До 15-го сентября в Политехническом музее проходит выставка «РеКонструкция шума» (именно так, с двумя заглавными буквами). Предварительно, чтобы не ошибиться, спросил: куда идти у смотрителя. Мог бы не спрашивать: даже если бы я по какой-то причине пропустил афишу выставки, достаточно было идти на звук. В экспозиции всё грохочет, трещит, свистит, в общем, издаёт все известные человеку виды шумов. Выставляются здесь реконструкции инструментов — шумовых аппаратов Владимира Попова, при помощи которых озвучивались в начале ХХ-го века спектакли МХАТа, театра им. Вахтангова, кинофильмы. Выставка серьёзная, вполне научная, но лучше всего сюда наведаться с детьми — им-то пошуметь будет гораздо интереснее, чем взрослым. Ведь это же почти магия: просто вращаешь барабан, а звук — словно дождь пошел или будто ветер свистит, либо подергаешь коробочку, а получается так, словно лягушка квакает, — восхитительно. И дети ходят и трогают, вращают, стучат, дергают. Впрочем некоторые взрослые от них тоже не отстают — приятно же хоть иногда побыть ребенком — пошуметь вот, например. Заявленного в релизе «театра шумов» из этой какофонии, правда, не получается, ну и ладно, не до этого, главное чтобы звучало. Однако к такой сверхинтенсивной эксплуатации механизмы Попова оказались не готовы. Периодически они выходят из строя, приходится их чинить, не прерывая экспонирования. Так что на выставке всё время каких-то инструментов не хватает. Мне, например, не удалось во время посещения услышать «аппарат сверчок», а было бы интересно — ну правда.
Выставка довольно небольшая, всего несколько залов, много техники здесь не разместишь, и всё же удивительно: сколько разных оттенков есть у обыденных шумов, на которые мы даже не обращаем внимания. Впрочем, некоторые шумы мы сегодня уже почти нигде, кроме как в том же, озвученном аппаратами Попова кино, и не слышим. Скажем, чуть ли не отдельная комната, отведена аппаратам, реконструирующим шум работающего паровоза с его свистками, стуком колес и пыхтением. Или вот лошадь — много ли от неё может быть шума? Ну, заржала, ну, побежала. Однако, лошадь, везущая сани по морозному снегу, — совсем не то, что лошадь, бегущая по каменной мостовой или мчащаяся по степи, и озвучивать их надо тоже совершенно по-разному. Аппарат для имитации снежного скрипа — длинная черная дорожка, насколько можно судить по реакции посетителей — один из самых популярных аттракционов выставки. Всего на выставке четыре отдела. Лошади всех разновидностей, в том числе, «жующие овес», входят вместе с паровозами и автомобилями в раздел «транспортные шумы». Помимо транспортного, остаётся ещё три отдела: природных шумов — здесь стоят механизмы для изображения ветра, дождя, ливня, капели, бурных волн. Отдел, посвященный батальным сценам, небольшой, но вместивший многое: от средневековья, до начала ХХ-го века. Здесь можно, например, попробовать изобразить шум атакующего танка. Последний отдел — индустриальных шумов, здесь изображаются звуки забиваемых свай и прочей трудовой деятельности.
Если хотите почувствовать себя хотя бы отчасти паровозом или лошадью, самостоятельно озвучить кусочек фильма Эйзенштейна (и не только его — всего в экспозиции девятнадцать видеопроекций), заходите в политехнический музей, там интересно. Музею грозит реконструкция и, хотя в официальном релизе выставки сказано, что предполагается дальнейшее экспонирование на других площадках и даже в других городах, когда у вас будет второй шанс посетить что-то подобное — неизвестно.