Даже как-то неловко об этом говорить, но главной темой неизлечимой франшизы стали кадровые перестановки и индустриализация производства: отдел Бонда (все еще Дэниэл Крэйг) хотят упразднить, заменив человеческих шпионов дронами, а мировые секретные службы объединить под началом офисной крысы С (Эндрю Скотт), пороха не нюхавшего, но с планшетом. Плюс спасение мира как побочный сюжет. При этом именно дроны и прочую технологическую мощь не показывают. О них говорят с той осторожной неловкостью, с которой наши бабушки когда-то произносили странное слово «блютус». Технический арсенал Бонда теперь составляют часы со взрывом и угнанная у коллеги машина с зажигалкой, мелькнувшая в фильме пару минут и вскоре утопленная в процессе погони. Надо сказать, что Теримнатор делает это лучше.
Спектр вообще, по сути дела, сплошной постапокалипсис — он весь составлен из обломков прошлого и случайного мусора: роботы на смену людям, карьерные выскочки, брызжущий слюной Волан-де-Морт на секретной базе Мстителей и все это с Широко закрытыми глазами тайных сборищ ночного Рима. Капля самоиронии — и фильм мог бы стать забавным кроссвордом для киноманов, набором клише и мизансцен. Но в этот раз на юморе решили сэкономить.
Бонд не просто устарел морально и физически — режиссеры сами делают его артефактом.
Когда-то он олицетворял собой мифологически чопорную Англию, блеск и элегантность старого света, а рядом с ловкими шпионскими трюками мерещилась торжественная тень Королевы. Опасности и победы подчеркивали сияющий образ рыцаря без страха и упрека, дамы в роскошных туалетах невзначай теряли целомудренность и дружно умирали от любви. На шаг после моды, на два шага впереди врага. Теперь же ему просто негде жить: столица королевства заполнилась стеклом и бетоном, а главным монументом стало колесо обозрения Лондонский глаз, а ни какие не Тауэр или Букингемский дворец. И прежний лоск уже кажется старомодным.
В наши дни японские электрички поражают воображение больше, чем бронированное авто с секретом, современному шпиону не обойтись без метро и кроссовок. Светские франты отложили смокинги и учатся подворачивать джинсы. Мужчины посещают семинары по выражению чувств, ведь суровая сдержанность — смертельный стресс. Среди хаоса вкусной и здоровой жизни, куда его настойчиво толкают продюсеры, знаменитый агент выглядит зацикленным на проблемах трудоголиком, не способным на эмоциональную близость и гармонию со вселенной. Он больше не супергерой — его заменили другие.
Символы прошлого спрятались в тень и стали фоном для новых декораций, а сам Бонд превратился в чайный сервис в заколдованном замке.
Кстати, целовать чудовище пришли сразу две красавицы: печальная вдова Моника Беллуччи и французская фея Леа Сейду.
Последняя оказалась одной из самых неудачных девушек Бонда: спелая, мясистая простушка, пышная, словно поднявшееся тесто с изюминками. Такая зефирная женщина смотрится одинаково неуместно и с тяжелым пистолетом в белоснежных руках, и посреди пустыни под палящим солнцем в короткой юбке и босоножках на каблуке.
Единственная и главная задача Моники Беллуччи в роли легкого романтического приключения на фоне могилы мужа — хорошо выглядеть, но и тут (проявим деликатность) чувствуются халтура и спешка. Вообще, логика девушек Бонда не может не умилять: если тебе хорошенько двинули по куполу или чуть не застрелили, первое, что нужно сделать — скорее заняться сексом с незнакомцем, невзирая на синяки, переломы и сотрясение мозга. Неудивительно, что они не доживают до следующей серии…
Единственное, что стоит доброго слова, но обычно забывается через пять минут — самая первая сцена с карнавалом ко Дню Мертвых и виражами на вертолете. Крэйгу очень идут маска черепа и высокий цилиндр, он красиво двигается под музыку и не должен постоянно строить эту бульдожью рожу, с которой будет неразлучен весь фильм. С лица актера как будто исчезли все эмоции, особенно обращает на себя внимание застывшая верхняя губа, которой обычно говорят и улыбаются.
Конечно, Бонд — мужчина серьезный, тренированный, но даже самые мужественные из нас все-таки иногда моргают и кашляют.
Секретный агент 007 мог бы остаться романтическим анахронизмом, но у него отняли все игрушки, подсунули третьесортный сюжет и, кажется, стерилизовали. Он больше не курит, а вместо знаменитого коктейля бармен предлагает органический смузи. Не удивляйтесь, если в следующем эпизоде он заведет собачку и пересядет на велосипед.
К сожалению, новый гибридный Бонд получился нежизнеспособным и вряд ли запомнится надолго, но прогресс неумолим, искусство — вечно. Возможно, в следующий раз мутация окажется полезной. В крайнем случае, вышедших в тираж героев действительно можно заменить дронами.