Интернет совершил переворот равноценный изобретению книгопечатания. Но стоит признать, что и ранние технологии печати имели множество недостатков — так наборному шрифту предшествовала громоздкая, неудобная ксилография. Спустя несколько десятков лет после создания сети Интернет, возможна новая информационная революция. Речь идет о mesh-сетях, существенно удешевляющих доступ в Интернет, гарантирующих анонимность и работающих без перебоев, — остановить работу сети можно будет лишь с физическим уничтожением большинства устройств участников сети.
Ни для кого не секрет, что Интернет дал возможности, о которых еще пятьдесят лет назад не могли и догадываться. Появившись как проект связи (ARPANET) между компьютерами в 1969 году, прошедший долгий путь развития в лабораториях и получивший коммерческое развитие в начале 90-х годов, Интернет, связав все крупные сети, объединил человечество. Бесчисленное множество сайтов с необходимой информацией, возможность связи в любой форме и общедоступность глобальной сети сделали для равенства людей гораздо больше, чем упоминаемый обычно револьвер полковника Кольта.
Но доступ в сеть все равно оказался ограниченным. Ведь прежде чем дойти до необходимого сервера или установить двухстороннюю связь, запрос с компьютера рядового пользователя преодолевает маршрутизатор и точку обмена траффиком. Таким образом централизованный доступ в Интернет оказался под контролем провайдеров, играючи блокирующих неугодную информацию.
Обычно цензуру в Интернете связывают с теми или иными политическими причинами. Всем знаком Великий китайский фаервол, ограничения Интернета в Иране или, например, факт введения строгих законов в России за в минувшие несколько лет. Однако на Западе, который превозносится либеральным лагерем как оплот свободы и демократии, существуют ограничения, связанные не столько с политическими, сколько с экономическими требованиями.
В качестве примера можно привести длившееся несколько лет дело крупнейшего торрент-трекера The Pirate Bay, в ходе которого со стороны США на Швецию, где находились серверы сайта, оказывалось жесткое давление. Не лучше обстоят дела и в самих США, где практически невозможно попасть в какие-либо файлообменные сети и торрент-порталы. Вследствие этого многие пользователи, незнакомые до этого даже с азами криптографии, стали пользоваться анонимными сетями, такими как Tor или I2P.
Тем не менее, у централизованного Интернета есть и иные недостатки. Он уязвим к различного рода экстремальным ситуациям. Не говоря уже о возможностях вмешательства в частную переписку. Менее известна проблема исчерпания IPv4-адресов и сложность их замены на адреса IPv6.
Поэтому сейчас все чаще упоминаются в качестве альтернативы централизованному Интернету MESH-сети.
MESH-сеть — это децентрализованная одноранговая самоорганизующаяся сеть. Каждый компьютер является сам себе как маршрутизатором, так и коммутатором. Иными словами, каждый участник в одноранговой сети является одновременно провайдером. От подобной сети нельзя отключить. Равно как и вмешаться в обмен информацией невозможно.
Наиболее перспективной сетью из всех подобных является Hyperboria. Такое красивое мифическое имя дали проекту, основанному на протоколе с невзрачным названием «cjdns».
Как и все MESH-сети, Hyperboria основана на передаче информации от одной точки к другой посредством Wi-Fi (это главное отличие одноранговой глобальной сети от обычных локальных сетей). Таким образом интернет становится еще и бесплатным — пользователю необходимо оплатить лишь стандартное сетевое оборудование. Все зависит от расстояния, на котором находится иной узел сети, и, соответственно, от мощности. В среднем выходит от 300 до 3 500 рублей. Можно подключаться всем домом вскладчину. В любом случае выходит дешевле, чем оплата годовая оплата услуг провайдера. Одним из результатов создания такой сети станет появление зоны Wi-Fi, покрывающей все большие площади. Провайдер же, забирающий деньги и контролирующий Интернет, становится просто ненужным.
