Несмотря на железобетонный перевод (оригинальное название предполагает поэтическую таинственность), эта изящная комедия вызовет скорее уютную иронию — теплую как первый глоток коньяка, чем гомерический хохот обильных застолий. Реальные зрители здесь не дождутся особых спецэффектов или пожирающего сердца сладострастия. Вампиры современного мира больше не обитают в старинных замках, не держат прислугу и не позируют для популярных гравюр и дагерротипов. Они держатся скромно, едят мало и стараются не привлекать лишнего внимания. Однако для команды документалистов, снимающих программу о монстрах накануне Маскарада нечисти, они сделали исключение.
Идущие в ногу со временем кровопийцы устроили скромный холостяцкий притон в большом доме, где у каждого чудовища свой темный шкаф, винтажный гроб или подвал со встроенным склепом. Дождавшись первых сумерек, они просыпаются и зевая плетутся на кухню, где можно обсудить насущный быт бессмертных, удивительно похожий на наш: вымыть годами копившуюся посуду, завести рабов или не забывать стелить газетку, когда собираешься прокусить чью-то артерию на белоснежном диване в гостиной.
События не собраны в сюжетный пучок, а разбросаны тут и там как попало. Не стоит ждать суровых размышлений о любви и вечности, которые так часто запихивают в подростковые мелодрамы, но, к счастью, это и не очередная пародия.
В конце концов, настало время обыкновенных людей — герои уже надоели, все смотрят сериалы про самих себя и читают блоги, где закономерно ничего не происходит. Инстаграм есть даже у нарисованных Питера Гриффина и инопланетянина Роджера, Нога Анджелины Джоли все еще популярна в Твиттере, идеи и явления отдыхают от главных своих функций и все чаще отправляются в отпуск.
Неприкаянные вампиры тоже в тренде. Нормкор во всей красе.
— Бывает, укусишь кого-то, а потом смотришь: о, симпатичные брючки!
Например, Вьяго (379 лет) — самый воспитанный из четырех, носит шейные платки с брошью, немного застенчив, был несчастно влюблен в девушку, которая теперь коротает свой век в доме престарелых. Играет на дудочке.
Или Дикон (183 года) — молодой, бунтующий вампир из народа. Уверен в собственной неотразимости, исполняет эротические восточные танцы для друзей, не любит мыть посуду.
А вот Владислав (862 года) — средневековый вампир, раньше увлекался мучением людей и особенно любил тыкать в них разными приспособлениями, имеет душевную травму романтического происхождения (возлюбленная посадила его на кол и беспощадно бросила).
И наконец Петер (8000 лет) — молчалив и не очень любит покидать свой склеп, о нем мало что можно рассказать — интроверты есть почти в каждой компании.
Как и большинство из нас, они не делают ничего особенного: гуляют, общаются, иногда ругаются по мелочам или покупают столик в интернете. Самое главное тут — не последовательность событий, а возможность наблюдать и подглядывать.
— Мой образ называется «Мертвый, но аппетитный».
Сложно сказать, что именно здесь смешно и интересно: кривое отражение нашей жизни, обаятельные герои или забавные ситуации, в которые они неизбежно попадают. Юмор часто необъясним, а слишком подробный анализ может оставить от легкой комедии прохладный труп.
Несмотря на псевдодокументальную кособокость, образы вампиров хорошо продуманы и сыграны с небрежным остроумием. Особенно нужно отметить на редкость удачный дубляж — у каждого упыря своя отличительная манера говорить и сочный акцент. Средневековые картинки про ужасы грешной жизни убедительно дополняют биографическую справку.
Постепенный отказ от традиционной истории и жесткой структуры (большая часть отснятого материала была актерским экспромтом) — закономерный этап развития искусства в обществе потребления. Документальное кино уже теснит игровое, онлайн-шоу, где люди просто едят перед камерой или занимаются сексом, набирают популярность.
На первый план выходит просто факт существования, а не искусно разыгранная подделка. Самые хитрые и талантливые объединяют приемы и создают мутантов, способных бороться за зрительское внимание даже с непобедимыми котиками. Кровососы, которые едут кутить в клуб на автобусе, — тому прекрасный пример.
Используя опыт сверхпопулярных кулинарных программ, вампиры-обыватели помогают нам совершить сложный мировоззренческий скачок и почувствовать себя тем, чем мы были всегда — продуктом ненасытной культуры.
К счастью, подобные видения возникают только если пересмотреть фильм раз десять. В рекомендуемых дозах будет просто смешно.