Впервые я говорил с пиратами на сухогрузе «Фаина» еще в ноябре, когда пираты сообщили, что на ее борту закончились запасы еды. Мы позвонили по спутниковому телефону на рубку украинского судна под флагом Белиза, захваченного у берегов Сомали. Сначала ее долго не брали, но потом юный, почти мальчишеский голос сказал «Хелло!» – таким тоном, будто поздоровался с друзьями на дискотеке. Вернувшаяся накануне из Кении омбудсман Нина Карпачева рассказывала нам, что судно захватили молодые люди, выходцы из бедного рыбацкого племени. Услышав, что с ним говорят украинские журналисты, «пират» позвал к телефону другого юношу – лидера захватчиков Мохаммеда, который на ломаном английском повторял заученные слова: «С вашими моряками все в порядке. Про воду и пищу для них будем говорить тогда, когда нам дадут 20 миллионов долларов».
Во время второго звонка он твердил то же самое, а в конце разговора зачем-то добавил: «Вашим ребятам здесь жарко». За нашим окном барабанил слякотный ноябрьский дождь, и было не так просто представить себе матросов и инженеров, запертых в раскаленных душных каютах посреди Индийского океана.
С тех пор дождь сменили снега и морозы – однако жара у берегов Сомали не ослабла, а судьба моряков «Фаины» остается туманной и неопределенной.Прошло четыре месяца с тех пор, как экипаж из трех граждан России, гражданина Латвии и 17 украинских моряков – кроме скончавшегося от инфаркта капитана, россиянина Владимира Колобкова, – находится в плену на захваченном пиратами сухогрузе. За этот срок «Фаина» иногда всплывала на страницах украинских газет, но журналисты и обыватели постепенно теряли интерес к судьбе ее моряков. Страна на глазах сползала в пропасть экономического кризиса, а политиканы по-прежнему делили между собой газовые контракты и политическую власть в нескончаемой череде парламентских коалиций, предпочитая замалчивать неудобную «пиратскую» тему. Это было более чем предсказуемо. «Экипаж судна жалко – он никому не нужен», – написали мы 25 сентября, когда мировые агентства сообщили, что сомалийцы захватили судно, доверху груженное украинским оружием.
Именно этот груз – 33 танка Т-72, зенитные установки, ракетные системы «Град», а также гранатометы и более 13 тысяч танковых и фугасных снарядов – выделил захват судна с нежным именем «Фаина» из множества инцидентов в водах Аденского залива. Согласно официальной версии, Министерство обороны везло железную смерть для правительства Кении, однако представитель Пятого флота ВМС США Натан Кристенсен вскоре после захвата публично заявил, что техника и оружие на «Фаине» предназначались для охваченного гражданской войной Южного Судана, подпадающего под эмбарго на поставку вооружений. Сами пираты вскоре подтвердили эту версию. Однако, согласно другой информации, закупка танков может служить усилению сухопутных войск Кении для проведения военной операции против Сомали под общим управлением США. «Косвенным подтверждением этому стало то, что в достаточно короткие сроки на рейд у побережья Сомали вблизи захваченного пиратами украинского судна “Фаина” встал американский эсминец. Не исключено, что поставка украинских танков была профинансирована США. Следует также отметить, что, согласно регистру ООН, Украина в 2007 году уже поставила Кении 74 танка Т-72 и 5 реактивных систем залпового огня БМ-21 “Град”. Для чего такие силы?» – пишет по этому поводу ресурс b-b-c.com.ua.
