в 1995 год, воз и ныне там.
Эксперт в области муниципального управления Роальд Бабун, вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, анализируя процессы укрупнения муниципальных образований, отмечает, что ТОСы могут быть механизмом самоорганизации граждан.
Однако ни в коем случае не способны заменить функции муниципального органа власти. ТОСы формируются добровольно и не обязывают жителей исполнять принятые решения, так как не имеют принудительных мер. Также, по мнению господина Бабуна, следует избегать преобразования крупных муниципальных районов в городские округа, в связи с чем сельские и городские поселения будут упразднены. В таком случае муниципалитет нового городского округа, ответственный за большие территории, не сможет качественно исполнять свои полномочия.
Однако муниципальная реформа отвечает всем федеральным трендам и запросам в отношении МСУ. Хаймурзина привела слова Владимира Путина, который на Всероссийском съезде муниципальных образований призвал власть быть сильной и доступной, а именно, решить проблему слабых и несамостоятельных единиц. Такими единицами, по мнению президента, являются сельские поселения, где «уровень власти фактически мало дееспособен» и они «объективно обречены на невыполнение своих обязательств».
Иное мнение в деревне. В частности, в Колионово Егорьевского района Московской области. Прежде всего, Михаил Шляпников известен тем, что организовал здесь в 2010 году лагерь для тушения пожаров. Колионовец известен как тот самый подмосковный анархист, что приобщился к идеям, слушая аудиокниги Кропоткина во время уборки снега. «Одна из основных целей местного самоуправления — объединение людей, преобразование соседей в общность с близкими каждому целями. Это должно быть не вертикальное управление в виде сегодняшней бюрократической власти», говорит житель деревни. По его мнению, местные жители «ничего не просят — мы лишь хотим получить свое».
Однако он признает, что при нынешней коррупции и косности властей «самоуправление практически невозможно». Колионово — это одна из попыток создать местное самоуправление в нынешних условиях, когда чтобы лампочку закрутить нужно дойти до уровня вице-губернатора дойти. «Нас сближает только общая беда — вырубка леса, точечная застройка, незаконные свалки», усмехается Михаил. «Протест против власти это ерунда! Нужно добиться распоряжения средствами, осуществить монетаризацию влияния. Сейчас же муниципальное самоуправление кастрировано — власти хотят контролировать каждую копейку. Значит все так и будет идти на уровне директив и неработающих законов».
Он признается, что «нужный момент не пришел, либо все-таки упустили». Он имеет ввиду принятый в 1993 году закон Ельцина о самоуправлении. «Это был реальный шанс — говорили ведь тогда, берите суверенитета сколько хотите, но в то время всем было не до местного самоуправления».