rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
59

ВГИК против принудительной биометрии. История борьбы

250

«Чёрная метка» для профсоюза: как «военный» ПСБ отвечает на первую попытку работников объединиться

432

Проект Конституции Союза Советских Демократических Республик

335

Проект документа «Идеология левой социал-демократии»

Главная Культура Кино 2015 Май Два орешка для Золушки

Два орешка для Золушки

Джеки в царстве женщин (Jacky au royaume des filles) Франция, 2014. Реж. Риад Саттуф

Джеки в царстве женщин (Jacky au royaume des filles) Франция, 2014. Реж. Риад Саттуф

В мире есть страны, где у людей не осталось или никогда не было прав, власть руководства пожизненна и передается по наследству, неугодных торжественно казнят на праздниках и все это называется модным словом «демократия». По традиции, на дне силовой иерархии занимаются домашним хозяйством женщины, которых воспитывают по плану: красива, полезна, отстань. И так это стало привычно да узнаваемо, что бывший автор карикатур «Шарли Эдбо» Риад Саттуф освежил тему, создав саркастический гендерный перевертыш сказки о счастливой любви в военизированном королевстве.

В Тоталитарно-демократической Республике Бубун (французы произносят «Бюбюн» и они правы — так смешнее) матриархат: женщины занимают лидирующие позиции, тогда как мужчинам положены сентиментальность, цветные накидки и место возле крана на кухне. Живут бедно, но Родину любят с религиозным пылом.

В каждом доме висят телекраны Оруэлла, судя по содержанию, мало чем отличные от наших. Овощи — деликатес и потому под запретом, лошади священны, все хлебают кашу и славят верховную правительницу. Джеки (Венсан Лакост) — двадцатилетний парень на выданье из бедной семьи, но скромный, красивый и хозяйственный, он втайне мечтает жениться на дочери Генеральши, самой завидной невесте Бубуна — загадочной Полконессе без страха и упрека (Шарлотта Генсбур). Но жестокая судьба оставляет Джеки сиротой в доме злых родственников, а чудом полученное приглашение на Бал забирает противный кузен. К счастью, истинным чувствам не страшны никакие преграды, наши герои встретятся и всласть погрызут запретную морковку любви.

Надо сказать, что конструкция не слишком сложна — ведь женская диктатура необязательно во всем должна копировать мужскую, зато игра в переодевания буквально заставит влезть в чужую шкуру и оттуда хохотать над собой, а это иногда эффективней помпезных нотаций. Зрители сдадутся без боя. Конечно, поднятые темы можно было развить и продолжить, но, похоже, главной задачей создателей фильма стало просто вызвать раздражение у всех, швырнуть камень в каждый огород с сорняком — и это удалось им на славу. Тут и неравенство, социальное и половое, щедро набитые традиционной ценностью, демагогией политиков и божественным замыслом, и жертвы воспитания, защищающие свою второстепенную роль. «Я нормальный гетеросексуальный мужчина!» — гордо заявляет Джеки, едва сменив красное платье на военный костюм с накладной грудью. «Борьба за права мужчин — богохульство!» — возмущается он же.

Франко-сириец Риад Саттуф родился в Париже, но до двенадцати лет рос в Алжире, Ливии и Сирии, где посещал мусульманскую школу, так что антиклерикальные идеи с арабским колоритом, а мужчины в Бубуне носят нечто вроде хиджаба с кольцом для поводка и шапочкой для торжественных случаев.

Опыт в «Шарли Эдбо» даром не проходит. Фильм и впрямь похож на альбом гротескных шаржей, которые уже поселились в интернете, смешные сами по себе — в отрыве от контекста.

Как ни странно, к лживым, кровожадным политикам можно привыкнуть, а дяденька в чудесном платье — по прежнему смешно.

Конечно, особое внимание комедии уделят феминистки: наконец женщины у власти — такое нельзя пропустить, но вряд ли они останутся довольны. Дело в том, что высмеивая остросоциальные проблемы неравенства, это кино остается очень мужским. Феминократия показана вторичной, глупой наследницей мужского самодурства. Грубые, немытые мужичихи, похабные солдафонши, неумеющие вырастить овощ и готовые всю жизнь давиться подозрительной органической кашей — не только в простых домах, но и во дворце Полконесса приглашает Джеки на бокальчик склизкого пойла. Даже в этом отлично возмутительном фарсе женщинам отводится служебная роль — выставлять мужчин дураками, оставаясь на вторых ролях без права собственного голоса.

Впрочем, это может оказаться наглядным предостережением особенно азартным воительницам: убьешь дракона — займешь его место.

Украшает маскарад женщина-артефакт Шарлотта Генсбур, которая играет так же, как поет ее легендарная мать … скажем прямо — шепотом, что никогда еще им не мешало. Безудержное веселье тает, как только Полконесса расстегивает китель и открывает рот, чтобы признаться, как давно мечтала заняться литературой. И сразу будто тень: анемичный ребенок с нервной улыбкой и тихим голосом. Душевная травма, роковая судьба… К счастью, нет времени цитировать Бодлера, пора бежать на бал — выбирать себе Главного Наездника.

Семейная традиция или волшебный дар, умение создать диссонанс и маршировать не в ногу — да, мы любим ее именно такой.

В заключение остается признать, что хрустящее слово «скандал» еще долго будет ласкать слух оптимистов и раздражать ханжей, а ошеломительная концовка вполне может войти в историю как новый способ решения конфликтов. Без галстука.

Май 17, 2015Матвей Меркулов
17-5-2015 Киноантиутопия, гендер, феминизм881
Фото аватара
Матвей Меркулов

Лингвист, гедонист, оптимист. Модератор интернет-сообщества «Другое кино» в Живом Журнале.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Сольный альбомРеконструкция
  См. также  
 
Секс и Просвещение
 
Невидимые феминистки: как левые проигрывают от продвижения гендерной повестки
 
Загадки идентичности
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру