Они думают, что ничто не может случиться, раз они заперли двери. Они не знают, что в душах всегда происходит нечто и что мир не кончается у дверей домов… Они спокойны за свою маленькую жизнь и не подозревают, что другим известно о ней гораздо больше».
(М. Метерлинк. Там внутри)
26-28 октября на сцене Театра Луны в рамках VIII международного фестиваля «Сезон Станиславского» театральная компания Vanishing Point из шотландского Глазго показала свою современную интерпретацию пьесы Мориса Метерлинка «Там внутри» (Interior), получившую премию Союза критиков Шотландии по трем номинациям: «лучший спектакль», «лучшая режиссура», «лучший актерский ансамбль». Над новой интерпретацией маленькой пьесы работала вся труппа театра Vanishing point во главе с художественным руководителем и режиссером Мэттью Лентоном.
В начале спектакля мы видим самую обычную комнату: убранный к празднику стол в центре, картины на стенах, шкаф с книгами и фотографиями, фортепиано, кресло-качалка, несколько светильников. Стена комнаты, обращенная в зал, сделана из стекла, тем самым она становится подобна огромному окну, что дает зрителям возможность ощутить себя невольными свидетелями жизни семьи, которая собирается на ужин. Вот мимо проходит пожилой мужчина, погружённый в свои мысли, затем молодая девушка прихорашивается у зеркала — они не замечают, что за ними наблюдают, они живут в своем собственном мире, в пределах этой маленькой, теплой, уютной комнаты. За окном дует ветер, падает снег… но это их не касается.
В комнате появляются первые гости, все они приходят с оружием, словно оно может защитить их от опасностей холодного и сурового внешнего мира. Зритель видит, как они говорят между собой, хлопочут, суетятся, но не слышит их слов! Звучит только тихий женский голос, который с легкой грустью и иронией комментирует слова, мысли и поступки этих людей.
Если вспомнить пьесу Метерлинка, то в ней старик с незнакомцем стоят у окна и наблюдают за безмятежной жизнью семьи, не в силах сообщить родителям страшную правду о том, что их старшая дочь утопилась. В спектакле же нет ни той семьи, ни старика, да и сообщать никому ничего не нужно. Только ко второй половине действия выясняется, кому принадлежит голос за «кадром». На сцену из зрительного зала выйдет девушка, в теплом пальто и шапке, она будет проходить перед окном-стеной, незаметная для людей в комнате. Из ее слов можно понять, что ей близка эта семья, что она сама когда-то сидела вот также за столом, смеялась, танцевала, флиртовала… но все это в какой-то момент оказалось для нее неважным. Жалеет ли она о своем решении оставить этот мир?
Зритель узнает только, что ей очень холодно. Но когда она стоит около светящегося окна, и наблюдает за жизнью людей в комнате, ей становится теплее и сердце наполняется радостью. Подобные чувства испытывают и зрители в зале. Слишком уж близка и знакома всем сцена, разыгрывающаяся перед глазами.
Дядюшка Питер каждый год в самую длинную ночь устраивает у себя дома вечеринку и готовит свинину по своему собственному уникальному рецепту, который он потом не может точно вспомнить. Тетушка Энн, его давняя знакомая, приносит праздничный пирог, который она в конце спектакля все-таки решит забрать с собой, чтобы хоть как-то компенсировать тот факт, что дядя Питер приготовил свинину, забыв что она вегетарианка. Тетя Энн будет исполнять свои любимые песни, которые не выносит Пол. Дамир, неизвестный гость среднего возраста, которого они никогда больше не увидят, начнет флиртовать с Авророй, женой Пола. Внучка дяди Питера, Руби, будет стараться всеми силами привлечь внимание Давида. Пол решит в конце праздничного вечера сделать предложение руки и сердца Авроре, но получит отказ. Аврора уйдет домой, а дядя Питер попытается его утешить двойной порцией сладкого, ведь Пол теперь может съесть и порцию Авроры.
Все эти обыденные мелочи показаны с таким вниманием и любовью, что вызывают самый живой отклик у публики. На протяжении почти всего спектакля в зале слышится смех: иногда тихий, иногда звонкий и шумный. Не случайно спектакль Мэттью Лентона сравнивают с драматургией Чехова. Тонкие человеческие чувства, их уникальность и хрупкость — вот стрежень данного спектакля, вокруг которого строится все действие.
В конце спектакля девушка-рассказчица попытается понять красоту этого маленького мира. Она знает, когда и как умрет каждый из героев этого действия, но они этого не знают. Их жизнь до самой последней минуты будет наполнена желаниями, страданиями, радостями, тревогами. И совсем не важно, когда наступит смерть — через несколько недель для дедушки Питера, или через 65 лет для его внучки Руби. Искренние живые чувства и отношения — дружба, любовь, доверие, забота — самое главное и ценное, что есть у них. Только это может защитить их от сурового холодного внешнего мира, а не какие-то ружья, которые так и не выстрелят. Девушка покидает героев, но ее путешествие не окончено, ведь в мире еще столько окон, за которыми скрываются свои маленькие, удивительные миры, жители которых часто забывают, как хрупко и зыбко их счастье.