27 мая департамент юстиции США выдвинул обвинение из 47 пунктов против 9 чиновников ФИФА и 5 руководителей ее дочерних спортивных компаний. В числе обвинений: рэкет, мошенничество, отмывание денег за 24-летний период на общую сумму около 150 миллионов долларов. В то же утро власти Швейцарии арестовали семерых обвиняемых в отеле Цюриха, которые сейчас ожидают экстрадиции в США.
США и Швейцария также объявили о продолжении уголовного расследования по поводу принятия ФИФА решений о проведении чемпионата мира по футболу в России в 2018-м и в Катаре в 2022-м. Есть ли какие-либо основания для подобных допущений о коррупции чиновников ФИФА и ее дочерних компаний? Почему именно США выдвигают обвинения против них? К чему приведет борьба США с коррупцией в ФИФА?
Международные спортивные федерации, такие как ФИФА, Международный Олимпийский Комитет (МОК) и Международная Ассоциация Легкоатлетических Федераций (МАЛФ) – по определению заражены коррупцией.
Этот факт известен и документально подтверждался на протяжении последних десятков лет как международными СМИ, так и историками и реформаторами спорта.
Коррупция в ФИФА не должна никого удивлять, поскольку международные спортивные федерации действуют в мире, где господствует американская неолиберальная капиталистическая политэкономия; в мире, где систематическая коррупция — довольно распространенная вещь в сфере политического, финансового и экономического руководства. С 1980-х международные федерации всё чаще стали подозреваться в коррупции, потому что если раньше они оперировали «весьма ограниченным» бюджетом, то в 1980-х их реорганизовали, превратив в сверхбогатые объединения благодаря: 1) притоку крупных сумм от глобальных телевизионных конгломератов и корпораций-спонсоров; 2) амбициозному и тесно взаимосвязанному руководству федераций (например, Жоао Авеланж [1974-1998] и Зепп Батлер [1998-2015] в ФИФА, Хуан Антонио Самаранч [1981-2000] МОК и Примо Небиоло [1981-1999] МАЛФ).
ФИФА и коррупция
Сколько прибыли ФИФА смогла получить за этот период? В 2002-м ЧМ по футболу принес 1,9 миллиардов долларов, тогда как в 2010-м уже 3,655 миллиардов, а в 2014-м – 4,826. Эта прибыль начисляется благодаря контрактам на продажу прав вещания и лицензий, спонсорству со стороны корпораций и продаже билетов. Таким образом, увеличение прибыли сделало ФИФА «дойной коровой» для всех, имеющих к ней отношение, включая руководство, чиновников, офисы ФИФА, организационные комитеты стран, принимающих ЧМ, шесть континентальных/региональных футбольных федераций и национальных федераций (преимущественно в странах «глобального юга») – все они получают прибыль благодаря реализации различных проектов ФИФА.
Поскольку речь идет об огромных прибылях, неудивительно, что лица, связанные с организационными комитетами ЧМ, тайно перечисляют доходы (в виде взяток или откатов) определенным чиновникам ФИФА, чтобы купить их голоса и получить право принимать ЧМ (и иные организуемые ФИФА состязания).
Кроме того, государства, выбранные ФИФА для проведения ЧМ в последние годы, преимущественно все были «развивающимися рыночными экономиками» БРИКС или «нефтяными монархиями»: ЮАР (2010), Бразилия (2014), Россия (2018), Катар (2022), которые жаждали не только принимать ЧМ (как и Олимпийские игры), но и готовы были заплатить за это столько, сколько потребуется.
Принимая ЧМ, эти государства стремятся: 1) завоевать международный престиж; 2) дать связанным с проведением ЧМ местным капиталистам возможность получить огромные прибыли; 3) укрепить легитимность в своей стране, принимая зрелищное спортивное мероприятие; 4) реализовать соответствующие инфраструктурные и коммерческие проекты. Кроме того, с 1970-х, преимущественно благодаря развитию технологий глобальных коммуникаций, лица, связанные с медиа-конгломератами, прибегали к незаконным средствам с целью получить доступ к руководству ФИФА, чтобы этого не смогли сделать их конкуренты. И, конечно, некоторые члены руководства ФИФА соглашались.
Почему США атакуют ФИФА
Любопытно уже само время, выбранное США для выдвижения обвинений против ФИФА. Во-первых, потому что, как уже говорилось, информация о вероятной коррупции в ФИФА часто фигурировала в последние десятилетия (и в особенности после 2010-го).
Во-вторых, обвинения департамента юстиции США были выдвинуты за два дня до президентских выборов в ФИФА, происходящих на ежегодном общем собрании организации в Цюрихе. Таким образом, действия США, естественно, внесли сумятицу. Президент ФИФА Зепп Батлер, бывший на этом посту четыре срока подряд и считающийся замешанным в коррупции, как предполагается, должен был быть и на этот раз переизбран. В-третьих, для того чтобы иметь юрисдикцию на расследование и обвинение членов международной неправительственной организации со штаб-квартирой в Швейцарии, США пришлось задействовать закон RICO (закон США об инвестировании полученных от рэкета капиталов) от 1970-го года, принятый в свое время для борьбы с организованной преступностью. В-четвертых, делегаты ФИФА, помимо всего прочего, должны были проголосовать за петицию Палестинской футбольной ассоциации об исключении Израиля из ФИФА (голосование так и не состоялось).
