Создателей сериала «Игра престолов» никогда было нельзя упрекнуть в том, что они принципиальные противники жестокости. Ни один сезон не обошелся без рек крови, насилия, гибели достойных и торжества негодяев. В этот раз, помимо всего перечисленного, особенные муки испытал кот, хвост которого Дэвид Бениофф и Дэниел Вайс все 10 серий тянули с изощренностью, которой позавидовали бы и Джоффри Баратеон, и Рамси Болтон.
Отчасти это можно объяснить тем, что книга «Ветра зимы» все еще не написана. Да, создатели сериала признавались, что Джордж Мартин уже раскрыл им основные сюжетные линии и замысел относительно финала, но это, понятное дело, не могло исправить ситуацию. Очевидно, что очень и очень многое приходилось додумывать, и это не замедлило сказаться на качестве сериала.
Сравнивая 6 сезон с остальными, приходится признать, что он серьезно уступает им в части проработки сюжета, но, конечно, значительно превосходит по зрелищности.
Собственно, как представляется автору этих строк, именно зрелищностью сценаристы и продюсеры пытались скомпенсировать отсутствие качественного первоисточника. Вопрос в том, насколько им это удалось.
Лично у меня претензии к 6 сезону начались со второй серии, а если точнее, то с момента гибели Уолды Болтон (в девичестве Фрей), которую вместе с новорожденным ребенком Рамси отдает на растерзание собакам. От бастарда Русе Болтона никто другого и не ждал, однако несказанное удивление вызывает отсутствие какой бы то ни было реакции со стороны отца этой несчастной, лорда Уолдера Фрея. Как мы помним, отказ Робба Старка жениться на одной из дочерей хозяина Близнецов был расценен как оскорбление и закончился «Красной свадьбой». Конечно, учитывая моральные качества престарелого лорда, тот вряд ли бы объявил Болтонам войну, но хоть какая-то реакция должна была последовать. Неужели с годами память Уолдера Фрея притупилась и он просто забыл, что одна из его дочерей была замужем за Хранителем Севера? Да, тут можно строить много версий, однако все-таки хочется хоть какой-то определенности, иначе сюжет оказывает просто нелепым.
Еще одна слабая сюжетная линия – история Арьи Старк, которую обучают Безликие. Обучение весьма странное: девочку постоянно спрашивают, кто она, а когда та отвечает, что, мол, никто, безжалостно бьют. Создается впечатление, что смысл великого и ужасного мастерства «Быть Никем» состоит в отсутствии смысла. Впрочем, некоторые разглядят в этих уроках какие-то хитроумные тонкости. В конце концов, даже узор на треснувшей штукатурке может быть на что-то похож. Далее Арья проваливает порученное ей дело, ухитряется выжить в схватке с Бродяжкой, убить ее, срезать ей физиономию и отнести в Черно-Белый дом, где Якен в итоге признает ее Никем. Почему? Патамушта.
Сцена, в которой Дейенерис убивает кхалов, собравшихся на совет, и эффектно появляется нетронутая пламенем, безусловно впечатляет. Как иначе режиссерам было скрыть нелепость этого сюжетного хода? Пол под ногами кхалов вспыхивает, словно его полили «диким огнем», а двери снаружи предусмотрительно заперты одной из Дош Кхалин. И все. В самом деле, зачем вождям многотысячных кхаласаров ставить охрану возле дома, где они будут держать совет? Конечно, дотракийцы народ дикий, но не надо делать из них идиотов. Авторы сериала могли бы почитать, как охраняли, например, вождей монгольской империи, с которой, кстати, во многом и списаны недогосударственные образования дотракийцев. В итоге помещение объято пламенем, а народ снаружи даже не пытается отворить двери. Там гибнут их вожди? Да кому в конце концов есть до этого дело! Непонятно еще, почему после всего случившегося Дейенерис признали королевой, а не утопили в пруду как ведьму, которая убила кхалов.
Бран тем временем учится у Трехглазого ворона. Чему? Хороший вопрос, ведь по большей части тот показывает ему флэшбэки, отделывается от любопытного юноши набором пустых, ничего не значащих фраз и зловеще предостерегает от слишком глубокого погружения в прошлое. Чем это чревато, выясняется потом, и дело заканчивается гибелью Трехглазого ворона, Детей Леса, лютоволка Лето и Ходора. Этого могло бы и не случиться, если бы первый из них был чуть-чуть разговорчивее и конкретнее. Режиссерам, увы, хотелось «порадовать» зрителей еще одной парой смертей, и ради этого они вновь оглупили сюжет. Конечно, персонажи могут делать глупости, если они глупы, но те, кого представляют нам некими мудрецами, должны обладать хоть какой-то прозорливостью.
