Тихоокеанский хребет — это пешеходная трасса длиной 4230 км, маршрут из тех, что по силам лишь самым стойким путешественникам. По этой трассе и бредёт на протяжении трёх месяцев и целого фильма Шэрил Стрейд — самая обычная официантка из Миннеаполиса. У неё нет ни специальной физической подготовки, ни сильной мотивации, чтобы дойти до конца. Для Шэрил поход — одновременно и побег от прошлого, и поиск новой себя.
Фильм Wild в российском прокате называется «Дикая», но точнее прозвучал бы заголовок «Дикость» — ибо не столько дика сама героиня, сколько окружающий её (да и всех нас) мир. И речь не то что бы о безлюдных лесах и горах, сквозь которые пролегает маршрут Шэрил Стрейд, скорее о том мире, в котором она жила до своего путешествия. Ранняя смерть матери, развод с любимым мужем, беспорядочные связи, героиновая зависимость — неудивительно, что кошмарные флэшбеки будут мучить героиню на протяжении всего фильма. Но чем дальше в лес, тем яснее голова: пройдя больше тысячи миль, героиня повторно проживёт все те эпизоды из своего прошлого, которые мешали ей двигаться дальше, и наконец-то закроет неудавшуюся главу собственной жизни.
Режиссёр Жан-Марк Валле, известный широкой публике по жестоким экспериментам с Мэтью Макконахи и Джаредом Лето в фильме «Далласский клуб покупателей», на этот раз вдоволь поиздевался над Риз Уизерспун: по слухам, во время съёмок ей запрещалось даже смотреться в зеркало. Результат превзошёл ожидания и уже принёс актрисе номинацию на «Оскар». Стоит только увидеть в первых кадрах, как она с душой матерится на сбежавший ботинок, сразу веришь — ей пришлось пройти через многое. Хороша и Уизерспун «из прошлого»: то девчонка с надменным взглядом и подводкой а-ля «бэд гёрл», то любящая дочь и сестра. К слову, актрису попросила сыграть эту роль настоящая Шэрил Стрейд — автор лёгшей в основу фильма биографической повести.
В каком-то смысле Уизерспун действительно «сделала» фильм — героиня получилась непосредственной и пронзительной, вызывающей симпатию даже в самых отталкивающих эпизодах.
Но всё же объявлять актерскую игру единственным достоинством «Дикой» неверно. Да, по-настоящему захватывающим этот фильм не назвать: хотя одиночный поход в горах — сам по себе приключение, в дороге с Шэрил Стрейд не произошло ни одного по-настоящему удивительного события. Снежный человек не выполз из своей пещеры, гремучая змея осталась спокойно лежать на тропинке, и все руки и ноги героини, по счастью, остались целы. Но ведь так и бывает в жизни — настоящее обретение себя часто гораздо менее зрелищно, чем то, что предлагает нам Голливуд.
Зато фильм получился на удивление честным. С помощью полубезумного рваного монтажа Валле временами удаётся создать настоящую иллюзию потока сознания — мы в буквальном смысле попадаем в шкуру героини и видим окружающий мир её глазами. О, там есть на что посмотреть — какие там виды, на этом маршруте длиною в тысячу миль! Какие горы, какие ручьи, каким пушистым снегом замело один из участков трассы! Впрочем, даже если бы путь Шэрил пролегал через абсолютно не живописные места, кино, кажется, получилось бы ровно таким же. Несмотря на богатую фактуру, «Дикая» не претендует на хлеб канала National Geographic: одна из главных тем фильма — люди и способы их взаимодействия друг с другом. Устав быть зависимой от других и отправившись в одиночный поход, Шэрил уже с первого дня начинает скучать по живому общению. И фильм заметно оживает, как только на экране появляются еще персонажи — будь то другие путешественники, хамоватые лесники, весёлые хиппи или случайные местные жители.
В очередной раз и без всякого морализаторства «Дикая» доказывает: кто ищет — тот всегда найдёт, и хороших людей на планете немало.
Конечно, бросается в глаза и задача поамбициознее: на примере одного не такого уж примечательного путешествия рассказать историю целого континента. Это фильм не просто об одной американке, но и о целой Америке — заблудившейся тысячу лет назад и всё-таки продолжающей двигаться вперёд. Это Wild Wild West, где есть место и нахальным ковбоям, и добродушным хиппи. Это Линчевский Wild at Heart, где подросшая Лула (Лора Дёрн), чудесным образом получившая имя безумца Бобби из провинциального мотеля, растит уже своих детишек всё в том же самом диком и странном мире. Это Роберт Фрост и Фланнери О’Коннор, цитаты из которых героиня методично вносит в путевые журналы. И, если уж так хочется больших смыслов, поход Шэрил Стрейд — это почти архетипическое путешествие через тёмный лес. Недаром в нескольких эпизодах мелькнёт лиса-проводник — квинтэссенция шаманской Америки.
Но так ли это нужно — искать глубокие метафоры? Ведь гораздо приятнее вслед за героиней сказать лисе «А тебе какого чёрта здесь нужно?» и вздохнуть полной грудью, встречая рассвет на Мосту Богов. Утро, как известно, вечера мудренее.