Список лучших фильмов составлен из того, что попало в российский прокат. Но одну картину хотелось бы упомянуть особо. Она бы точно оказалась на высокой строчке топа, если бы нашла прокатчика в России. Увы, этого не произошло, потому что правообладатели выставили высокий прайс, а собственного российского дистрибьютора у компании-производителя не имелось. Бюджет фильма по голливудским меркам был скромным, и даже смог окупиться в кинотеатральном прокате, собрав 60 млн долларов в Южной Корее. В США все было раз в пятнадцать скромнее, несмотря на то, что в главной роли был занят Капитан Америка (Крис Эванс).
Англоязычный проект корейца Пон Чжун Хо со звездами Голливуда потрясает воображение корреляцией с американской кинопродукцией. Сделано всё дорого, профессионально, изобретательно — в том числе экшн-сцены, но как-то отходит от поточной продукции Фабрики грез. Основанная на французском комиксе постапокалиптическая история, не выходящая за пределы движущегося поезда, затрагивает вопросы революции, сопротивления и тоталитарной власти. Хороши актерские работы, особенно Тильда Суинтон, которую под гримом узнать невозможно.
- Годзилла (Godzilla) США, Япония, 2014. Реж. Гарет Эвардс
Когда реанимировать избитую франшизу взяли режиссера Гарета Эдвардса, это выглядело риском на грани безумия. Ранее в его фильмографии присутствовал лишь один микробюджетный фильм про пришельцев, снятый причудливо, но явно не рассчитанный на широкого зрителя. В итоге студия не прогадала и «Годзилла» выглядит свежо и достаточно реалистично для своего жанра. Даже дежурные реплики и сцены, коих не удалось избежать, смотрятся без ощущения сотого дежавю. Создателям удалось изменить образ древнего монстра, убрав из него демоничность, что скорее вызвано желанием заработать на продажах игрушек. Интересно, что раннюю версию сценария разрабатывал Дэвид С. Гойер, причастный к «Темному рыцарю» Нолана и классике киберпанка — «Темному городу» Пройаса. А Гарету Эдвардсу доверили съемки не только следующей части франшизы про «Годзиллу», но и спин-офф «Звездных войн». Потрясающий взлет карьеры недавнего непрофессионала!
- Выживут только любовники (Only Lovers Left Alive) Великобритания, Германия, Греция, 2013. Реж. Джим Джармуш
Джармуш постмодернистски подошел к «Сумеркам», облагородив и придав высокоинтеллектуальный налет истории про вамиров-изгоев. Нечисть в «Любовниках» космополитична и занята производством и сохранением культурного наследия человечества. При всей логичности истории, картину необходимо воспринимать чувственно, так как ткань произведения состоит не только из сценария, но и покоится на множестве музыкальных произведений и нематериальном духе эпох. Отдельного упоминания стоит выбор актеров на главные роли, так как Тильда Суинтон и Том Хиддлстон являются гей-иконами, отчего любовный магнетизм героев приобретает новые измерения.
- РобоКоп (RoboCop) США, 2014. Реж. Жозе Падилья
Фильм реанимированной франшизы изначально не мог тягаться с популярностью предшественника и должен был стать в один ряд с другими малоизвестными продолжениями картины Поля Верховена. Но новый «Робокоп» не оказался ни тем, ни другим, избрав свой путь. В картине специалиста по экшн — бразильца Падильи («Элитный отряд») затрагиваются вопросы искусственного разума, свободной воли, этики использования дронов и т.п. Это достаточно сложный для массового кино сценарий, что, отчасти, сбалансировано качественно сделанными сценами перестрелок. Журналист Кирилл Мартынов предположил, что здесь приложили руку философы, так как персонажей в фильме зовут Дэниэл Деннетт и Пэт Новак. Это созвучно именам философа Дэниэла Деннета, занимающегося проблемой свободы воли, и теолога Майкла Новака. В общем, кино на злобу дня.
