В идеологических баталиях нынешней российской правящей группы и оппозиции (причем как либеральной, так и значительной части левых) главное значение уделяется разным показателям. Власть, опираясь на одни статистические данные, рапортует об успехах, оппозиция, опираясь на другие, сравнивает Россию со странами Африки.
Здесь имеется один существенный момент: обе стороны делают упор именно на цифровые показатели. Ведь стремление к играм с цифрами у обеих сторон просто неистребимо. При этом мало кто задумывается о том, что сами по себе цифры мало что значат, важнее то, что стоит за ними, то, что реально наполняет статистические форматы. Поэтому власть гордится своими «цифровыми достижениями», а оппозиция всячески стремится их опровергнуть. Хотя их нужно не столько опровергать и искать противоположную замену. Иногда надо лишь рассмотреть их повнимательнее. А там может получиться так, что те же самые цифры, которые власть себе ставит в заслугу, могут обернуться и против нее.
Если взглянуть на общее состояние развития современной России, не трудно понять, что страна развивается по экстенсивному пути. То есть за счет естественных ресурсов, за счет количества, а не за счет передовых технологий, не за счет качества. Есть рост в некоторых абсолютных показателях, которые обеспеченны в основном легкими прибылями от экспорта ресурсов. Эти вливания помогают обеспечить рост. Но не развитие.
Современное состояние России можно обозначить как политическую акселерацию. Как у подростков в период созревания, когда они растут зачастую на 10-12 см в год, и внешне, физически уже похожи на взрослых, но по умственному развитию еще дети. Так и состояние в стране: формальные внешние показатели роста говорят о якобы прогрессивном пути развития. Но как раз таки этого самого развития и нет. В противовес показателям роста, внутреннее развитие общества отсутствует как система в принципе. Это явление, известное как «рост без развития» (см. так же «Левая Политика» №17-18 с.143).
За примерами далеко ходить не надо. Достаточно взять те же бравые рапорты правительства и президента о достигнутых «успехах в самых разных направлениях». Присмотреться внимательнее к предметам гордости властей, и можно наглядно увидеть как внешний лоск показателей роста скрывает деградацию в развитии.
Например, строительство новых школ — это рост. Прокладка новых дорог — это рост. Создание различного рода модных ныне кластеров — это рост. Олимпийская стройка — это тоже рост. В общем, любой объект, который можно, грубо говоря, осязать, так или иначе демонстрирует рост. Рост внешних показателей.
Но этот рост не обеспечен внутренним развитием. Эти показатели роста, как внешняя оболочка, не наполнены каким-либо содержанием.
Строятся новые школы, укомплектованные современным оборудованием, но все меньше квалифицированных преподавателей и полностью уничтожена система дополнительного бесплатного образования — кружки, секции и др. Мизерной остается и зарплата учителей. Школа переводится на платную основу, а значит, главная цель — не развивать подрастающее поколение, не готовить личностей, а выращивать «потребителей». Вместо образованных граждан власть хочет иметь «узкоквалифицированных» работников как объект эксплуатации, которые еще и будут гордиться тем, что им оказывают честь, эксплуатируя их.
Строятся новые больницы и поликлиники, оснащенные новейшим оборудованием, но некому на этом оборудовании работать. Никто не озаботился обучением персонала и нормальной оплатой квалифицированного труда врачей. И здесь вся система снова переводится в сферу частного обслуживания. То есть здравоохранение как система поддержки здоровья заменяется оказанием услуг в зависимости от социального положения.
Строятся новые дороги к саммитам и тут же обваливаются, так как не имеют противопаводковых укреплений.
Есть показатели снижения инфляции. Но все сильнее растут цены на самые необходимые товары для большинства населения.
Есть показатели в строительстве жилья. Но 90% населения не может улучшить свои жилищные условия.
Есть олимпийские объекты, но нет тех, кто должен был бы побеждать на этих аренах. Провальное 14 место в Ванкувере чудесным образом не превратится в 1 место Сочи (ну, хотя бы в 3-е, чему мы уже будем несказанно рады).
