Редкий фильм способен изменить взгляды на жизнь. Документальная лента «Мусор» как раз из таких, что влияет в долгосрочной перспективе на любого неравнодушного зрителя. Этот фильм необходимо не просто посмотреть, но поставить многие его постулаты в законодательный фундамент нашего государства. Потому что многие страны это сделали уже лет двадцать назад. Так как «Мусор» выпущен в России мизерным числом копий, вследствие чего за первые четыре дня его посмотрело всего 300 человек, то наиболее продуктивным будет пересказать здесь содержание ленты, дополнив сведениями из книги Катрин де Сильги «История мусора» и прочих источников. Фильм участвовал во многих кинофестивалях, где получил несколько главных призов. Создатели устраивали специальные показы «Мусора» для парламентариев некоторых европейских стран.
Картину режиссера Кандиды Брэди можно условно разделить на три части. Первая из них начинается со свалки на берегу ливанского города. Известный актер Джереми Айронс («Лолита», серал «Борджиа»), выступающий в роли рассказчика, ходит по кучам отбросов и вводит зрителя в суть проблемы. Свалка, где он находится, — стихийная, и мусор с нее разносится по всему бассейну Средиземного моря на тысячи километров. Человечество в своей мании потребления зашло очень далеко. Как следствие этого, мы производим больше всего отходов за всю историю.
Мусор необходимо как-то утилизировать и где-то (в окрестностях Нью-Йорка и Пекина) старые свалки забиты до отказа, а мест для новых не найти. Поэтому в некоторых развитых государствах жилье находится вблизи складирования отходов и жители от этого страдают. Одним из способов утилизации мусора является его сжигание, но, как выясняется, у этого решения есть свои минусы. Главной проблемой является один из продуктов горения — токсичное соединение диоксин, практически не разлагающееся в природе и накапливающееся в организме человека. От этого люди, живущие рядом с мусоросжигательными заводами, подвержены риску онкологических и прочих заболеваний. Властям некоторых стран приходится закрывать подобные предприятия из-за протестов населения. Техническая сторона вопроса уменьшения вредных выбросов мусоросжигательных заводов слишком сложна и затратна, чтобы шире применять подобную практику. Плюс ко всему, на выходе остаются пять процентов токсичных отходов, которые необходимо где-то держать. Все это привело к тому, что развитые государства постепенно отказываются от сжигания мусора, обращая внимание на альтернативные способы утилизации.
С суши действие картины переносится в океан. В конце девяностых одно исследовательское судно отклонилось от привычных морских путей и попало в зону, где скапливается мусор. В мире таких мест, образованных направлением течений, около шести-семи. Равные по площади территориям средних стран (общая, около 15 миллионов кв. км, почти равная просторам РФ), они являются морскими свалками пластиковых отходов. Ежедневно на мировое побережье выбрасывается три миллиона тонн отходов, но в океане все равно остается больше. Это последствия ежегодного использования шестидесяти миллиардов одноразовых стаканчиков и двухсот миллиардов пластиковых бутылок. К большому несчастью, этот материал не разлагается естественным путем, а лишь дробится на фрагменты. Основная часть этих отходов попадает в океан, где в вышеупомянутых зонах местами шестикратно превышает концентрацию зоопланктона. Так как эти отходы еще и токсичны, то, накапливаясь в организмах местной фауны, они приводят к экологической катастрофе. Например, эскимосы из-за этого уже перестали употреблять в пищу жир китов, как потенциально опасный для здоровья. Зоны мусора, к которому относятся волокна фильтров сигарет и пластиковые пакеты, расширяются, и человечество пока не имеет рецепта того, что с ними делать.
Третья часть фильма Кандиды Брэди показывает пути выхода из тупиковой ситуации, тем самым предоставляя человечеству надежду. Джереми Айронс посещает одну из тюрем, где установлен биореактор, в котором происходит разложение отходов. Тем самым производится газ и компост. Целые государства идут по пути вторичного использования мусора. В США этот процент составляет треть и это не предел. В Калифорнии, где действует специальная программа утилизации, показатели выше в два раза. В штате введен запрет на пластиковые одноразовые пакеты, что, кстати, также произошло в десятке стран, включая Италию. Пустые бутылки из того же материала спрессовываются и отправляются на переработку в Китай. В Поднебесную везут много чего отработанного из США, заполняя порожние контейнеры, идущие обратно в Азию.
Возрастающие потребление и отходы являются проблемами не только государственного масштаба. Всё упирается в психологию каждого человека и может решаться на этом же уровне, иногда без давления сверху. В фильме показаны простые люди, которые решили не загрязнять природу, чтобы их потомки могли жить в чистом мире. Кто-то практикует в своем магазине продажу продуктов вразвес, без упаковки. Чья-то семья смогла за год произвести лишь один пакет отходов… Разумеется, усилия в масштабах государства куда эффективней, но это лишь в том случае, если они имеют место. России, к сожалению, до этого пока далеко. Нас в этом вопросе обогнали даже Кения с Угандой!
В Европейском союзе с 1994 года действует программа по утилизации, в которой требуемые процентные нормы переработки по каждому из классов отходов растут постоянно. В Скандинавии, где вторичное использование стеклянной тары более 90%, потребителей финансово стимулируют к возврату бутылок, помещая в магазинах приемные автоматы. Где-то люди, сдавая тару не получают за это денег, но автоматически жертвуют средства на благотворительность. В Калифорнии тратятся на кампанию пропаганды питьевой воды из-под крана, направленной против пластиковых упаковок. Один из известных ресторанов стал подавать посетителям обычную отфильтрованную воду в графинах, хотя это отразилось на прибыли.
Люди иногда объединяются, как в случае с кампанией в отношении одного из американского гиганта фаст-фуда, использовавшего полистирол. Был кинут клич «Отошли назад!» и использованную пластиковую тару несколько лет отправляли обратно почтой. В итоге компания сдалась, а за ней последовали другие игроки рынка, не желая попасть в аналогичное положение. На некоторых почтовых ящиках неравнодушных к экологии людей висят бирки, запрещающие кидать в них рекламные материалы, ради экономии бумаги. Изменить ситуацию способен даже элементарный отказ от ненужных упаковок, в число которых входят картонные коробки для тюбика с зубной пастой.
В России пока не предпринимается усилий в аналогичных направлениях. Года три назад власти одного из районов Москвы организовали акцию по приему раздельного мусора, который потом сгрузили в один контейнер. Это даже сложно назвать психологией страны третьего мира, где об экологии иногда заботятся не намного меньше, чем в развитых странах. Наше расточительство обусловлено большим количеством природных запасов, об истощении которых пока говорить рано, но в будущем станет уже поздно.