- Одержимость (Whiplash) США, 2014. Реж. Дэмьен Шазелл
История про тирана-преподавателя в музыкальной школе и его подопечного — талантливого барабанщика виртуозна в своем исполнении. Сложно поверить, что режиссеру этой картины всего 29 лет, так как мудрость жизни здесь заложена небанальная. Разгадка феномена в том, что Шазелл снимал кино про себя, так как испытал все продемонстрированное в школе. «Одержимость» будет особенно полезна тем, кто превозносит отечественную ленту «Легенда №17». У российского фильма про Харламова была тьма адептов, утверждавших, что тирания наставника вполне оправдана результатами его подопечных. «Одержимость» развеивает эти иллюзии и показывает точку зрения просвещенного Запада относительно данной проблемы. Кроме всего, фильм Шазелла мастерски показывает процесс музицирования, обрамляемый психологическими столкновениями персонажей. «Одержимость» получила много призов, в том числе отпраздновала победу на «Сандэнсе» — главном американском смотре независимого кино.
Самый главный фильм года условно левой тематики, раскрывающий тему солидарности и антикапитализма/неолиберальных порядков. История про то, как женщину увольняют коллективным голосованием, после чего она пытается оспорить решение личными встречами с сотрудниками. У каждого свои мотивы, свое социальное положение и доводы получить премию, проголосовав за увольнение коллеги… При всей важности затрагиваемой темы у картины есть большой недостаток. Это эстетский киноязык, сразу отсекающий большое число зрителей, не привыкших к долгим планам и специфической манере съемок режиссеров братьев Дарденн, следящих за актером со спины. Бельгийские кинодеятели несколько раз получали главный приз главного фестиваля мира — Канн, но это не сделало их ближе к народу.
- Патруль времени (Predestination) Австралия, 2014. Реж. Майкл и Питер Спириг
Еще один авторский опыт от братьев-режиссеров, на сей раз австралийцев. Авторы экранизировали рассказ фантаста Роберта Хайнлайна пятидесятипятилетней давности, увеличив его примерно на треть. В итоге получилась наизамысловатейшая кислотная смесь про путешествия во времени, в числе прочего, расшатывающая морально-этические устои зрителя. Будто нынешнего Педро Альмадовара заслали в 1984 год, где он доснял «Терминатора» вместо Джеймса Кэмерона. Увы, у постановки есть много минусов, что вполне естественно, учитывая страну производства и небольшой бюджет. Обилие диалогов постепенно начинает раздражать. Но все равно можно лишь восхищаться авторами, сумевшими создать весьма пристойную картину со столь сложной фабулой. Вполне возможно, что спустя десятилетия «Патруль времени» (который дословно переводится как «Предопределение») станет зачинателем какого-то поджанра или режиссеры обоснуются в Голливуде, где сделают хорошую карьеру. В любом случае, пропускать их фильм мимо не стоит.
- Люди Икс: Дни минувшего будущего (X-Men: Days of Future Past) США, Великобритания, 2014. Реж. Брайан Сингер
Пожалуй, лучший фильм серии про мутантов, где была лишь пара нормальных картин и много посредственных. Уровень сценария проявляется уже в том, что картина является одновременно сиквелом всей франшизы и фильма-приквела. Сингер собрал здесь почти всех действующих лиц предыдущих частей, при том, что смотреть «Дни минувшего будущего» можно с чистого листа, ничего не зная про мутантов. В картине впервые появляются путешествия во времени и большая часть действия происходит в ранние семидесятые, когда США управляет Никсон, и этот антураж сорокалетней давности приятно ласкает взгляд. В фильме присутствуют шутки политического характера, одной из которых является то, что президент Кеннеди был мутантом. Таким образом, Брайан Сингер отошел от своего первоначального концепта людей Икс. Режиссер — открытый гей и начинал реализовывать франшизу как протест против гонения на ЛГБТ-сообщество. Но конъюнктура взяла свое, и теперь симпатизанты приравнены к мутантам, если, конечно, не допускать, что Кеннеди симулировал любовь к женскому полу.
Сценарий этой картины кочевал по студиям более 12 лет, пока не был снят частично за деньги участвовавших в нем актеров. Никто не хотел связываться с историей про техасского электрика, умирающего от СПИДа. В итоге картина триумфально прошла по экранам, многократно себя окупив, а исполнители главной и второстепенной ролей получили за свою игру две самые престижные кинопремии — «Золотой глобус» и «Оскар». Это фильм о борьбе с национальной медицинской системой, которая паразитировала на распространении чумы ХХ века. Это фильм о толерантности к ЛГБТ-сообществу, с представителями которого любой может оказаться в одном смертельном экипаже, случайно заразившись от партнера противоположного пола. Это потрясающая игра Мэттью Макконахи, похудевшего ради роли на 22 килограмма.