Есть проект «Сколково», но нет прорывов в IT-индустрии российского происхождения на мировом уровне. Да и откуда им взяться, если успешность Сколково оценивается по сданным площадям офисных помещений, а огромные гонорары за сомнительные лекции уходят разного рода псевдооппозиционерам-недоучкам.
Главная причина таких колоссальных перекосов — в современной неолиберальной экономической модели. Модели, цель которой — получение максимальной прибыли при минимальных затратах. И стремления совокупного правящего класса здесь находят свой коренной интерес.
Ведь показатели внешнего роста для бравых отчетов дают возможность получить прибыль всем участникам сделки. Вот, скажем, строится социальный объект (школа или больница) или объект инфраструктуры (дорога, трубопровод). Это строительство отвечает как интересам капитала, который непосредственно занимается реализацией госзаказа, так и интересам бюрократического аппарата. Та же школа может стоить 100 млн руб, но поскольку у нас в стране «для детей ничего не жалко», то на нее выделяют, скажем, 300 млн руб (ну или 500, или еще больше, смотря какой чиновник более «заботливый»). Школа, естественно, как 100 млн стоила, так и будет стоить, а остальное поделят между собой «ответственные лица», озабоченные судьбами детей из числа чиновников и подрядчиков. Соответственно, такой расклад в итоге устроит и заказчика, то есть непосредственного чиновника, и исполнителя, то есть хозяина какой-нибудь подрядной фирмы. Так же и с обеспечением оборудованием больниц, и с дорогами, и в любом другом случае с достижениями внешних материальных показателей роста.
Таким образом, достижение внешних показателей роста обеспечивается в рамках нынешней системы без особых проблем, так как вполне соответствует интересам всей правящей элиты.
А вот реальное развитие, которое должно наполнять внешние формы, в интересы чиновников и бизнеса не входят. На строительстве школ, больниц, дорог и пр., можно неплохо (а скорее, очень даже прилично) заработать как тем, так и другим. Но вот как чиновнику заработать на повышении зарплат учителей, на детских секциях и кружках, на зарплатах врачей, на лечении больных, на профилактике различных заболеваний? Или как чиновникам и коммерсантам заработать на очень качественной дороге, если она общественная, а не частная (хотя и немногочисленные частные дороги у нас не ахти какие)? Вот если сделать дорогу абы как, то ее каждый год ремонтировать надо, это выгодно. А кому, скажите, выгодно построить дорогу, которая несколько лет не будет нуждаться в ремонте? Я, честно говоря, не знаю. Не знают этого и в Кремле, и правительстве, и в регионах.
Это основная причина полного провала в исполнении на местах 7 прошлогодних майских указов президента и неэффективного использования средств, выделенных на эти цели. Они были просто разворованы (что вынужден был признать и сам гарант),причем разворованы бездарно. Как сильно отличается нынешняя ситуация от модернизации школ и объектов здравоохранения по национальным проектам, в свое время пестрившими сводками о сданных объектах, а соответственно, и об эффективно освоенных бюрократическим аппаратом средствах! Чиновники, которые в то время хорошо знали как нажиться на строительстве и ремонте школ, обеспечении новым оборудованием больниц, поликлиник, а в этот раз тупо не понимали как можно прикарманить часть средств, выделенных на выравнивание зарплат учителей и врачей по регионам. Ведь не договоришься же с каждым учителем и врачом об откате с его зарплаты. А вдруг кто-то из них (а может даже многие) не захочет отдавать чинушам свои кровные? Но и вернуть деньги в Москву не могли. Поэтому тупо разворовали всё!
Поэтому, несмотря на заявлениях о возрождении страны, основанных на внешних показателях роста, реального качественного развития нет. На коренном, качественном развитии страны чиновникам и бизнесу заработать труднее.