Впрочем, кому бы ни предназначалось погруженное на «Фаину» оружие, его скандальный захват привлек общественное внимание к торговле вооружениями, на которой наживаются украинские чиновники и повязанный ними генералитет. Эта позорная торговля смертью остается одной из немногих традиционных статей украинского экспорта – наряду с экспортом дешевой рабочей силы, «пушечного мяса» для «миротворческих» контингентов и живого товара для международных борделей. Согласно докладу Пола Хотольма, сотрудника Стокгольмского международного института мирных исследований (SIPRI), изучавшего украинский оружейный экспорт, только в 2006–2007 годы Украина поставила большое количество стрелкового оружия в Азербайджан, Чад, Грузию и уже упомянутую Кению – государства с «тлеющими» военными конфликтами. Однако эти данные говорят только о легальном экспорте и не касаются тяжелых вооружений, данные о поставках которых никогда не афишировались украинскими властями. После захвата «Фаины» Министерство обороны вместе с государственной компанией государственной компании «Укрспецэкспорт» попытались всеми силами откреститься от груза, заявив, что он уже продан третьей стороне и украинская сторона не несет за это никакой ответственности. Нападение на «Фаину» совпало со скандалом вокруг тайных поставок украинского оружия Грузии – и эта тема была крайне неудобна для президента Ющенко вместе с министром обороны Юрием Ехануровым. Президент поспешил отделаться от проблемы захваченного судна общими словами и обещаниями содействовать освобождению «Фаины». И одновременно отказался встретиться с родственниками, которые пришли к зданию администрации президента с требованиями содействовать спасению плененных моряков.
Этим людям цинично говорили, что их мужья и сыновья добровольно отправились в рискованный рейс – однако, по словам родных моряков, нанимавшее их агентство «Tomax Team» не сообщило, что судно будет идти вдоль берегов Сомали. «Они должны были идти по Черному и Средиземному морю и вернуться обратно в Ильичевск. То есть это должны были быть короткие рейсы продолжительностью три недели. Когда подошли, выхода уже не было, пришлось там остаться, хотя все знали, что район небезопасный», – рассказывает жена второго помощника капитана «Фаины» Елена Присуха. А президент Латвийского профсоюза моряков торгового флота, член глобальной Международной федерации торгового флота (ITF) Игорь Павлов заявил, что экипаж судна не имеет коллективного договора с ITF, в связи с чем был вынужден плыть по «опасной территории». Очевидно, что судовладельцы попросту обманули наемных работников, поставив их перед фактом плавания в опасные воды – нищие, бесправные украинские моряки вполне готовы к такому риску ради возможности заработать. Хотя схожая эпопея с экипажем сухогруза «Леманн Тимбер» показывает, что работодатели не хотят раскошелиться даже на копеечные компенсации матросам, побывавшим в плену.
Эпопея вокруг освобождения заложников и груженного танками корабля напоминала нудный и плохо срежиссированный сериал. Судовладелец в лице компании «Уотерлюкс», а также Совбез и Министерство иностранных дел Украины жонглировали перед СМИ суммой предполагаемого выкупа – она то опускалась у них до восьми, пяти и даже до трех миллионов, то вновь поднималась до изначально озвученной пиратами цифры в 30 миллионов долларов. Чиновники и бизнесмены несколько раз объявляли о скором освобождении моряков. На пресс-конференции 25 декабря глава МИД Огрызко заявил, что надеется на возвращение пленников еще до начала Нового года. Однако его показного оптимизма не разделяли даже сами плененные моряки, а все сделанные за эти месяцы заявления украинских властей были призваны скрыть отсутствие реальных действий для освобождения экипажа. За освобождение просто не желают платить. «Украина как государство самоустранилась от переговоров об освобождении моряков… Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что Украина была очень мало представлена в течение всех трех месяцев переговорного процесса», – заявил тогда же, в декабре, представитель близкой к пиратам группы «Сомали органик солюшн», показав цену лицемерным «надеждам» министра Огрызко.
«Предмет торга – корабль и груз. О жизни моряков речь на таких переговорах не идет, их присутствие всего лишь обеспечивает сохранность груза… МИД Украины обнародовал причину захвата судна. Это случилось из-за очень низкой скорости передвижения… Таким образом, ведомство Огрызко подстраховалось на случай того, если с командой случится несчастье. Виноватыми будут объявлены моряки. Кроме того, украинский МИД подыгрывает компании, которая нанимала моряков: при такой официальной позиции ей будет легче не оплатить им все мытарства в плену. Украинская сторона изначально не собиралась давать ни копейки. Мотив – судно принадлежит оффшорной фирме «Уотерлюкс», за которой стоит Вадим Альперин. Груз – Министерству обороны Кении. Пусть они и платят», – пишет сайт ОРД, один из самых информированных ресурсов украинского интернета.
