18 марта 2018 года предполагалось провести много красочных шоу для привлечения народонаселения на выборы президента, одним из вариантов таких мероприятий станут референдумы. Но неправильно было бы предполагать, что инициативы по проведению референдумов исходили только сверху. Тем не менее, только в 2 субъектах инициативы по референдумам дожили до практического воплощений. Сначала, мы проанализируем две этих ситуации, а потом вернёмся к различным проектам, от реализации которых отказались.
Начнём с Кировской области, в этом и без того специфическом регионе 18 марта будет проведено ровно 107 референдумов. Это так называемые референдумы о добровольном налоговом самообложении граждан. В различных районах и других муниципальных образованиях будет решаться вопрос о взимании с населения варьирующихся сумм начиная со 100 рублей, заканчивая 300, в ряде населённых пунктов референдумы будут наслаиваться из-за сложной системы наложения муниципальных образований одно на другое и доходить до 5 на одном участке. Отметим, что это традиционное занятие для Кировской области, там с определённой периодичностью проходят референдумы о добровольном самообложении в довольно большом количестве. Область входит в так называемую пятёрку, лидирующую в этом вопросе (там находятся не только депрессивные или близкие к этому регионы, но и скажем такие благополучные регионы как Татарстан), но за последнее время подобных мероприятий по масштабности давно не было. Скорее всего, это отчаянная попытка привлечь население на федеральные выборы, главная цель которых пошантажировать избирателя по схеме: не пришёл – заплатил. Изначально, для кировчан предполагалась и культурная программа, губернатор Кировской области предложил изменить название субъекта на «Вятский край» (звучит как реклама определённой марки кваса). Васильев рассудил, что необходимо оставить столице субъекта прежнее название в честь убиенного большевика, а области вернуть историческое название, связанное с Вятской боярской республикой. Опять-таки странная исторически-этимологическая концепция, но в силу противоречивости самой идеи, которая непонятным образом может повлиять на политический имидж самого губернатора, учитывая предыдущий опыт Белых, от неё было принято решение отказаться.
За то, другой субъект ограничился лишь культурной программой. Волгоградская областная Дума вынесла на референдум вопрос о часовом поясе Волгограда, сейчас субъект живёт по Московскому времени, но природные особенности тяготеют к так называемому Самарскому времени, тем более что область зажата Астраханской и Саратовской областями, живущими по Москве плюс один час. Конечно, можно нафантазировать заголовки типа: «Волгоград хочет удалится от Москвы», но вся эта возня в сущности ничего не изменит. Мможно сказать, что это лишь ещё один способ привлечь людей на выборы. Традиционная тактика привлечения насущной проблемой (а смена часового пояса более чем насущная проблема, для субъекта с достаточно большим горизонтально мобильным населением). Кроме того, этот вопрос не несёт в себе негативных коннотаций как для федерального центра, так и для регионального правительства.
Теперь перейдём к неудавшимся мероприятиям, запланированных на 18 марта. «Золотой мальчик» (кличка, прикрепившаяся в жёлтой прессе к новоиспечённому губернатору Севастополя – Овсянникову) решил организовать смену герба города. Главная задача изменения герба города — это добавление отличий воинской славы и исторических элементов в проект символа. Но эту задачу решили отложить на неопределённый срок из-за специфически политически активного населения. «Город морской воинской славы» оказался крайне политизированным, на региональных выборах 2017 года самая напряжённая гонка за кресло губернатора была именно там, ни в каком другом регионе не было столь напряжённой битвы компроматов даже на второстепенных кандидатов.
В Республике Коми тоже предполагалось веселье в виде референдума о переносе столицы субъекта из Сыктывкара в Ухту. Идея о этом референдуме зародилась в умах местной региональной администрации, в надежде на эффект «перенесённой столицы» – мере, направленной на стимуляцию экономики региона по типу Бразилии или Казахстана. Этот официальный предлог как всегда скрывает желание поднять явку на выборах. Тем не менее, перенос столицы в Ухту, на самом деле, выглядит фантасмагоричным. Поскольку все транспортные и товарные потоки завязаны на городе Сыктывкаре, а изменить эти потоки тяжело, и, несмотря на большую численность населения города Ухты, она не может чисто экономически претендовать на роль столицы субъекта. Скорее всего идейные организаторы понимали неосуществимость этой идеи и поэтому ожидали получить запланированное «нет» по итогам. Инициатива выглядит как мероприятие, явно направленное на поднятие явки на президентских выборах. Причина отмены этой затеи, скорее всего в том, что она носила явно завлекательный характер, и в самом невероятном случае победы сторонников переноса столицы пришлось бы заниматься этим на самом деле, поскольку даже чтобы похоронить эту идею в архивах нужно изрядно постараться.
В Саратовской области хотели рассмотреть вопрос по объединению муниципальных единиц города Самара и города Энгельса в одно большое территориальное образование. Затея давно назревала, однако была искусственно вынесенная в стадию разрешения к 18 марта. Технически это было бы полезно с точки зрения налаживания более продуктивной работы территориальных муниципальных единиц, тем не менее, идея имеет много противников со стороны самарского центра, поскольку такое слияние может обрезать бюджет для жителей самарской стороны. Скорее всего, референдум был отменён именно по этой причине, чтобы не наслаивать негативный социальный фактор на президентские выборы.
