В московском Доме кино состоялась премьера документального фильма Марины Барышевой «Благослови Москву, Россия!».
Название картины отсылает к далекому 1821 году. Тогда Александр Сергеевич создал скорбную эпитафию на смерть Наполеона I. Там есть такие строки:
Пылай, великая Москва!
Настали времена другие,
Исчезни, краткий наш позор!
Благослови Москву, Россия!
Война по гроб — наш договор!
Как ни вспомнить разрушительное для Москвы нашествие французов, когда были взорваны Никольская, Арсенальная, Водовзводная башни, пострадали прилегающие к ним Грановитная палата и стены Кремля, разрушена часть колокольни Ивана Великого? Время, когда Наполеон вместе с архитектурой Москвы хотел подорвать душевные силы целого народа.
Прошло два столетия, а события 1812 года, не так далеки, как кажется на первый взгляд. И фильм «Благослови Москву, Россия!» рассказывает вовсе не об истории русско-французской войны, а о современной Москве и утрате ее архитектурного облика.
По смыслу картину «Благослови Москву, Россия!» можно разделить на две части. Если попытаться для собственного понимания дать им названия, то это будут: «Москва исчезающая» и «Москва неизвестная». В первой — с экрана зрителей озаряют купола Москвы Златоглавой, демонстрируются гравюры с видами московского Кремля прошлых столетий, фотографии дореволюционной столицы. Затем кадры хроники погружают нас в историю разрушений и утрат советского периода. Апогей, конечно же, — взрыв Храма Христа Спасителя в 1931 году, зафиксированный на кинопленку оператором Владиславом Микошей. Вот как легендарный документалист позднее вспоминал эти события:
«Стиснув зубы, я начал снимать. Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском. <…> Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. <…>. Только сила огромного взрыва окончательно уничтожила Храм Христа Спасителя, превратив его в огромную груду развалин, внутри которой мог свободно поместиться собор с колокольней Ивана Великого… Мама долго плакала по ночам. Только раз сказала: «Человек должен строить. А разрушать это дело антихриста»».
Справедливости ради, надо сказать, что советские власти с успехом совмещали в себе функции «строителя» и «антихриста» одновременно. Об этом убедительно говорят авторы фильма. К 1941 году в Москве была уничтожена половина исторического наследия периода до 1917 года. Однако превращению города в столицу мирового пролетариата с гигантоманским Дворцом Советов, расширением старинных улиц, пробивкой новых магистралей, помешало начало Второй мировой войны («не было бы счастья…»).
Печальная история отношения к архитектуре и культуре с легкой руки Сталина и Кагановича продолжилась в 1990-е, с их знаменитым «лужковским стилем» и сносом памятников, названным «реконструкцией». Печальная история продолжается до сих пор.
И здесь начинается вторая смысловая часть фильма — ситуация в Кадашах. «Где-где?» — наверняка переспросит читатель. Вот, собственно, это и есть часть картины, самовольно названная мной «Москва неизвестная».
Кадашевская Слобода — старинный квартал Замоскворечья, квартал заповедной зоны Кремля, уникальная территория, старинный архитектурный слой которой, по счастью, сохранился до наших дней. В фильме описывается история Кадашевской Слободы уже в XXI веке. По сути — история борьбы. Здесь в заповедной зоне Кремля собираются построить жилой комплекс. Опасность над Кадашами нависла давно — в 2002 году Юрий Лужков принял постановление №889 о строительстве шестиэтажного офисно-жилого комплекса «Пять столиц». В 2010 развернулась настоящая битва при Кадашах, когда горожане защищали старинные постройки от сноса. Но и сейчас опасения архитекторов сохраняются, хотя бы потому, что вандальное постановление №889 никто так и не отменил, и строительство может начаться в любой момент.