- Грань будущего (Edge of Tomorrow) США, Австралия, 2014. Реж. Даг Лайман
Сам факт возникновения столь рискованного с точки зрения зрительской рецепции проекта, не может не радовать. Сюжет фильма про вторжение пришельцев нелинеен и имеет некоторое сходство с «Днем сурка». Но блестящая экранизация многократно переписанного японского романа не принесла студии той прибыли, на которую она рассчитывала. Теперь подобные рискованные эксперименты с крупнобюджетным кино прекратятся, по крайней мере, в данном сегменте. А катализатором постановки, по всей видимости, стало «Начало» Нолана. Почему «Грань будущего» не пошла в США? Вероятно, неверно выбранные название и рекламная кампания. По крайней мере, неуспех постановки предсказали заранее, на основе статистики интернет-запросов. Тем не менее, фильм Лаймана относится к разряду долгоиграющих и будет много лет востребован в сервисах видео по запросу.
Попытка создать шедевр с крупным бюджетом уже похвальна сама по себе. Но Нолан опять поднял планку собственного творчества, сумев угодить всем, кроме некоторых кинокритиков. «Интерстеллар» сочетает в себе религиозную метафоричность и новейшую астрофизику. Зрителя не пытаются поразить чем-то выдуманным: всё, показанное в картине возможно или существует, за исключением тех измерений, познать которые мы пока не в состоянии. По итогам работы над фильмом вышла научно-популярная книга, рассказывающая про космос, черные дыры и прочие, затронутые в «Интерстелларе» моменты. Нолан сделал большой шаг обретению статуса классика в будущем. И еще неизвестно, какая версия космической постановки будет признана потомками более важной, полвека спустя — Нолана или Кубрика?
Лучший иностранный сериал
Настоящий детектив (True Detective) США, 2014. Реж. Кэри Фукунага
Восьмисерийный неонуар с Мэттью Макконахи погружает зрителя с помощью пейзажей Луизианы в медитативное состояние. На экране оживают древние ритуалы, смешиваясь с постнаркотическим бредом главного героя. Жанровый сериал смог превзойти в своей чистоте сильные продолжения «Карточного домика» и «Родины». Осталось лишь понять — был ли успех следствием пика актерской формы Макконахи, либо все дело в едином для всех серий режиссере? В следующем сезоне будут другие исполнители ролей и привлеченные режиссеры.
Лучший отечественный фильм
Вий. Россия, Украина, Германия, Великобритания, Чехия, 2013. Реж. Олег Степченко
Первый российский опыт независимого крупнобюджетного кино. Всё вышло достаточно профессионально, хотя снималось много лет. Забавный, но малоизвестный факт: сначала должно было выйти два «Вия» — один классический гоголевский, другой — продолжение. Но в итоге, два материала объединили в один. Благодаря этому возник сценарий, который сложно было бы придумать изначально. Похожим способом, к примеру, появился на свет фильм Линча «Малхолланд драйв». Одним из следующих проектов продюсера Алексея Петрухина станет продолжения «Вия», где герои переместятся в Китай. Под это начинание уже успело подстроиться министерство культуры, включив его в ряд собственных стратегических направлений. Но проекты Петрухина, которому на «Вия» дали немного государственных денег лишь в самом конце, да и то, с возвратом, чувствуют себя прекрасно и без курирования сверху. Такие кинодеятели и есть главные роторы отечественного кинопрома, а не какой-нибудь Бондарчук со своим лобби на высоком государственном уровне. Те же зрители, кто не понял «Вия», — снобы или просто ранее не имели возможности лицезреть отечественные крупнобюджетные фильмы, избавленные от патриотического пафоса
Худший иностранный фильм
Зимняя спячка (Kis uykusu) Турция, Франция, Германия, 2014. Реж. Нури Бильге Джейлан
Что еще можно ожидать от более чем трехчасового турецкого фильма, получившего главный приз Каннского кинофестиваля? Совсем не того, что подумает большинство, потому что, предыдущие работы Джейлана были тонки и напоминали стиль Антониони и Тарковского. Но «Зимняя спячка» представляет собой самопародию на творчество турецкого кинематографиста, да и главный приз Канн ему дали, скорее за выслугу лет, попутно не желая награждать третий раз братьев Дарденн. Все стилистические приемы прошлых картин, такие как недоговоренности и молчаливые эмоции, здесь сыграны топорно и с усталостью от бремени авторского кинематографа. Единственное, что радует глаз, это заснеженные вулканические пейзажи Каппадокии. Идеальное кино для того, чтобы поспать, следуя курсу, заложенному в названии.
