rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
96

Война на Ближнем Востоке: кто за кого?

185

О происхождении полиции

415

Болото российской школы

93

Часть 3. Анархизм в Бразилии: Потеря и попытка восстановления социального вектора

Главная Культура Кино 2015 Август Человеческие многоножки

Человеческие многоножки

Стрингер (Nightcrawler) США, 2013. Реж. Дэн Гилрой

Стрингер (Nightcrawler) США, 2013. Реж. Дэн Гилрой

«Чтобы тебе было понятно, о чем мы снимаем, представь бегущую по улице женщину с порезанным горлом — вот что нам нужно», — объясняет правила работы редактор криминальной хроники небольшого телеканала Нина Ромина (Рене Руссо) новичку Луису Блуму (Джейк Джилленхол).

Так у мелкого воришки, промышлявшего кражей металлолома, начинается новая жизнь внештатного оператора, рыщущего по Лос-Анджелесу в поисках кровавых новостей.

Он быстро учится, ставит перед собой простые ясные цели и скоро становится самым успешным предпринимателем на рынке, предлагающем видеоматериал. То, что для этого приходится иногда переступать через трупы, его не смущает, привык: работа такая, главное — красивый кадр.

Наверное, сначала стоит рассказать о названии: перевод получился с английского на английский и большему пониманию не способствует. Стрингер — это внештатный журналист, обычно фотокорреспондент или оператор, часто работающий в экстремальных условиях, причем его свобода может быть вынужденной (нет подходящей должности), а может оказаться позицией принципиальной — человек работает в одиночку и сам себе господин.

Оригинальный Nightcrawler, очевидно, должен был вызвать ассоциации с земляным червем (основное значение) и всякой ползучей живностью, копошащейся в темных закоулках (связи с марвеловским Ночным Змеем не прослеживается). Другими словами, не только «репортер», но и поедатель компоста — это ближе к сюжету и не дает увлечься обсуждением профессиональной этики.

Дэн Гилрой, до этого фильма занимавшийся сценариями, в своей первой режиссерской работе объединяет захватывающую историю удачливого бизнесмена и компромиссы журналистики, незаметно выворачивая события под заданную мораль. В противном случае получилась бы очередное обсуждение вечных тем: насколько этично наживаться на чужом горе и где та грань, что отделяет хорошую подачу материала от искажений ради рейтинга.

Поэтому, с одной стороны, начинаешь сопереживать главному герою в его начинаниях, а на другую в ужасе отползаешь, когда эффективный менеджмент заходит слишком далеко. Вероятно, чтобы никого не запутать, Гилрой подсказывает зрителю верное направление сразу: Луис Блум особенно хорош в новом деле, потому что и раньше нарушал правила и обходил закон. Журналиста, снимающего катастрофы, убийства и аварии, слишком удобно обвинить в стервятничестве, даже если ради правдивого кадра он рискует жизнью, когда же в профессию приходит преступник, темное прошлое подчеркивает хищный мотив.

Сначала все выглядит как авантюра: ночные поездки, «охота» на слабо освещенных улицах, борьба за право быть первым. Раздражающие детали вроде краденного велосипеда и перехват работы у конкурентов стараешься не замечать, списывая на азарт новичка. Но Луис уверенно движется к цели, методично усиливая свое положение, не останавливаясь ни перед чем, и симпатия плавно превращается в исследовательское любопытство: как далеко он зайдет и сможет ли оттуда вернуться?

Тощий насекомообразный Джейк Джилленхол, который по инерции прошлых ролей кажется улыбчивым и милым парнем, ближе к концу теряет остаточное обаяние, полностью перерождаясь. А небольшую роль второго плана Рене Руссо некоторые критики уже назвали вершиной ее актерской карьеры. Их совместная сцена в мексиканском ресторане, ставшая переломным моментом в фильме, — это практически состязание в мастерстве. В ней Луис приглашает Нину на ужин и впервые становится понятно, что он из себя представляет и насколько искажено его понимание человеческих отношений в принципе. Он бодро говорит цитатами из популярных бизнес-курсов из интернета, пока Нина пытается прийти в себя после его «деловых» предложений.

Актриса была возмущена своей героиней и требовала переписать эпизод, но режиссер (кстати, её муж) все оставил как есть.

Если умело балансировать на грани совсем уж явных преступлений и, скажем так, деловой хватки, получится искаженный и утрированный, но пугающе яркий образ современного «успешного» человека — активного, энергичного, знающего себе цену. Ради достижений и прибыли люди готовы пойти на многое, прикрываясь обтекаемыми формулировками вроде «Друг — это подарок себе» или «Я не могу рисковать успехом своей компании». Бодрый искатель новостей, раскладывающий жертв автокатастрофы в эффектную композицию для съемки просто выполняет свою работу лучше других и он очень предан делу…

Но не стоит слишком сгущать краски, вряд ли режиссер хотел демонизировать модных бизнес-гуру, восхваляющих сакральный успех — скорее очертил границы разумного и предостерег неофитов. Ну и конечно, необязательно во всем искать обобщения и скрытые смыслы, этот необычный, хитро завернутый фильм вполне можно рассматривать просто как увлекательный рассказ о разнообразии жизни на Земле.

Авг 11, 2015Матвей Меркулов
11-8-2015 Киножурналистика432
Фото аватара
Матвей Меркулов

Лингвист, гедонист, оптимист. Модератор интернет-сообщества «Другое кино» в Живом Журнале.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Цветы злаЛететь с одним крылом
  См. также  
 
Ленин как политический журналист
 
На войне как на войне
 
Почему происходящее в Ереване не имеет ничего общего с Майданом в Киеве?
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру