У кремлевских идеологов масса дел, одно сложнее другого. Но они не боятся никакой работы. Вот и сейчас, не пасуя перед трудностями просто модернизации, они взвалили на себя еще и ношу «модернизации сознания». Больше всего меня поражает то, что Сергей Александрович Караганов, один из энтузиастов этой кампании, сумел сформулировать, что это такое. Похоже даже, что он сам в это верит. Не то чтобы все это было слишком убедительно и здраво, но сама попытка вызывает уважение!
Итак, что же нам предлагается? Прежде всего «осознать трагический опыт России в XX веке». Что ж, осознавать опыт всегда полезно, и делать это неплохо бы все время, а не в рамках одной, идеологически определенной кампании. И историю свою нужно знать, кто бы спорил. Ключевое слово здесь, однако, – это знать. А не толковать. Знать, то есть критически осмысливать причины и следствия исторических событий, понимать их исторические и социально-классовые корни, видеть в исторических событиях столкновение и реализацию различных социальных интересов.
История вообще трагична, но признание трагедии не повод для того, чтобы отказывать тому или иному периоду истории в его социально-историческом значении. К любому изменению общественных отношений (в том числе и к модернизации) человечество шло через кровь и насилие. Не хочет ли Сергей Караганов в процесс модернизации сознания вовлечь и американцев, англичан, французов, немцев, итальянцев, испанцев, китайцев, японцев и т.д.? Всем есть, кому возводить мемориалы, в каких преступлениях и перед какими жертвами каяться.Когда американцы, например, закончат строить мемориалы в честь уничтоженных индейцев и замученных рабов, чья трагедия лежала в начале исторического пути США, их сознание, глядишь, модернизируется настолько, что они приступят к строительству мемориалов в честь жертв вьетнамской, иракских и югославской войн. Не американцам станут возводить памятники, а вьетнамцам, иракцам и югославам. А мы модернизируемся настолько, что попробуем осмыслить «трагический опыт» не 1917 или 1937, а, например, 1993 года. И тоже построим соответствующий мемориал.
Боюсь, однако, что «осознание трагического опыта» приведет к тому, что человечеству придется забросить все дела, а только каяться и возводить памятники, каяться и возводить. Уж очень много чего за свою историю люди натворили. Ох, поздно явился человечеству Сергей Караганов со своей идей «модернизации сознания».
Но Караганов, однако, не сводит предложенную кампанию только к осознанию и покаянию. В предложенной им и его сторонниками программе «модернизации сознания» он видит средство решения почти всех болезненных проблем России. «Одним из важнейших путей преодоления взаимного отчуждения народа и элиты является полное признание российской катастрофы XX века, жертв и последствий тоталитарного режима, правившего на территории СССР на протяжении большей части этого века». Действительно, при чем здесь социальное неравенство, при чем здесь приватизация, коррупция, сокращение социальных прав и прочие сомнительные с точки зрения «десталинизации» вещи? «Только признание пагубности тоталитаризма может стать фундаментом для подъема общества и страны». Вот так! Мы что-то там говорим о науке, об образовании, промышленности… Суета это, да еще и с «тоталитарным» душком. Покайтесь – и вам скидка выйдет. То есть модернизация.
Как только трагизм будет должным образом осознан, а все необходимые мемориалы возведены, наступит счастье. Хотя нет, еще нужно, по мнению Сергея Александровича, помиловать Ходорковского.
Не менее увлекательно звучат слова Караганова о том, что «в популярной прессе наш проект получил название “десталинизация”. Это – неточно и политически неправильно, хотя суть проекта, естественно, в том числе и в десталинизации, и в декоммунизации [sic!] российского общественного сознания и самой России».
Вот интересно, что понимает Сергей Александрович под «декоммунизацией»? Знает ли он, насколько древней и мощной является идея социальной справедливости и равенства, борьбы за свободу в человеческой культуре? Представляет ли он, с чем ему придется бороться? Если представляет (а ведь он, несомненно, образованный и начитанный человек), то я преклоняюсь перед его мужеством. Ведь чуть ли не половина мировых мыслителей так или иначе подпадают под декоммунизацию.
Вот, Карл Маркс, например, говорил, что борьба рабочего класса за свои права способствует прежде всего прогрессу производства. Ну, с Марксом все ясно, он и предварительный тур декоммунизации не пройдет. Но ведь еще Макиавелли, вроде бы уважаемый человек и в коммунизме не замеченный, а туда же, утверждал, что все, де, что сделано в этом мире ради свободы, сделано благодаря борьбы низших с высшими. Каково?! А примирение народа и элиты? Очевидно, Макиавелли не слишком верил в модернизацию сознания и способность к покаянию герцогов Борджиа.
Вообще, если внимательно присмотреться к мировой социальной мысли, к художественной культуре, с ужасом замечаешь, что повсюду вылезают возмутительные идеи о справедливости, равенстве и свободе. Если как следует провести декоммунизацию практически всей мировой и отечественной культуры для того, чтобы создать «предпосылки для истинного патриотизма», то даже не знаю, кто останется незапятнанным, например, в социальной науке? Один Сергей Александрович, вероятно. Ну, может, он кого еще порекомендует.