Отладка сети не требует глубоких познаний в области сетевых технологий, так как Hyperboria является автоматически настраиваемой. Тем не менее, для выполнения первого запуска может потребоваться и помощь специалиста. Программное обеспечение поддерживают различные операционные системы, в том числе Linux. Объединение сетей также происходит в автоматическом режиме — когда устройство подключено одновременно к двум сетям (скажем к сети из Королева и к сети из соседнего города Мытищи), данный узел становится мостом, который их объединяет.
Но главное отличие сетевого протокола cjdns заключается в том, что он позволяет создавать связь не только по принципу «роутер-роутер», но и через Интернет, соединяя таким образом первично возникшие небольшие сети. Участник, отключенный от Интернета, но подключенный к Hyperboria, способен выйти в него через шлюзы, которые анонимно и бесплатно могут быть предоставлены другими участниками этой сети. Любой установивший cjdns владелец сервера делает его доступным по данной сети. Уже сейчас функционирует система блогов WordPress и некоторые другие ресурсы.
При подключении к Hyperboria участник получает IPv6 адрес, который относится к приватной части IPv6 адресов. Затем происходит маршрутизация через аналогичные узлы (ноды) пока не будет проложен кратчайший маршрут. В памяти же компьютера хранятся лишь наиболее часто используемые маршруты, что позволяет не растрачивать системные ресурсы.
Сейчас в планах сообщества Hyperboria разработка децентрализованного DNS — системы доменных имен, служащей для получения адресации серверов. В перспективе разработка крупного файлообменника и децентрализованной социальной сети.
Проект Hyperboria далеко не единственный. Можно вспомнить знаменитый Fidonet — объединение компьютеров через телефонную линию. Причины исчезновения Fido в недостаточном развитии технологий. Самой Hyperboria предшествовали такие peer-to-peer сети, как Netsukuku. Успешные проекты MESH-сетей были реализованы в Испании и разворачиваются в Греции.
Сейчас же Hyperboria напоминает Интернет 90-х годов — того времени, когда он, с одной стороны, еще не стал коммерческим, с другой же, не привлекал к себе столь пристальное внимание со стороны властей. Конечно, сложно говорить о возрождении той старой парадигмы, превращающей глобальную сеть в подобие Дикого Запада, не подконтрольного никому, но такой шанс есть. С другой стороны, это будет и не Веб 1.0, вызывающий ужас у пользователей, привыкший к буйству красок и flash-анимации.
В Hyperboria будет свободно циркулировать информация, в том числе и та, которую в обычном интернет-пространстве прячут. Речь идет вовсе не о книгах и фильмах — даже крупные media-гиганты вовсе не определяют экономическую ситуацию. Да и переориентироваться на пользователя, привыкшего массово качать и качать бесплатно, такие корпорации уже смогли. Речь не идет и о ставшей притчей во языцех детской порнографии или черных рынках, позволяющих купить наркотики и оружие, — это можно пресечь и традиционными методами. Речь о системе патентов. Можно верить или не верить в теорию заговора о сокрытии некоторых изобретений ТНК — это из области недоказуемого, но тот факт, что многие технологии патентуются заранее, а потом откладываются, с ограничением доступа к ним, является очевидным и даже послужил поводом для инициатив пиратских партий по пересмотру патентного законодательства.
С другой же стороны MESH-сети демонстрируют реально действующую альтернативу капиталистическим отношениям. Это будет объединение людей, благодаря взаимодействию разворачивающих структуры, на которые при ином варианте пришлось бы потратить немало денег. Не исключено, что против его участников даже будут проводиться некие меры, начиная от грубых — изъятие оборудования, законодательный запрет и преследование активистов, так и мягкие — препятствия протоколу cjdns, контрпропаганда.
А кроме того подключение Hyperboria, требующее хотя бы минимального уровня знания сетевой технологии, приведет в сообщество не простого потребителя Интернета (объект), как сейчас, а человека, способно на некоторые действия (субъект). Таким образом, изначально сеть будет состоять из сознательных людей, что даст возможность каждому участнику присоединится к IT-сообществу даже не имея специального образования для развития технологий, приносящих свободу и наводящих ужас на корпорации и политиков. Возможно, это станет плацдармом для будущего общества, более доброго и дающего возможности для полной самореализации.