Стоит заметить, что едва ли не все серии, кроме разве что двух последних, переполнены долгими паузами, персонажи молчат, кряхтят, а сценаристы топчутся на месте, из последних сил стараясь удержать планку и нагнетают драму, возвращая то Ошу, то Рикона, то Черную Рыбу, не давая некоторым из них вообще никаких реплик.
Младший из Старков, вернулся после очень долгого отсутствия, немного помолчал и умер. Оша сказала пару слов и скончалась. Где они были все это время? Как они жили? Что ели? Когда именно их пленили Амберы? Судя по голове Лохматого песика, которая еще не успела разложиться, это случилось недавно. Эти важнейшие сюжетные моменты режиссеры не посчитали нужным прояснить. Равно как и то, почему домом Амберов командует Маленький Джон Амбер, вместо Большого Джона Амбера, которому лютоволк Робба Старка в свое время отгрыз несколько пальцев. Куда он исчез, граждане сценаристы?
К концу сезона алогичность достигает своего апогея. Отбросив в сторону труп кота с хвостом пугающей длины, сценаристы начинают наконец-то насыщать серии событиями и делают это так лихо, что забывают про причинно-следственные связи. Почему драконы не съели Тириона? Почему прежде непослушный дракон стал вдруг слушаться Дейенерис? Почему в последней серии дотракийцы, известные тем, что боятся моря, вдруг предстают перед нами людьми, которые деловито снуют по корабельным палубам и всем своим видом показывают, что они прирожденные моряки и просто раньше об этом не знали?
Битва с войсками Рамси Болтона заслуживает отдельного упоминания. Во-первых, куда-то исчез лютоволк Джона Сноу, и нам так и не показали, что с ним стало. Мне могут возразить, что лютоволчицу Арьи Нимерию тоже давно не видать, но в исчезновении той была логика. Арья прогнала ее, и она убежала в леса. Призрак же пропал безо всяких видимых причин.
Во-вторых, в армии Джона Сноу есть великан, и это, безусловно, сильный козырь. В кузнице Черного замка ему можно было выковать шлем, щит и дать в руки какое-то оружие. Закованный в броню и, например, с палицей в руках, этот персонаж нанес бы войскам Рамси Болтона ужасающие потери. Но зачем? Давайте оставим ему его одежду из шкур, и пусть он бежит на стройные шеренги копейщиков с голыми руками и машет ими, как идиот.
Кстати, о копейщиках. Перед нами мир, явно списанный со Средневековья, причем того периода, когда ключевую роль играла кавалерия. Никаких пехотных фаланг с длинными копьями у Рамси Болтона быть не могло в принципе.
Лишь к концу Средневековья пехота вновь набирает силу, а первое сражение – Битва золотых шпор – в котором пехота одолела конницу, происходит лишь в XIV веке, да и тогда это было в основном ополчение, победившее, скорее, благодаря численному превосходству (около 15 тыс. пехотинцев против 7,5 тыс. всадников). Кстати, прототипом «Битвы бастардов», как признались сами создатели сериала, в частности, является так называемая Битва при Каннах между карфагенянами и римлянами, где сражались как раз колоссальные массы пехотинцев (около 50 тыс. у римлян и 35 тыс. у карфагенян). Однако зачем режиссерам заморачиваться? Давайте просто возьмем битву, которая имела место в античности и перенесем ее в средневековый мир! Кого волнуют такие тонкости? Более того, копейщики Рамси Болтона – явно не ополчение с копьями. Они наступают слаженно, обхватывают противника с флангов, профессионально смыкают щиты и эффективно пользуются чем-то вроде сариссы (длинного македонского копья). Перед нами явно профессиональная армия, которую Рамси Болтону взять было неоткуда.
Далее Санса Старк не устает радовать нас фирменной старковской тупостью. Зачем говорить брату, что к нему на помощь идет армия лордов долины Аррен? Потом будет сюрприз. С этими самыми лордами тоже не все понятно – как они прошли на Север через Ров Кейлин и мимо Близнецов, хозяин которых Уолдер Фрей – союзник Болтонов?
Ну и наконец, в качестве вишенки на торте пафосное признание Джона Сноу королем Севера. Уверен, многих это тронуло. Красивая сказка. Увы, в реальности ситуация была бы совсем иная. Джону Сноу северные лорды сказали бы, что он бастард и должен знать свое место, а Сансе Старк стали бы настойчиво, недвусмысленно и без ложной деликатности предлагать свои руки и сердца. Брак с законной наследницей Винтерфелла обеспечил бы ее мужу неоспоримое в юридическим смысле право на власть над Севером. Впрочем, это бы была уже совсем другая история. Что касается этой, то она заканчивается под грохот взрывающейся септы Бейлора, под обломками которой гибнут Тиреллы, Воробьи и масса свиты.
Посмотрел на это король Томмен и решил улететь. Не вышло.