Содержатся в программе и прямые рекомендации о том, как именно нужно изучать историю России, чтобы до конца осмыслить ее трагизм. «Российская идентичность должна, наконец, основываться на том, что история России началась не в 1917, что мы страна не Ленина и Сталина, а страна и народ Пушкина, Гоголя, Толстого, Пастернака, Чайковского, Суворова, Жукова, Королева, Солженицына, Сахарова, наконец, Екатерины II, Александра II, Столыпина, внесших огромный вклад в развитие и славу страны и ее культуры».
Странно, конечно, что такие фигуры тоталитарного прошлого, как Жуков и Королев в список попали, но бывают, видимо, даже у Краганова недосмотры. Зато Белинский, Писарев, Чернышевский, Добролюбов, Герцен и Огарев выпали из этого перечня, ввиду, очевидно, еще предварительной «декоммунизации». Так же, как и Чаадаев. Он, собственно, по-своему тоже предлагал освоить трагизм истории, но не той и не так.
Достоевский, несмотря на так любимые либералами «Бесы», вычищен из списка за недопустимое с точки зрения декоммунизации участие в собраниях петрашевцев. Ведь как об этих петрашевцах написано, например, в Википедии: «Будучи все в той или иной мере “вольнодумцами”, петрашевцы были неоднородны по своим взглядам. Немногие имели замыслы прямо революционного характера, некоторые занимались изучением и пропагандой социально-утопической мысли XIX века (современники часто называли петрашевцев “коммунистами”). … Кружок Петрашевского вошел в историю в том числе и из-за участия в нем молодого Достоевского и из-за необычного, поразившего современников, обряда инсценировки приготовлений к публичной казни, которому подверглись осужденные, не знавшие о том, что они помилованы». Ну, Николай I помиловал, а Караганов – нет. «Декоммунизация» – вещь серьезная, и Достоевский из списка выпал. Говорю же, Сергей Александрович очень образованный и начитанный человек.
Но как же он пропустил Льва Николаевича? А отлучение от церкви? А недопустимая привязанность к идеям Жан-Жака Руссо? Подумайте только, этого самого Руссо очень почитали деятели Великой Французской революции, даже сам Максимилиан Робеспьер! И знаете, что особенно ужасно: Александр Сергеевич Пушкин, которого, как солнце русской поэзии, невозможно так просто «декоммунизировать», называл Руссо: «защитник вольностей и прав»! Прямо в «Евгении Онегине» так и называл.
Не очень понятно, что сделают в истории «по Караганову» с декабристами. Декоммунизируют или простят – дворяне, все-таки, хоть и буйные. Вот, например, «разбудили Герцена».
Так чем же, по мнению авторов этой поистине масштабной по замыслу программы, мы сможем гордиться после надлежащей декоммунизации и десталинизации нашей истории? Есть прямое указание: «Мы по-прежнему, воспитанные в традициях комидеологии, полустыдимся его – “века эксплуататоров”, “реакционных монархов” и крепостников. А ведь это был век, когда Россия была среди первейших или даже первой державой Европы – гарантом стабильности и относительного мира. Это был век расцвета русской культуры, ставшей в литературе ведущей в Европе».
Как видим, Сергей Александрович очень уважает Екатерину II, потому, наверное, и исключил из культурного наследия России Александра Николаевича Радищева, превентивно его «декоммунизировав». Действительно, ну что это такое: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». А как же, повторяю, примирение народа и элиты? Эта идея вообще как-то не очень прижилась в мировой общественной мысли. Да, сочинение Радищева все-таки очень сомнительно с точки зрения идеологии декоммунизации. Пушкин, например, очень критиковал его, правда, больше за варварский слог, но и за содержание тоже. Хотя и пытался опубликовать «Путешествие из Петербурга в Москву» в «Современнике». Критиковал, критиковал, а потом взял и написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу». Просто слов нет!
История, так же, как и культура, неоднозначна. Вся беда в том, что творилась и та и другая без надлежащего присмотра, вне рамок «модернизации сознания», декоммунизации и десталинизации. Представляете, среди жертв сталинизма тоже попадались всякие, некоторые критиковали сталинский режим за… предательство идей революции и коммунизма!
Авторы программы модернизации сознания призывают отказаться от тоталитарного наследия. Лукавят. Кое-что они себе из этого наследия оставили. Например, использование идеологии для «зачистки» политического и интеллектуального поля.
Говоришь об успехах советской индустриализации? Десталинизировать тебя! Развиваешь идеи социальной справедливости, тогда декоммунизация – твой удел. Сопротивляешься поправкам к Трудовому кодексу, разрешающим тебе за те же деньги работать больше и быть уволенным по одному желанию хозяина – ты не до конца прошел «модернизацию сознания», не осмыслил полностью необходимость примирения народа и элиты. Согласитесь, очень удобно. Особенно, если учесть, что сегодня граждане все больше и больше недовольны социальными реформами и упорно цепляются за «наследие тоталитарного прошлого» – бесплатную медицину, доступное образование, низкие тарифы ЖКХ. Пора, пора модернизировать сознание!
Только стоит ли останавливаться на половинчатых решениях? Может быть, просто найти еще свободную седьмую (или уже восьмую?) часть суши и построить новую страну? Начав, естественно, с возведения памятников жертвам тоталитаризма. Список жертв будет уточнен в соответствии с учением Сергея Караганова. А эту, старую, страну закроем на декоммунизацию и десталинизацию.