Несмотря на выдвинутые обвинения, 29 мая Блаттер был все равно переизбран большинством голосов (123 против 73), победив таким образом поддерживаемого УЕФА иорданского принца Али бин аль-Хусейна. В ответ на это западные медиа, британские политики и чиновники, Мишель Платини, президент богатой УЕФА и американские про-левые реформаторы спорта сразу же усилили атаки на Блаттера. Британские политики, глава Английской Футбольной Ассоциации и принц Уильям даже призвали бойкотировать ЧМ 2018-го в России по причине предполагаемой коррупции при принятии решения, позволяющему России принимать этот чемпионат. (Однако через четыре дня после переизбрания Блаттер, сознавая, что он стал объектом расследования по делу о коррупции со стороны США и, вероятно, под давлением спонсоров ФИФА, подал в отставку с поста президента).
И все-таки, почему же США вдруг так обеспокоились проблемой коррупции в ФИФА? США никогда не принимали активного участия в деятельности этой организации, да и футбол не очень-то популярен в США. Если уж тамошний департамент юстиции так обеспокоен проблемой коррупции, то почему не выдвигает обвинений против верхушки Уолл-стрит или политиков, виновных в финансово-экономическом кризисе 2008-го? Они ведь до сих пор так и не подсудны. К тому же любая другая политическая, финансовая и экономическая организация в США тоже в той или иной степени погрязла в системной коррупции, в том числе и профессиональные спортивные лиги, и Национальная Коллегия Атлетических Ассоциаций. Тем не менее департамент юстиции не выдвигает обвинений против этих организаций. Что не может здесь не вызывать беспокойства, так это тот факт, что где бы США ни вмешивались якобы в интересах установления демократии, защиты прав человека или улучшения управления, их вмешательство всегда продиктовано в реальности совсем иными целями и после их вмешательства становится лишь еще хуже, чем было прежде.
И поскольку всем вышеупомянутым деятелям, погрязшим в не менее серьезной коррупции, никаких обвинений не выдвигают, то, похоже, что обвинения против ФИФА являются политически мотивированными.
И напрашивается логический вывод, что США, выдвигая обвинения накануне выборов президента ФИФА, намеревались внести сумятицу в состав делегаций, чтобы воспрепятствовать переизбранию Блаттера. Очевидно, что реальное преступление Блаттера заключается в его настойчивых утверждениях, что «ничто не помешает России провести у себя Чемпионат мира». К тому же именно африканские, азиатские и южноамериканские ассоциации футбола (подрывавшие влияние УЕФА) были той базой, на которую опирался Блаттер. Следовательно, если бы принц Али был избран президентом ФИФА, он, скорее всего, попытался бы найти способы лишить Россию права проведения ЧМ.
И призывы бойкотировать ЧЕМ-2018, разразившиеся сразу же после переизбрания Блаттера, только усиливают эти подозрения. Если это действительно так, то целью США является отнюдь не противодействие коррупции в ФИФА, а «смена режима» в федерации ради лишения России права принимать ЧМ 2018. Иными словами, атаки США на ФИФА являются составной частью полномасштабной (и отчаянной) агрессии против России, целью которой является устранение Путина и завоевание господства над Россией.
К чему приведет кризис в ФИФА?
Поскольку Блаттер ушел в отставку, сложилась ситуация, когда англо-американский альянс в УЕФА, которой диктуют правила США, попытается захватить контроль над ФИФА, хотя этому альянсу там и будут жестко противостоять «проблаттеровские» национальные футбольные ассоциации (европейцы контролировали ФИФА с момента ее основания в 1904-м до 1974-го). Если Запад получит контроль над ФИФА, итоги голосования по решению о проведении ЧМ-2018 в России могут быть пересмотрены под давлением постоянной антироссийской/антипутинской пропаганды и с учетом результатов расследований и обвинений со стороны США и Швейцарии. Если же новому прозападному руководству ФИФА не удастся лишить Россию права на проведение ЧМ, тогда американские и британские политики предпримут отчаянные попытки бойкотировать этот чемпионат.
Совершенно ясно, что США сделают все возможное, чтобы помешать проведению чемпионата в России.
Более того, после отставки Блаттера коррупция в ФИФА не исчезнет. А если англо-американский альянс в УЕФА получит контроль над ФИФА, то он же будет контролировать и распределение доходов – в частности для тех национальных футбольных ассоциаций, которые не подчиняются диктату США. Это повлияет также и на выбор стран, которые должны будут принимать ЧМ. Фактически, если это произойдет, то страны «глобального юга» и Россия могут порвать с ФИФА и основать параллельную футбольную ассоциацию. Вне зависимости от дальнейших «чисток» и реорганизаций в ФИФА, эту организацию просто невозможно сделать свободной от коррупции и действующей на основе принципов прозрачности до тех пор, пока она действует в неолиберальном мире капиталистической политэкономии – в мире, где господствуют США.