Строительство новой станции метро в Нижнем Новгороде – это проект, финансируемый из федерального бюджета правительством России к Всемирному чемпионату мира по футболу, который состоится в июне – июле 2018 года. Работы должны были начаться еще в 2013 году, когда правительство выделило на строительство 13 миллиардов рублей. Но еле-еле начались в 2015 году. К марту – апрелю этого года новую станцию метро обещали запустить, но по нашим сведениям это вряд ли произойдет. Работы идут с отставанием от графика, рабочим не выплачивают зарплату.
Новую станцию строят рядом с другой «стройкой века» – стадионом на 45 000 мест стоимостью 18 миллиардов рублей. Это тоже федеральный проект к ЧМ 2018. После чемпионата этот гигантский стадион в Нижнем Новгороде окажется никому не нужен. Бывший губернатор Нижегородской области Шанцев, перед выборами отправленный в отставку Путиным, активно лоббировал этот проект и заявлял, что в Нижнем Новгороде негде выступить приезжающим артистам, нет, якобы, достойной площадки. Но стадион на 45 000 мест для Нижнего Новгорода – это более чем избыточно. Концерты самых известных звезд шоу-бизнеса редко собирают более 2 – 3 тысяч человек. Очевидно, это очередной пример «распила» бюджетных средств.
По требованию ФИФА станция метро должна быть не более чем в 700 метров от стадиона, где проходят соревнования, поэтому метро «Стрелка» и стали строить в этом месте. Но, как утверждает наш собеседник, рабочий метро, вряд ли станция будет сдана в срок до апреля. А ведь власти обещали в мае там уже пустить поезда.
Скандалы на строительстве метро «Стрелка» возникали уже не раз. В августе и декабре 2017 года рабочие объявляли о том, что начинают забастовку из-за невыплаты заработной платы. Тогда власти и руководство фирмы-подрядчика шли на встречу рабочим, обещали все долги погасить, и рабочие отказывались от забастовки. В октябре 2017 года московскими следователями (а не нижегородскими!) было возбуждено уголовное дело по факту хищения 40 миллионов рублей подрядчиком в сговоре с субподрядчиком. Гендиректора ООО «Строительная компания «Управление строительством-620» (СК УС-620) Н. Батырева арестовали в Москве. Его обвинили в том, что он перечислил субподрядчику 40 млн рублей за работы, которые не проводились: такая схема «отмывания» бюджетных денег, мошенничество.
В феврале 2018 года вновь стало известно о том, что на строительстве метро задерживают выплату зарплаты. В этот раз долги по зарплате перед бригадами электромонтеров. Некоторым из них не платят с декабря 2017 года.
Столкнувшись с угрозой забастовки рабочих в августе и декабре, подрядчики и субподрядчики сменили тактику и начали активно вербовать на работу жителей других регионов, например из Самарской области, Республики Коми, из нижегородской глубинки, деревень на севере области, при этом с рабочими не заключают трудовых договоров, не подписывают вообще никаких документов, все только на основе устных соглашений. Проработав несколько недель и не получив зарплаты, такие работники просто бросают работу и уезжают домой на последние деньги, даже не пытаясь защитить свои права и добиться оплаты. На их место тут же принимают новых желающих работать. Многие стремятся попасть на эту стройку, ведь известно, что это госзаказ, строительство освещается в СМИ, работы курируют губернатор области и другие высокопоставленные чиновники.
Вот что рассказал нам наш собеседник.
«Я увидел объявление с вакансией электромонтера на сайте «Авито». Зарплата предлагалась по нижегородским меркам более чем внушительная – 55 000 рублей. Я оставил в форме обратной связи свой телефон и со мной сразу же связался представитель работодателя. Меня пригласили на собеседование у проходной стройплощадки метро на улице Бетанкура на следующий же день. Было похоже на то, что работники там были очень нужны и срочно».
Во время собеседования представитель компании субподрядчика (ООО «Импульс», зарегистрировано в Московской области) пообещал подписать с работником договор подряда в течение пяти дней после начала работы и выплатить в этот же срок аванс 5 000 рублей. Работать нужно было по прайс-листу с расценками от субподрядчика, работа сдельная. Система такая: подрядчик спускает субподрядчикам минимальные расценки, больше которых они не должны платить рабочим. Введены они для того, чтобы рабочие не перебегали от одного субподрядчика к другому, так как на стройке действуют несколько субподрядчиков, и все они могут нанимать рабочих одной специальности, электромонтеров в данном случае. Закрывает наряды всем субподрядчикам фирма Воронежметрострой.
Расценки на работу для конечных исполнителей минимальные, и сколько на самом деле платит подрядчик субподрядчику за те или иные работы (прокладку 1 метра кабеля, например) – не известно. Вероятно, гораздо больше. В среднем же, по этому прайс-листу, получалось, что в день можно было заработать около 2 000 рублей.