Типичным примером референдумов, проводимых для привлечения избирателя на участки, является референдум по слиянию двух московских районов – Марьино и Люблино. Типичная затея мэрии по увеличению явки ничем особым не отличается, и сама идея тоже не выглядит особо новой. Единственное, что можно заметить, это то, что это самый распиаренный референдум из несостоявшихся (заметим, что и из состоявшихся тоже). Поскольку это Москва, на него обратили наибольшее внимание представители так называемой оппозиции и распиарили «факт» привлечения избирателя маленьким хозяйственным референдумом. Референдум о слиянии отменили как всегда из-за опасности слишком компрометирующей ситуации активного заманивания избирателя на избирательные участки.
Последующие примеры выбиваются из общего ряда благопристойных хозяйственных референдумов, здесь нам встретятся варианты, когда региональная элиты используют референдумы в своих интересах или наблюдается некоторое движение снизу. В Тюмени планировался референдум о возвращении выборов мэра города Тюмени. Здесь имеется сложное противостояние группировок в региональной и городской думе. Во-первых, выборы мэра вернут этой должности былую престижность, а также в перспективе увеличит его влияние. Инициатива не была направлена на привлечение избирателей, поэтому легко пресеклась в самом начале, чтобы выборы 18 марта сохранили благопристойность и не отражали соперничество региональных элит, символизируя стабильность.
В Подмосковье разворачивается история с тяжело дифференцируемыми по происхождению школьными референдумами. Дошло до того, что Элла Панфилова осудила и запретила избирательным комиссиям проводить их на территории избирательных участков или используя членов избирательной комиссии. Вопреки мнению, распространённому среди тех же определённых несистемных оппозиционеров, эти референдумы действительно были организованны для школьников. И. А. Коновалова – глава избиркома Московской области, слишком активно взялась за просвещение школьников в области избирательного права. Она ежегодно проводит олимпиады, конкурсы и всё, что можно проводить у школьников по придуманной РИК МО дисциплине – «Избирательное право», которое как факультативный предмет преподаётся в ряде школ Московской области. Эти референдумы должны были стать вершиной педагогического таланта членов РИК, однако центр этому воспротивился, т.к. сама педагогомания дискредитировала голосование в Московской области. Более весёлой на этом фоне выглядит реакция Навального, который выпустил по этому поводу несколько специальных видеообращений, призывающих школьников не ходить на эти «референдумы». Словно испугавшись за свой основной предполагаемый электорат, Навальный, наверное, забыл, что школьники не голосуют. Становится немного жаль школьников, которые не смогут выяснить по пяти или шестидневке им учится. Но не стоит думать, что в Московской области на этом остановились. В ряде районов пройдёт неофициальная сеть референдумов-опросов, связанная с благоустройством парковых зон в регионе, они будут вынесены за приделы участка для голосования, но будут находится рядом, скажем честно, в одних школах, в соседних классах.
Во Владимирской области сорвался референдум о ликвидации полигона ТБО Филипповское. В последний момент комиссия региона нашла ряд неточностей в документах инициативной группы и отправила весь процесс подготовки референдума на первую стадию. Стоит сказать, что экологическая ситуация в Киржаческом районе действительно оставляет желать лучшего, кризис давно назрел, а пути его решения, так до сих и не предложены. Особой проблемой является то, что полигон расположен на границе Владимирской и Московской областей, обслуживаемой (скорее просто выкидывающей мусор) Московской городской кампанией. Эта ситуация не уникальна, почему-то именно на северо-западном направлении возникают особые проблемы с мусоропереработкой и мусорозахоронением – Алексинский полигон в Клинском районе МО, несколько полигонов в Волоколамском районе, но до референдума дошли только жители соседней Владимирской области, показав наибольшую организованность.
Ситуация с Московским регионом в области опросов по благоустройству не уникальна. Существует целая программа проведения опросов по выбору проекта создание комфортной среды, она была запланирована загодя, так первые её этапы были проведены ещё в 2017 году, а на 18 марта 2018 (конечно же, совершенно случайно) выпала основная её часть – прямое голосование о выборе уже готовых проектов обустройства парков и улиц. Финальная часть этой эпопеи продлится до 2020 года, подразумевая ещё несколько масштабных опросов в последующие годы. Сам Путин выступая на Съезде Малых Городов России подчеркнул важность этой программы и призвал не препятствовать её проведению в регионах. Отсюда можно сделать вывод, что эта программа была заточена специально под Президентские выборы 2018. Эта инициатива будет реализована в абсолютном большинстве субъектов РФ.
Таким образом, статистически можно порадоваться проведению 108 официальных референдумов на территории РФ в одно время с президентскими выборами, а так же бесчисленным опросам и новелле этой кампании – «референдумам-опросам» на территории многих субъектов РФ, на которых будут рассмотрены важнейшие вопросы цвета поребриков и формы декоративных заборов.
Авотор: Арутюнов Антон,
Руководитель МРП СМП РАПН