Худший отечественный фильм
Выпускной. Россия, 2014. Реж. Всеволод Бродский
В данной номинации самая большая конкуренция, и чтобы добраться до самого дна отечественного кинематографа, нужно погрузиться в клоаку с галустянами и прочими босховскими персонажами, откуда ни один нормальный человек не вынырнет без ущерба для психического здоровья. Пришлось выбрать самый показательный фильм, каждая из стадий производства которого сопровождалась фарсом.
«Выпускной» делали на студии «Централ Партнершип» — номинально самой богатой из всех отечественных мейджоров, входящих в пул доноров Фонда кино. На летнем питчинге (новый вид презентации проекта) в Министерстве культуры продюсеры просили денег на фильм. «Почему столько просите?» — «Сказали, проси больше, урежут и в итоге будем рады тому, что дадут». Фильм про выпускников школы, снятый под популярный формат «Горько» не вызвал сомнений у экспертов на службе государства в плане коммерческой составляющей. Профессионалы отрасли признали соответствие бизнес-плана реальности, хотя и ошиблись в итоге в два раза, переоценив потенциал пошлой комедии. «А как будет решаться вопрос с учащимися, алкоголем и прочими запретными темами для несовершеннолетних?» — шли вопросы продюсеру из зала. «Не переживайте! Мизулину беру на себя! Мы полностью отказались от темы табака, алкоголь при этом будет присутствовать, но, в конечном счете, осуждаться».
Финансирование в итоге, Минкульт «Выпускному» одобрил (проект стал средним по рейтингу среди представленных), но с возвратом, так как у постановки имелся коммерческий потенциал. В итоге, через несколько месяцев на свет появилось очередное уродливое творение российского производства. Самое странное началось потом, когда картина про школьников получила прокатное удостоверение «18+; запрещено для детей». Чем же таким могли заниматься дети в этом фильме, что осуждает общественная мораль? Ирония в том, что финансирование Минкульт выделял «Выпускному» как ленте «16+», и, по логике вещей, должен был потребовать деньги назад за нарушение условий либо попросить картину перемонтировать. Однако связи чиновников с мейджорами нерушимы и наш оплот культуры оказался спонсором фильма про детей, но для взрослых. Разве что исполнительнице главной роли 18 лет в первый съемочный день стукнуло, а то бы пошла вся компания под суд за развращение малолетних. Авторы же вышли из сложной ситуации таким образом: в первом же эпизоде, когда речь заходит о возможном пьянстве школьников, один отец говорит: «А что им запрещать? Им же 18 лет!». Вот такие у нас в России выпускники — все возрастом, как второгодники, что, правда, может объяснить их одноклеточность.
Мораль истории в том, что это происшедшее с «Выпускным» и есть цикл поддержки производства российского кино. То, что эти деньги равняются двадцати бюджетам картин Арсения Гончукова, которые везде множество призов собирают и славу с надеждой отечественному кино приносят, оставим за скобками. Да здравствует Мединский, Светлаков и кучка мейджоров! Рашка-говняшка не пройдет!
Недоумение года: Отечественное алкание «Левиафана»
Картина Андрея Звягинцева «Левиафан», премьера которой состоялась в Каннах еще в мае, до сих пор не дошла до отечественного зрителя. Последней объявленной датой старта проката стало 5 февраля 2015-го. Фильм, тем не менее, уже имели возможность посмотреть посетители кинотеатров, как минимум, семи стран, не считая фестивальной публики. В Великобритании картину можно увидеть через интернет, где админам сайта в срочном порядке пришлось менять настройки, из-за нахлынувших россиян, мечтавших приобщиться к творчеству своего земляка даже за 10 фунтов.