Судовладелец откровенно экономил на освобождении моряков, а власти не захотели выделить на это ни копейки из миллионов, вырученных за проданный танковый батальон, который находится сейчас в трюме судна. Представители Партии регионов объявили, что бизнесмены из их парламентской фракции якобы внесли крупные пожертвования для выкупа экипажа «Фаины». Однако представитель судовладельца Виктор Муренко заявил, что в действительности на переговоры выделено не более миллиона долларов. «Денег нет! И все заявления украинских партий, организаций, олигархов, телеведущих, чиновников о том, что собраны и выложены на стол 8 млн долларо, — все это пустая болтовня», – без обиняков рассказал он прессе.
Пользуясь фактическим отсутствием прямых переговоров, на ситуации вокруг «Фаины» наживаются международные посредники-бизнесмены, вроде американки Мишель Балларин по прозвищу «Амира» – директора частной военной фирмы «Select Armor», зарегистрированной в Виргинии, известной связями со спецслужбами США. В деле также фигурирует некий британский адвокат – по всей видимости, коллега печально известного Джеймса Уилкинса, связанного с английской разведкой, которого обвиняли в умышленном затягивании освобождения украинских моряков с судна «Леманн Тимбер». Делегировавшая его компания «Грей Пейдж» профессионально и очень цинично наживается на посредничестве в освобождении захваченных пиратами людей. Следующей ее жертвой, очевидно, станет захваченный в декабре сухогруз «Bosphorus Prodigy», в экипаже которого числятся восемь украинских граждан. А сказочный военный груз на «Фаине» с очевидностью привлекает внимание игроков, которые стоят за разжиганием больших и малых конфликтов в этой части африканского континента, охваченной перманентной гражданской войной.
С начала 2009 года ситуация вокруг «Фаины» резко обострилась. 12 января капитан судна обратился к судовладельцу с просьбой «безотлагательно начать прямые переговоры с пиратами», а сомалийский бизнесмен Осман Фарах рассказал, что семеро членов команды страдают от гипертонии, кишечных расстройств и кожных заболеваний, и пираты уже согласились привезти к ним местных врачей. «У семи членов экипажа страшные язвы по всему телу и боли в животе. Моряки очень ослаблены. Это вызвано отсутствием движения и скудным рационом», – подтвердил эту информацию редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко. Однако судовладелец уже на следующий день бодро рапортовал о хорошем состоянии здоровья всех членов экипажа. А тем временем родственники моряков опубликовали открытое письмо – отчаянный крик о том, что они не верят россказням властей и бизнесменов и требуют вмешательства международных гуманитарных организаций.
После Нового года мы вновь звонили на рубку «Фаины», но сомалийцы вначале просили перезвонить им попозже, а потом и вовсе перестали отвечать на звонки. Нам остается надеяться, что печальная история экипажа захваченного судна все же не завершится трагически. Однако уже сегодня понятно, что сомалийские пираты – отнюдь не главные виновники страданий украинских моряков. Этим африканским подросткам не на чем больше заработать в стране, разоренной американской интервенцией и гражданской войной. Рыба в их водах выловлена иностранными траулерами, а другие суда из «цивилизованного мира» тайно сбрасывают радиоактивные и химические отходы. «Мы не считаем себя морскими бандитами. Мы считаем морскими бандитами тех, кто незаконно ловит рыбу и сбрасывает отходы в наше море, и перевозит оружие в нашем море», – говорит об этом пират Сугуле Али из группировки «Добровольная береговая охрана Сомали».
В этой позорной истории виновны те, кто «кинул» украинских моряков, послав их к опасным берегам африканского континента, с грузом оружия, предназначенного для убийства его жителей. А потом они бессовестно бросили «Фаину» на произвол судьбы, экономя на освобождении простых, никому не нужных людей. Украинские чиновники, военные, судовладельцы, бизнес-посредники и политики, пытающиеся сделать себе на чужой беде рекламу – именно они виноваты в том, что моряки до сих пор заключены в плавучей тюрьме, которой уже четвертый месяц служит для них собственное судно. Экипаж «Фаины» интересен для хозяев этого мира не больше несчастных жителей Сомали. И добиваясь освобождения пленных, мы обязаны бороться за совсем другой мир, в котором сомалийским рыбакам нужно будет захватывать чужие суда, а украинским матросам – наниматься на плавание в опасные для их жизни рейсы.
Андрей Манчук