На днях приключился интересный казус. Правозащитники потеряли Евгению Васильеву, местоположение которой должно быть очевидно после ее взятия под стражу. Да, даму, осужденную за коррупцию, не нашли по адресу ее новой прописки — во Владимирской колонии. Зато журналист РБК Александр Соколов и писатель Юрий Мухин «на месте» — в СИЗО-2.
В нашем обществе еще свежи воспоминания о громком и резонансном деле вокруг деятельности предыдущего главы Минобороны России, господина Анатолия Сердюкова и его подчиненной Евгении Васильевой. Как известно, за годы управления оборонным ведомством страны Сердюкову удалось выстроить гигантский коррупционный «спрут» с масштабной корпоративной структурой, включавшей компании «Оборонсервис» и «Славянка» и множество заинтересованных лиц во главе с самим министром.
Среди ключевых афер отмечалась незаконная продажа земель и капитальных строений, подведомственных министерству обороны, строительство за счет государственных средств инфраструктуры для личных целей и прочие «мелочи», вроде аренды автомобилей для нужд МО у своих родственников или продажа мебели воинским частям (видимо по старой, так сказать, коммерческой памяти Анатолия Сердюкова).
В общем и целом деятельность бывшего министра обороны, по некоторым оценкам, обошлась государству в 16 млрд рублей, или, как заметили эксперты, сумма эквивалентна стоимости почти 20 новейших вертолетов КА-52, не имеющих аналогов в мире.
Чем закончился этот беспрецедентный скандал в оборонном ведомстве, все в курсе — Сердюков сохранил статус свидетеля, а его «коллега» Евгения Васильева приняла на себя главный удар, будто в одиночку эта женщина могла взрастить такого «монстра», вместе с украденным поглотившего и кусочек обороноспособности страны. Добавляем к этой истории объявленную накануне семидесятилетия Победы амнистию и получаем 5 лет колонии для госпожи Васильевой.
А вот «свидетель» Сердюков так и остался «не при делах» и вовсе вернулся к прежнему занятию — коммерческой деятельности.
Совсем иначе складывается история у фигурантов другого уголовного дела. Нет, эти люди не подозреваются в краже 16 млрд рублей у министерства обороны. Более того, парадоксальным образом герои, о которых речь пойдет ниже, активно выступали за то, чтобы таких «товарищей», как Сердюков и Васильеву, за нанесение ущерба их стране и уж тем более армии, сажали, безальтернативно и надолго.
Итак, публицист и писатель Юрий Мухин, экономист и журналист РБК Александр Соколов, являющиеся членами инициативной группы по проведению референдума «За ответственную власть!», предлагали установить прямую ответственность власти за свою работу и судить чиновников, вплоть до президента, в случае нанесения ущерба своему государству по результатам работы.
Придумали они концепцию вполне честную. Прежде чем Сердюков или иной казнокрад подумает о том, чтобы занять большой пост с целью вывести какое-нибудь строение из собственности государства, по дешевке продав своей же фирме, чтобы перепродать потом уже по рыночной цене, казнокрад будет знать, какое наказание ему предусмотрено законом и, главное, будет понимать, что это наказание наступит неотвратимо. Такая ответственность заставит жулика трижды наморщить лоб, прежде чем браться за дела государственные.
Любопытно, что инициативная группа «За ответственную власть!» предлагала ввести подобный механизм ответственности власти при помощи референдума. То есть спросить общественность, нужна ли стране такая инициатива, путем вполне законной формы волеизъявления, прописанной, на минуточку, в Конституции России, статья 3, часть 3.
Однако Следственный комитет узрел в этой, казалось бы, полезной инициативе намерения по «расшатыванию политической обстановки в сторону нестабильности и смене существующей власти нелегальным путем». В связи с чем следователь Наталья Талаева возбудила уголовное дело по статье 282.2 Уголовного кодекса РФ — «Организация деятельности экстремистской организации». Хотя в статье 282.2 даже нет и, разумеется, быть не может слова «референдум». Тем не менее «экстремистам» теперь светит от 2 до 8 лет, да выходит, что за попытку провести референдум, как бы дико это ни звучало.
Возбуждения уголовного дела следователю Н. Талаевой показалось недостаточно, и 28 июля 2015 года было принято постановление о задержании троих фигурантов дела — Мухина, Соколова, а также еще одного единомышленника Валерия Парфенова.
После утренних обысков новоявленные «экстремисты» были заключены в СИЗО-2. Причем даже несмотря на тот факт, что у Юрия Мухина и Александра Соколова имелись достаточные основания избежать досудебного ареста: у Мухина III группа инвалидности после неудачной операции на сердце, а у Соколова 90-летняя бабушка на иждивении.
Однако же по мнению Талаевой, оба собирались скрыться от следствия, хотя, например, у Соколова, как выяснилось позже, нет даже заграничного паспорта. Но то ли дело у «скромных» чиновников, вроде Евгении Васильевой, у которой при обыске изъяли не опасные «экстремистские» материалы, а безобидные драгоценности на миллион долларов. Видимо, этот факт и позволил госпоже Васильевой, не затевавшей ничего «экстремистского», вроде суда над коррупционерами, ни дня не провести в душном СИЗО и оставаться в пределах своего по-чиновничьи скромного жилья — шестикомнатной квартиры в центре Москвы. И теперь, к слову, как выясняется, Васильеву и вовсе не могут обнаружить в пределах колонии…
Так кого в России нары любят больше? Антикоррупционных активистов, журналистов и публицистов, понятия не имеющих даже, как гвоздь к палке прибить, но при этом обвиняемых в «экстремизме»? Или казнокрадов национального масштаба, деятельность которых можно запросто назвать диверсией против обороноспособности страны, а, стало быть, и против действующего конституционного строя?
Дмитрий Заворотный