Вступление в ВТО закрепит периферийный – преимущественно сырьевой характер российской экономики и создаст мощную преграду на пути модернизации. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Членство в ВТО помешает интеграции России с соседними странами, созданию общего рынка и правового поля. Оно не страхует ориентированные на экспорт отрасли от сокращения мирового спроса в результате продолжающегося спада потребления.
Выступая за присоединение к ВТО, а также структурную и техническую модернизацию экономики, российские власти демонстрируют противоречивую позицию. «Создание Таможенного союза с соседними государствами не согласуется с линией на вступление в ВТО. Фактически, провозглашены два разнонаправленных курса, один из которых – ложный маневр. И это пресловутая модернизация экономики», – говорит Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Показательно, что объявленная президентом модернизация уже два года носит декларативный характер. Ее главное материальное воплощение, Инновационный центр «Сколково», выглядит скорее как PR-проект, чем как практическое начинание. Общенационального значения он иметь не может хотя бы из-за локальной ограниченности. Напротив, стремление правительства сократить расходы на образование и науку, осуществив их коммерциализацию, с желанием войти в ВТО вполне согласуется.
В 2009-2010 годах Россия фактически отказалась от амбициозного устремления стать одним из ведущих финансовых центров планеты. «Власти позволили корпорациям проводить IPO на иностранных рынках. Кризис не привел к появлению системной политики, нацеленной на развитие внутреннего потребления, несмотря на продолжающееся усиление протекционизма. Таможенный союз РФ, Казахстана и Беларуси не рассматривается как база для быстрого создания общего экономико-правового пространства. Зато он легко может стать разменной картой в переговорах России по ВТО», – отмечает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. По его мнению, сырьевые монополии и чиновники склонны выбрать не модернизацию, а консервацию периферийной экономики. Они ожидают, что вступление РФ в ВТО пойдет на пользу поставщикам нефти, металлов, леса и газа. Однако оно не защитит экспортные отрасли от негативного глобального тренда.
Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1995 года. Но присоединение страны к торговому союзу неоднократно откладывалось. Основной преградой для вхождения России в ВТО оставались таможенные пошлины, защищавшие отечественный рынок. Российский крупный капитал не считал возможным дать свободный доступ иностранным компаниям на контролируемый им рынок без получения аналогичных выгод. Он также опасался разрушения в конкурентной борьбе российских производств. Приход в 2008 году мирового кризиса ослабил отечественный внутренний рынок, что стало снижать его значимость для ведущих монополий. Переговоры по присоединению России к ВТО вступили в новую активную фазу.