rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
50

Кто такие “Красный север”?

215

Французские левые: социальная инициатива при политическом застое

458

Затопленные жертвы сталинской индустриализации

388

«Украинский» разлом европейских левых

Главная Рубрики Левые 2017 Апрель Последний великий жрец советского марксизма

Последний великий жрец советского марксизма

Теодор Ильич Ойзерман © svoboda.org

Несколько лет назад среди бесконечного повтора марксистских формул, среди хорового восхваления и столь же хорового ниспровержения Маркса едва слышным контрапунктом прозвучали слова о необходимости самокритики или внутренней ревизии марксистского учения. Их произнес старейший российский философ и историк философии Т. И. Ойзерман.

Этот общий подход к учению Маркса сформулирован глубоко и верно, в согласии с ним.

«В своем рациональном виде», — однажды заметил классик, характеризуя свой исследовательский метод, — диалектика «критична и революционна».

Но грош цена критике, если она не включает в себя как существенный момент самокритику. Такой поворот марксистской мысли давно уже назрел и стал необходимым: следуя ему, марксисты отнимут у идеологов власть имущих исторически почетную роль критиков марксистского учения.

Однако в своих оригинальных, масштабных историко-философских исследованиях (в таких, как, например, «Оправдание ревизионизма» или «Марксизм и утопизм») Ойзерман не сформулировал критерия различия между ревизией научной и ревизией искажающей. Поэтому ему не удалось провести разницу между ревизией как научной процедурой и ревизией как идеологией «рабочей аристократии» и партийной номенклатуры (в целом справедливо подвергнутой критике В. И. Лениным, Р. Люксембург, ранним К. Каутским и другими марксистами революционного крыла). Игнорирование разницы между ними привело к фальсификации Марксовой теории отчуждения, отказу от трудовой теории стоимости и к утопии «капитализма с человеческим лицом».

Таким образом, стало непонятно, что же должно сохраниться от самого марксизма в провозглашенной Ойзерманом марксистской самокритике и в чем состоит непреходящее научное значение марксизма (о котором пишет сам Ойзерман), включающего в себя критику капитализма как необходимую и существенную часть. Получившаяся теоретическая конструкция стала выглядеть как приспособление марксизма к потребностям пореформенной номенклатуры, пытавшейся капитализироваться, но вместе с тем соблюсти приличия, и не желавшей резко рвать со своим интеллектуальным прошлым. А её прошлое было связано с советским марксизмом. Теперь ей нужен был марксизм не революционный, не марксизм «Манифеста» или «Что делать?», и даже не «марксизм» социал-демократических компромиссов, а просто набор наукообразных гуманистических штампов, прикрывающих новые формы классового господства, но осененных авторитетом Маркса.

К сожалению, мы никогда уже не узнаем, как стала бы развиваться мысль Ойзермана дальше. Возможно, он и сам исправил бы свои ошибки. Теодор Ильич скончался 25 марта сего года в возрасте 103 лет.

Вниманию же читателей представляется интервью, взятое нами у профессора, доктора философских наук, бывшего декана философского факультета УрГУ имени А.М. Горького Константина Николаевича Любутина, который поделился с нами воспоминаниями о Теодоре Ильиче.

Как вы познакомились с Теодором Ильичом?

Я поступил в МГУ на философский факультет в 1952 году. Мне читали лекции такие блестящие знатоки своего предмета, как Асмус, Дынник, Ильенков… И среди них – Теодор Ильич Ойзерман, который тогда заведовал кафедрой Истории зарубежной философии. Студенты тогда его называли «Озер».

В чем его значение как историка философии?

Надо отдать должное Ойзерману: он первым предложил градацию всего развития марксизма.

Где?

В монографии «Формирование философии марксизма». Это была умнейшая книга! В ней он показал, что означают философские работы Маркса в “Рейнской газете”, в “Немецко-французском ежегоднике”, что такое Рукописи 1844 года. Ойзерман дал текстологический анализ этих работ. Кроме того, он был выдающимся лектором. Студенты были в восторге от его лекций.

Он умел доходчиво объяснить, что такое, скажем, отчуждение, чем оно отличается от опредмечивания – у Гегеля это одно и тоже.

Что это было за время?

Жизнь, конечно, тогда была нелегкая. Постоянно случались… наскоки. Рядом была Старая площадь, ЦК КПСС, рядом Лубянка, КГБ. Чего стоит, например, история с Ильенковым – бывшим аспирантом Ойзермана! Это история, от которой пострадали Ильенков и Коровиков, который позже ушел из философии и стал собкором «Правды» сначала в Индии, потом в Африке. Он до сих пор жив. Но философ он был слабый…

А что Ильенков?

Ильенков окончил войну в Германии, блестяще знал немецкий. Он – сын писателя, которого ценил Горький. Все началось с того, что он раздал тезисы студентам. По тем временам это был смелый поступок: как можно машинописные тезисы раздать – без цензуры? Что ты! Страх божий! А он дал.

Что там было?

Там было написано, что на философском факультете МГУ отсутствует адекватное понимание предмета философии вообще и предмета марксистской философии в частности. Предмет философии растворяли тогда в общественном сознании.

А Ильенков стал доказывать, что по Марксу философия есть теория познания. К сожалению, он свел философию Маркса к одной лишь гносеологии. Для Ильенкова не было проблемы человека у Маркса – вот в чем беда.

Чью сторону занял Ойзерман в факультетской критике Ильенкова?

На ученый совет, на котором того разбирали, Теодор Ильич не пришел. Заболел. Но поскольку Ильенков был его аспирантом, тут и говорить нечего. Я не хочу оценивать характер Теодора Ильича, сейчас это было бы грешно. Он не ввязывался в эти дурацкие споры. В них большого смысла и не было, который им сейчас приписывают.

А шли дискуссии в то время?

Распространен миф будто советский марксизм – это единое целое, и в нем не было никаких противоборствующих направлений, никакой борьбы, а царило лишь идейное согласие. При этом те, кто говорит об этом, любят вспоминать гонения на того же Ильенкова, не замечая собственного противоречия. Он же тоже был марксистом, как и его гонители! На самом деле не было в то время никакого однообразия! Сколько было дискуссий в науке в то время! По космогонии, по биологии, по языкознанию.

Ойзерман участвовал в них?

Нет, не участвовал. Что он знал в космогонии или генетике? Ничего. О его участии в философских дискуссиях не знаю. Сфера его научных интересов – история философии, в том числе и марксистской. Именно он поднял уровень марксистских исследований в 50-е годы. Его общая, не только философская, эрудиция была огромной. Ею он и покорял студентов.

Особое значение имел читаемый им два семестра курс по истории марксистской философии, в котором впервые было разъяснено значение ранних работ Маркса, показано значение младогегельянцев, в чем разница между идеями братьев Бауэров – Бруно и Эдгара, чем отличается Штирнер от Штрауса и т. д.

До Ойзермана никто об этом не рассказывал. В заслугу Ойзерману я поставил бы еще реабилитацию Бернштейна и критику Ленина. Но это уже позже.

А. А. Коряковцев и П. Н. Кондрашов

Апр 6, 2017Рабкор.ру
6-4-2017 Левыемарксизм, образование, СССР, философия2,464
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Два лика французского левого социализмаФранцузские левые призывают поддержать Макрона
  См. также  
 
Борис Кагарлицкий об СССР, левых партиях и новом левом блоке
 
Эволюция взглядов В.И. Ленина на крестьянство и построение социализма в крестьянской стране
 
Новый старый «Краткий курс»
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру