Крупные американские высокотехнологические компании возвращают в США производственные мощности. К новой «моде» уже приобщились Apple, Google, Motorola, разместившие предприятия по производству своих товаров на родине. Эти события не остались без внимания аналитиков. Они объясняют происходящее либо грамотной политикой Обамы, либо патриотизмом американских капиталистов, озабоченных состоянием родной экономики, либо тем, что американцы просто не хотят дальнейшего усиления Китая. Однако за всем этим шумом нет реального анализа совокупности тех исторических процессов, которые и запустили механизм репатриации реального производства из стран Азии обратно на Запад. Между тем за последние годы произошли колоссальные изменения как в расстановке баланса сил между международными группировками крупного капитала, так и в структуре самого капиталистического общества. И эти изменения, будучи не заметными внешне, как и любые количественные накопления, в точности по диалектическому закону, готовы совершить резкий скачок в новое качественное состояние и изменить расклад сил в современной капиталистической системе.
Чтобы проследить, как зарождались те тенденции, что сегодня готовы изменить мир, отправимся на несколько десятилетий назад. В 1970-е годы вовсю происходил вывоз предприятий из развитых стран в развивающиеся. Крупные западные компании делали это в целях увеличения своих прибылей. Этот процесс был обусловлен тем, что в странах третьего мира рабочая сила была дешевле и, одновременно, бесправнее. Абсолютным выражением этого процесса стал Китай, благодаря огромному и нищему населению, а также диктату бюрократической машины КПК, подавлявшей любые выступления. Международные ТНК были довольны, прибыли текли рекой. Но в недрах победившей глобализации, как в вулкане, зарождались процессы, готовые взорвать изнутри систему, их же породившую.
В начале 2000-х гг. Китай стал активно воровать американские технологии и штамповать копии товаров известных марок. КНР постоянно обвиняли в воровстве брендов и промышленном шпионаже. Однако дальше обычных сотрясений воздуха дело не шло, за редкими исключениями в виде судебных исков по защите патентного права. Судиться с огромной массой мелких фабрик и мастерских, которые в огромных масштабах «ксерили» известные бренды, было просто не реально. Да и само качество этой продукции оставляло желать лучшего. Продукция китайских кустарных пиратов не пользовалась спросом у западного потребителя, уходя на реализацию в самые бедные страны. Кроме того, в тот период колоссальные прибыли от эксплуатации дешевой китайской рабочей силы были настолько огромны, что жалкие центы потенциальных убытков от этих копий для авторского права никто не хотел считать.
Но за прошедшее десятилетие все кардинально изменилось. Во-первых, на смену кустарным мастерским и полуподпольными фабрикам, копировавшим образцы крупнейших брендов, пришли гиганты индустрии, поставившие копирование на конвейер. Во-вторых, качество товаров, производимое современными китайскими компаниями вроде Lenovo, ZTE, BYD, уже практически сравнивается с ведущими мировыми прототипами. А значит, китайская продукция, созданная промышленными копиастами, уже начинает завоёвывать свое место под западно-капиталистическим солнцем. Но самое главное, китайские товары начинают конкурировать с… другими китайскими товарами! Товарам китайского производства, но с эмблемами известных брендов, противостоят китайские же товары, но без значков известных западных компаний на упаковках. И главное: последние постепенно выигрывают.
Западный покупатель, чьи карманы изрядно потрепал кризис, предпочитает более дешевую продукцию китайских компаний их же известным прототипам. И вот уже Lenovo выходит на 5-е место в мире по продажам ноутбуков, оттесняя на задворки Топ-10 рейтинга некогда лидировавший там Apple. Как же так? Основная причина такого, странного на первый взгляд, положения, заключается в авторском праве. В товарах, произведенных под китайскими марками, нет отчислений за использование патента западным компаниям, поэтому они дешевле.
Таким образом, крупнейшие ТНК находятся под угрозой потери своих прибылей, которые утекают в карманы китайских конкурентов, заполучивших технологии, но не платящих за их использование. Именно поэтому возвращение производства из стран Азии (прежде всего из Китая) в США – суровая необходимость. Это стремление удержать под своим контролем производство продукции, комплектующие и, главное, технологии.
Но в этом вопросе присутствует и другая, еще более скрытая сторона. За десятилетия победного шествия глобализации, серьезно изменился международный рынок труда. Если 20 лет назад западные компании выносили производство в Китай в расчете на дешевую и бесправную рабочую силу, то сегодня в распоряжении западных стран, и в первую очередь США, целые армии трудовых резервов, которые готовы прибыть в любую точку мира по первому щелчку капитала. Причем эти труадармии практически не «обезображены» классовым сознанием и не имеют намека на какое-либо подобие профсоюзного движения даже в отдаленном будущем. В то же время на них, как правило, не распространяется система социальной поддержки, что немаловажно для хозяев, поскольку бремя соцподдержки, как правило, делится между государством и капиталистом. И главное: у гастарбайтеров отсутствуют связи с существующими в западных странах профсоюзами. В общем, благодаря глобализации рынка труда и многомиллионным миграционным потокам ТНК могут «организовать» себе мини-Китай с доставкой на дом.
Поэтому неудивительно, что перенос предприятий «на родину» начался именно с США – страны, в которой почти 50 миллионов мигрантов (что сопоставимо с населением крупной европейской страны типа Испании). Сама география новых производств, открывшихся в США, подтверждает этот тезис. Новые предприятия располагаются в основном в южных и юго-западных районах страны (например, Техас), то есть вблизи Мексики, которая играет для США роль бездонной бочки, откуда можно беспрестанно черпать дешевую рабочую силу.
Таким образом, возвращение производства продукции крупными западными ТНК обратно в родные пенаты – не результат каких-либо заговоров и не проявление патриотизма американских капиталистов Это результат объективных процессов, обусловленных тремя факторами: 1) борьбой за сохранение мирового лидерства и прибылей, 2) авторским правом на технологии, 3) возможностью привлечения дешевой бесправной рабочей силы. Ничего личного — только бизнес.