В галерее на Солянке открылся и идет полным ходом мультипликационный фестиваль LINOLEUM. В прошлом году здесь уже проходила выставка по итогам фестиваля, на этот раз руководство галереи решилась приютить и сам фестиваль под своей крышей.
Посетителям предлагается выступить в роли своеобразного коллективного жюри. Правда предпочтения самих организаторов так же обозначены: тема фестиваля «Антисоциальные сети» — позаимствована у одноименного мультфильма Родриге Лакомба, в фильме рассказывается о существах, лишенных глаз и ушей и способных общаться только при помощи своих хвостов. Но какие бы мультфильмы ни выбрали организаторы и члены «настоящего» жюри, у любого посетителя также есть возможность поучаствовать в судьбе понравившегося ему произведения. При особо большом желании каждый может посмотреть даже всю программу целиком, хотя, конечно, несколько часов анимации без перерыва это всё же утомительно.
LINOLEUM гордо именуется фестивалем актуальной анимации. Название это не вполне верное. Актуальная, то есть востребованная и имеющая доступ к зрителю анимация сегодня — или полнометражная продукция, или сериалы разного типа: от аниме про вампиров до «Южного парка» или «Маши и медведя». Короткий метр становится все маргинальней. Сериалы востребованы телевидением, полный метр — кинотеатрами. Десятиминутные ролики с трудом пробивается в эфир, в кинотеатрах их и вовсе не встретишь. Фестивали вроде LINOLEUM’а остаются для короткого метра последним прибежищем. Так что вернее было бы назвать его не фестивалем актуальной мультипликации, а фестивалем мультипликационного подполья.
Не то что бы творцы мультипликационного подполья были свободней: деньги нужны всем — приходится заниматься и производством рекламных роликов «товаров народного потребления» и клипов для музыкантов разной степени известности. Впрочем, у анимации ведь богатая музыкальная история: «Ночь на лысой горе» Алексеева и «Наивные симфонии» Уолта Диснея — это же первые в мире клипы, так что как же на фестивале без музыки? На LINOLEUM показывают несколько мультипликационно-музыкальных произведений. Об одном из них я расскажу.
Как бы ни были финансово стеснены производители короткого метра, всё же он подходит для эксперимента куда больше, чем полнометражная картина. Представить себе абстрактную анимацию, которая бы длилась хотя бы полчаса, не утомляя зрителя, сложно. А 5-7 минут — пожалуйста. «Анимированную музыкальную поэму» на фестивале представил Мирай Мизуе. Он может смело претендовать на лавры нового Норманна Макларена. Мизуе, в отличие от великого предшественника, создаёт свои абстрактные узоры не непосредственно на пленке, но это детали.
Вообще техники, в которых работают участники фестиваля, более чем разнообразны: есть и предметная анимация, и стопмоушен, и кукольная анимация, и многое другое. Но главное, конечно, не то, при помощи чего сделан фильм, а то насколько он сделан хорошо. Увы, качество роликов, здесь далеко не одинаково: рядом с миниатюрными шедеврами, вроде «Наблюдателя» Абби Лак, встречаются и работы весьма низкого качества, и последних много. Организаторы фестиваля могли бы и оградить неокрепшие души посетителей, но, всё же рядом с грудами мусора, редкие жемчужины начинаешь ценить гораздо больше.
Отдельно хочется сказать о тех, кто снимает. В основном здесь всё банально и однообразно: преобладают аниматоры, дизайнеры и архитекторы всех мастей, доля подлинно креативного безумства невелика. И всё же исключения есть. Один из участников, например, аттестован так: «в настоящее время занимается поведением хомячков», перевел пьесу Вилье де Лиль Адана «Бунт». Невероятное сочетание, но видимо не фейк — пьеса действительно была издана в России всего несколько лет назад.
На самом деле здорово, что такие люди участвуют в фестивале. Доля заинтересованного непрофессионализма — это и есть способ разрушения замкнутых на самих себе социальных, профессиональных и всех прочих сетей. Ура талантливым непрофессионалам, да здравствуют любители, и пусть победит сильнейший!