Почему же продюсеры так медлят с местной премьерой? Комментарий от международного дистрибьютора картины, когда он объяснял последний перенос, свелся к тому, что это стратегия на пути к «Оскару» за лучший иностранный фильм. Мол, давно так делают, например, с прошлыми победителями — «Любовью» Ханеке и «Разводом Надер и Симин» Фархади. Но это вранье, потому что «Любовь» при майской премьере, аналогичной Звягинцеву, вышла в Германии в сентябре, а в октябре была показана в России. Иранская картина тоже, при февральской премьере в Берлине уже в марте демонстрировалась в кинотеатрах на родине, что не помешало ей через год завоевать «Оскар». Регламент американской премии даже прописывает прокатывать десять дней номинантов в собственной стране. Но наши кинопродавцы не лыком шиты, и провели нужные показы где-то тайком. Это происходит без объявления в прессе, сеансами в час ночи.
Почему же причастные к картине лица не хотят демонстрировать «Левиафана» российскому народу, и всячески оттягивают этот момент? Прежде всего, к фильму причастно много сторон, включая Минкульт, который оплатил государственными деньгами около трети бюджета и который «Рашку-говняшку» не спонсирует. Примерно столько же вложила в проект галеристка Марианна Сардарова, жена владельца Южно-Уральской промышленной компании, миллиардера Рашида Сардарова. Если допустить, что все эти люди связались с «антироссийским» по духу фильмом, то это было бы нелепо. На самом деле, перед нами разыгрывается фарс с тем умыслом, чтобы общественность признала оппозиционность «Левиафана». Именно этот шарм, по мнению продюсеров и пиарщиков, может обеспечить картине Звягинцева вожделенный приз. Сама же лента, учитывая многозначительность режиссера, вполне способна сойти и за прогосударственную, даже несмотря на антиклерикальность. Не случайно же Звягинцев говорит о том, что в основе сюжета история Химейера, но переиначенная. Но больше всего режиссера как художника и мыслителя характеризует заявление, что он узнал про одноименный труд Гоббса уже после начала съемок и обрадовался совпадению.
Драма года: смена команды Музея кино
Музей кино держался очень долго, будучи оплотом культурного досуга продвинутой молодежи в девяностые и в начале нулевых. Но Минкульт вместе с Союзом кинематографистов решил выжить прежнюю команду, создав ей невыносимые условия. Путем интриг и давления административного ресурса, учреждение отжали по тактике рейдерского захвата. Десять лет назад студенты выходили на митинги в поддержку музея. Теперь балом правят подконтрольные Михалкову люди и протестовать бесполезно. Разве что система породила некоторое количество профессионалов своего дела от культуры, которые перестанут быть аполитичными и испытывать иллюзии в отношении госструктур.
Позор года: Чебурашка вне закона
Очередной позор нынешней команды при Минкульте. Японский режиссер Макото Накамура снял кукольный мультфильм про Чебурашку. Герои говорят на русском, сценарист — Эдуард Успенский, в команде присутствуют ведущие российские аниматоры. Словом, событие для русской культуры. Японец даже переснял оригинальный мультфильм, чтобы добиться аутентичности движений кукол. В итоге «Чебурашку» привезли в Россию и решили выпустить в прокат. Прежде японская сторона заплатила всем российским сторонам, имевшим какое-то отношение к правам на мультипликационного героя. Лента получила прокатное удостоверение и почти три сотни кинотеатров захотели ее у себя показывать. Но перед стартом возникло новое реорганизованное подразделение «Союзмультфильма», которому никто не заплатил ранее, потому что прав на тот момент у него не было. В общем, запутанная ситуация, в которой замешаны несколько федеральных структур, долго судящихся между собой за советское наследие. Но, по сути, это простой сигнал каждому, кто идет в Россию, неважно с чем — Чебурашкой или каким другим проектом: «Не заплатил — до свиданья!». Прокатное удостоверение отозвали, но с полсотни кинотеатров решили все же показать мультфильм, пользуясь лазейками в законе, которые прикрыли спустя месяц. Министр Мединский решил лично разобраться в ситуации. Выяснял он две недели, после чего претензии к авторам сняли, но прокат был загублен окончательно. Позор чиновникам, допустившим такое кощунство. Стыдно перед японцами, которые пытаются нести нам нашу же культуру, но не в силах это осуществить из-за бюрократических барьеров.