Но «Благослови Москву, Россия» не столько (или вовсе не) об этом. Фильм никого не обвиняет, не дает ответы, не описывает события (это дело хроники), а, скорее, ставит перед зрителем вопрос: почему Москва стала «исчезающей»? Может быть, потому что она остается для нас «неизвестной»? Иначе почему о легендарной Кадашевской слободе знают единицы не то что приезжих, а коренных москвичей? Почему власти одним росчерком пера решают судьбу исторических зданий и ссылаются на юридические препоны, которые они не в силах изменить? И главное: с чем стоит бороться? С действиями (или бездействием) чиновников или с отсутствием собственного интереса к городу, истории, культуре?
Любой фильм, а особенно документальный «оживает» только в диалоге со зрителем. После премьеры в зале Дома кино открытое письмо к властям, с просьбой разобраться в ситуации с Кадашами, подписали сотни зрителей. А если после просмотра кто-то из них отправится в старинный квартал, посетит музей Кадашевской слободы и действующий храм Воскресения Христова, вероятно, можно будет сказать, что цель фильма достигнута.
На вопрос о целях создания картины ответила и ее автор Марина Барышева:
— Работая над фильмом, мы вовсе не стремились кого-то в чем-то обвинить, найти правых и виноватых, но старались выстроить фильм так, чтобы он помог вглядеться в черты нашего города, помог задуматься о том, как можно сохранить Москву и в каком городе будут жить наши дети, что останется в их памяти. Ведь очень часто в череде и суете наших дней, полных каких-то дел и забот, мы не замечаем того, что нас окружает. Мы смотрим, но не видим…
— Вопрос из разряда субъективных и абстрактных — почему в нашей стране имеет место такое отношение к историческим памятникам? Дело в «убитой» за годы советской власти исторической и культурной памяти или в чем-то другом?
— Думаю, причин тому немало. Это и упадок духовности в обществе в целом, и значительная потеря исторической памяти, и общий низкий уровень культурного развития, в том числе и среди чиновников. Ведь любить можно только то, с чем хорошо знаком. О чем хорошо знаешь, тем и дорожишь. А нет знаний, нет и ответственности за происходящее, нет ощущения этой глубинной исторической связи, без которой нас просто не станет.. Из-за элементарного незнания люди сегодня не ассоциируют памятник с историей. Для них это кусок камня, какой-то дом, какая-то усадьба. Поэтому так легко мы расстаемся с мыслью о том, что где-то произошел очередной снос, и не задаемся вопросом, что при этом утрачиваем… В Кадашах очень сильно ощущение исторической связи времен и одновременно с этим остро чувствуешь, как хрупка эта связь, и как легко можно все разрушить и потерять! И как много зависит от каждого.
Однако несмотря на всю сложность и болезненность градостроительной проблемы, «Благослови Москву, Россия!» и по яркой цветовой гамме, и по интонации повествователя (за кадром — баритон народного артиста России Бориса Плотникова) меньше всего напоминает эпитафию на «гибель» Москвы. Как рассказали авторы, фильм смогут посмотреть все желающие. Картина передана Центр культурного возрождения «Кадашевская слобода», где планируется серия кинопоказов, а в скором времени «Благослови Москву, Россия» появится в Интернете.
P.S.: во Франции в конце 2012 года на торги было выставлено зашифрованное цифрами письмо Наполеона I, датированное 20 октября 1812 года, там говорилось: «Я взорву Кремль 22-го в три часа утра». Эксперты оценили свидетельство в 15 тысяч евро. На торгах документ уходит за 150 тысяч евро. Позорное письмо осталось в пределах Франции. Стоит отметить, что большинство писем Наполена времен битвы при Бородине утрачены, потому считаются большой редкостью.
В России количество столь же позорных документов — варварских постановлений, разрешений на строительство — зашкаливает. Возможно, пройдет несколько лет, и наши потомки будут готовы заплатить такую же цену, только чтоб свидетельства ошибок прошлого, в том числе битвы при Кадашах, остались в России? Хотя лучше, если они направят эти средства не восстановление того, что было утрачено в результате подобных решений градоначальников.