В воскресенье 4-го ноября, когда жители нашей страны, прильнув к экранам, наслаждались бессмертным творением режиссера В.Пудовкина и сценариста В.Шкловского «Минин и Пожарский», о котором один из их ехидных современников сказал, что это хороший фильм, жаль только, что не понятно, кто из двух героев Минин, а кто Пожарский. Пока другие жители нашей страны маршировали под так называемыми имперскими флагами и под ними же рукоприкладствовали. А ещё кое-какие жители нашей страны отправились в церковь для совершения праздничных обрядов. В этот насыщенный день в кафе и книжном магазине «Читалка» прошел вечер или, лучше сказать, полдник «Особых мастерских» — презентация книг «Особой полиграфии».
Что такое «Особые мастерские»? Это существующий с 2006-го года при технологическом колледже №21 в Москве «Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки» для молодых людей с нарушениями умственного и психического развития. В рамках мастерских как-то самопроизвольно зародилось собственное издательство, то есть не как-то, а с трудом, но зародилось, и существует, и уже выпустило несколько книг, проиллюстрированных учениками. Причем это не только, или вернее даже не столько книги классиков, вроде Маяковского, но и книги современных поэтов, и даже не книги. Уже долгое время особые мастерские работают над мультфильмом по написанной Александром Курбатовым альтернативной истории «сестрицы Алёнушки и братца Иванушки». Интерес к поэзии проявляют и другие отделения мастерских: производят, например, украшенные стихами чашки и блюдца. В частности есть серия с известнейшим и не теряющим актуальности текстом Всеволода Некрасова «Свобода есть свобода».
Разумеется, ныне покойные Некрасов и Мяковский на презентации лично присутствовать не смогли. Зато на вечере были Герман Лукомников, Иван Ахметьев, Александр Курбатов (Дёмин) и Валерий Силиванов. Пожалуй, не случайно именно эти авторы сдружились с особыми мастерскими. Если всмотреться, вчитаться в их тексты, можно заметить: у всех названных поэтов есть одна общая черта — какая-то внутренняя тихость, можно было бы сказать скромность, но это неподходящее, неправильное. Именно тихость, причём тихость каким-то необъяснимым образом уживающаяся и с хулиганским задором (бывает, значит, и тихий задор и тихое хулиганство) и с издательской и культуртрегерской деловитостью (тихая деловитость тоже, как выясняется, существует). Может быть, эта внутренняя успокоенность и позволяет быть не просто внимательным к чужим проблемам, но почувствовать, что никаких преимуществ перед ребенком-инвалидом у тебя нет, и что он может быть не менее талантлив, чем ты. Показательно, что выступление Германа Лукомникова, открывшего вечер, поначалу шло в режиме диалога с одним из воспитанников мастерских. Лукомников, читал свои фирменные мелкостишия: «Птица,/ Как тебе летится», или «А оса-то полосата и немного волосата», или «По-хорошему прошу/ раскрывайся парашют». За ним следом вышел Анахметьев. Цитировать его стихи здесь по большому счёту бессмысленно. Чтобы их понять, надо сжиться с этими текстами, с неизменной авторской интонацией: «я забил два гола из трёх/ но это был только сон». После Ахметьева выступал Силиванов, то есть он выступал не лично, а при помощи ноутбука. Происходило это так: на экране буквы первой строки анаграммы перемещались и превращались во вторую, компьютерный голос произносил, например, следующее: «рос либералом/ сломали ребро», или «уеду в Антарктиду/ наведу диктатуру» или «меня дико трясло/ я достоин Кремля». Не подумайте, что эта часть вечера была особенно политизирована, большинство текстов Силиванова никак с политикой не связанно: «спятила леди/ плясали дети», или «в театре работал редкий конь с зонтом/ в антракте он бросал оземь едкий торт», или «двуногие приматы/ гуманоиды привет». Последняя анаграмма стала названием книги Силиванова, выпущенной особыми мастерскими. Составлена она из именных анаграмм, сочиненных Валерием специально для художников, чтобы каждый из них сам проиллюстрировал свою анаграмму. Эти тексты также были при помощи ноутбука исполнены, а рисунки к ним при помощи него же показаны. Последним из поэтов (но не последним из участников презентации) выступал Александр Курбатов. Он прочел, вернее, отчасти прочел, а отчасти спел, несколько сказок, в частности сказку о новогодних ёлочках, проклюнувшихся из нераспроданных арбузов, печальную историю двух 23-их деревянных трамваев и две альтернативные версии классических сказок. Одну — про маленькую ёлочку, ту самую, которой «холодно зимой». В этой версии, сюжет новогодней песенки пересказан с точки зрения ёлочки. Последняя сказка — альтернативная история «сестрицы Алёнушки и братца Иванушки» (именно её стараются анимировать мультипликаторы особых мастерских). В этой версии Иванушка успевает побывать не только козлёночком, но и трактором, и сапогом и даже Алёнушкой. Сказку об Алёнушке Александру помогла исполнить его дочь Катя.
После авторов-поэтов выступали авторы-художники — ученики мастерских, особо эмоциональным было выступление Ратмира Батаева, проиллюстрировавшего уже несколько книг и мечтающего выпустить автобиографию. Несколько слов сказали и преподаватели мастерских.
Можно считать, презентация прошла хорошо, успешно, по крайней мере, свой маленький кусочек счастья, собравшиеся в «Читалке», в этот день получили и это прекрасно.