И дело тут даже не в режиме, господствующем в России. «Рост без развития» — это характерная черта всей современной экономической системы. Системы неолиберального свободного рынка, цель которого исключительно обеспечение сверхприбыли для транснациональных корпораций — любой ценой. Примеры «роста без развития» можно найти по всему миру:
В Китае построены целые города в пустыне с полностью обустроенной инфраструктурой, но в них никто не живет. Они уже стали всемирно известными городами-призраками, и даже постепенно разрушаются (ведь, как известно дом, в котором никто не живет, долго не простоит). То есть, опять-таки, есть рост – построены миллионы кв. м. жилья. Но нет развития: эти метры не эксплуатируются, и не идут на благо людям, а застроенные территории как были, так и остались пустынны.
В Аргентине создана целая отдельная «страна ГМО» — в северных провинциях Ган-Чако, где миллионы гектаров площадей засеваются ГМО-соей. Там собираются огромные урожаи, идущие на экспорт. Но само местное население приносится в жертву ради огромных прибылей корпораций. Их выгоняют из домов, сгоняют с насиженной земли, особо несговорчивые фермеры погибают при странных обстоятельствах, рабочих выкидывают с работы при первых признаках болезней. Есть рост: повышаются урожаи, растут прибыли и показатели налогов в бюджет. Но нет развития: народ нищает и вырождается от использования химикатов, это порождает массовый исход жителей с этих земель.
В Евросоюзе борьба с кризисом идет по тому же принципу: дайте рост любой ценой и наплюйте на свое развитие. От стран, оказавшихся в тяжелом положении, кредиторы требуют именно внешних, поверхностных показателей роста. Причем ценой уничтожения достижений общественного развития. Сократить расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение малоимущих, уменьшить влияние профсоюзов (усилить эксплуатацию рабочей силы).
Все это ведет к росту внешних показателей для свободного рынка: росту биржевых котировок и, соответственно, прибылей международного капитала, но при этом уничтожает основы нормального развития общества. Уничтожает достоинство человека труда, который снова станет бессловесным рабом капитала. Уничтожает качественное образование для большинства, делая его кастовым. Как сделается кастовым и качественное медицинское обслуживание. А уже те кто по каким-то причинам не в состоянии работать и приносить прибыли хозяевам, просто будут выброшены за борт. В результате будут уничтожены все социальные достижения, завоеванные столетиями борьбы народных масс за свои права.
Ошибаются те, кто считает, будто современный российский правящий режим чем-то в корне отличается от других правительств. Это общая тенденция современной системы. Просто в нашей стране в силу большей дикости капиталистических отношений её проявления намного более заметны.
Возвращаясь к теме модернизации образования, которая является ключевой для будущего страны, нельзя не отметить полное отсутствие государственной программы, рассчитанной на десятилетия вперед, которая бы вела детей с первого класса и до взрослой жизни. Чтобы новые поколения имели свой смысл в жизни, свое стремление к самореализации. Ничего этого нет. Нет внутреннего развития. Нет у детей мечты, которая бы стала для них определенным ориентиром, к которому бы они стремились. Поэтому в современных школах, укомплектованных по последнему слову техники, по-прежнему активно идет распространение наркотиков, на которые есть спрос и которые заменяют детям мечту. А «качество» выпускников с каждым годом все хуже, что вынуждено признавать даже Минобразования. Да, есть новые школы, но школьники не рвутся получить знания, а стремление реализоваться в жизни заменяют стремлением к быстрым и легким деньгам. Это и есть акселерация нашего общества. Есть рост, но нет развития.
Тут нельзя не вспомнить как умиляются чиновники, говоря о том, что во всех школах в России теперь теплые туалеты. Но при этом стыдливо умалчивается о том, что из этих теплых школьных туалетов по всей стране уборщицы ежедневно выгребают тысячи шприцов.
Хотя если следовать логике нашего премьера, и здесь можно найти плюс, свидетельствующий о росте качества жизни. Все-таки колоться в отапливаемых туалетах лучше, чем в неотапливаемых.