На следующий день монтажник уже приступил к работе. Инструктаж по технике безопасности прошел как обычно: зашел в строительный контейнер, расписался в каком-то журнале, это все. К слову, несчастные случаи на строительстве как стадиона, так и метро, были, в том числе несколько со смертельным исходом. Никакой спецодежды на стройке не выдают, рабочие работают в своей спецодежде. Так, наш собеседник за свой счет купил рабочий комбинезон и резиновые сапоги. Условия работы в метро очень суровые: метро прокладывают под землей, работать приходится в воде, на стройке несколько уровней и постоянно течет вода с верхних уровней на нижние в колодцы, атмосфера очень влажная, холодно. По словам рабочего за неделю работы у него разбухли ноги от постоянного пребывания в резиновой зимней обуви и влажности, а спуск в «яму» он сравнивает со спуском в ад:
«В метро постоянно на голову течет вода, т.к. ведется наладка сантехники. Дышать нечем – вентиляция еще не работает, а рабочие вместе с начальством курят прямо на объекте, кроме того, сверху греют бетон дизельными пушками – дурман тот еще – дизельный выхлоп спускается на самое дно, где мы работаем. От одежды воняет так, что и через неделю как будто танкистом работал».
На стройке есть проблема и с антисанитарией. Туалетов пять, это две пластиковые будки на улице, на берегу Мещерского озера, и еще три на противоположной стороне стройки. По словам нашего собеседника, туалеты на берегу озера не очищают, а кал и моча из них поступают прямо в озеро. Летом на озере работает пляж, это излюбленное место купания жителей одноименного микрорайона. Учитывая, сколько экскрементов в него поступило за время стройки зимой, купание летом может стать не очень приятным, мягко говоря. Но даже в эти туалеты не все рабочие ходят, т.к. из тоннеля идти до них далеко, нужно проходить через КПП и предъявлять при этом пропуск, поэтому в туалет часто ходят прямо в тоннеле.
Однажды на стройплощадку приехала проверка, по-видимому, из администрации города, и всех работников, у которых не было фирменной спецодежды, попросили спрятаться подальше от глаз проверяющих. На поверхность разрешили выходить лишь счастливым обладателям фирменных синих жилеток с логотипом «СУ-620». При этом субподрядчик делает коллективное фото всех работников, чтобы отправить его подрядчику, видимо, в доказательство того, что рабочие набраны и работа идет.
Многие электромонтажники, приехавшие из области и других регионов России, на стройке оказались коллегами. Их приглашали на работу, обещая высокую зарплату, но на практике они были вынуждены работать бесплатно, выплату зарплаты практически всем электромонтажникам задерживают. Работникам, занимающимся бетонированием перекрытий – монолитчикам, выплатили кое-какой аванс, но остальные заработанные деньги также задерживают. Это такая схема: дать немного денег в начале, а затем кормить «завтраками». Бригаде электромонтажников же вообще не заплатили, даже аванса.
При этом электромонтажники вынуждены покупать за свои деньги необходимые материалы, например, крепеж для работы:
«В крайний день моей работы был разговор, что надо вешать светильники, но нет светильников и крепежа, и поэтому они собирались идти в магазин за крепежом, чтобы крепить кронштейны от светильников. Не было металлических стяжек – заставляли вязать на проволочку, а потом переделывать когда появятся металлические хомуты-стяжки».
Даже на первый взгляд на стройплощадке вскрываются нарушения проектной документации с целью сэкономить. Например, кабели прокладываются не по намеченным в проекте трассам, а по укороченным. При этом все кабели уже заранее оплачены и лежат на складе.
Но для нанятых рабочих стройматериалов на складе часто нет. Работники сами покупают крепеж, но они не будут покупать другие материалы. Если нет материалов – стоит работа. Так, за две недели работы наш собеседник почти неделю приезжал на стройплощадку напрасно: задание мастер ему выдавал, но на складе ему говорили, что нет материалов, и работа стояла. Для работников, работающих сдельно, это означает отсутствие заработка.
По прошествии первой недели наш собеседник обещанного аванса так и не получил. При этом он потратился не только на приобретение зимней спецодежды, но и на бензин: свой инструмент он вынужден возить на личном автомобиле, т.к. на общественном транспорте это делать проблематично, а оставлять на стройплощадке – небезопасно, могут украсть. Были анекдотичные случаи, когда у одного работника украли 1,5 литровую бутылку с водой чуть ли не из-под носа. На стройке нет питьевой воды, только технического качества вода из-под крана, поэтому кто-то позарился на бутылку с питьевой водой. Что говорить об инструменте, его надежнее носить с собой. Кстати, чтобы вынести свой же инструмент со стройплощадки нужно получать специальное разрешение от службы безопасности, в котором указан перечень проносимого инструмента.
Переговоры с мастером и с начальником работ по поводу оформления договора и выплаты аванса, а затем уже и заработанных денег ничего не дали. Руководители лишь обещают выплатить заработанные деньги, но не выплачивают. В бригаде нашего собеседника было 4 человека, вместе они заработали за первую неделю 35 000 рублей. После того, как работодатель обманул с выплатой аванса, трое перестали работать, пока им не заплатят то, что они уже заработали, а наш собеседник продолжает ходить на стройплощадку, но работы там для него нет из-за отсутствия материалов на складе. Сейчас он уже нашел другую работу, но все же надеется получить заработанные им деньги.
Наш собеседник обратился за помощью в Движение «Трудовой Нижний Новгород», а также подал жалобы в прокуратуру и Роструд (Государственную инспекцию труда по Нижегородской области). Проблема в том, что трудовые отношения с ним не оформлены официально. Ему обещали подписать договор подряда, но не сделали этого. При этом в данном случае речь уже можно вести не о гражданско-правовых, а трудовых правоотношениях. Работодатели злоупотребляют заключением с наемными работниками гражданско-правовых договоров подряда по простой причине: работа та же самая, а платить работнику отпускные, давать больничный, предоставлять другие социальные льготы не нужно. В действительности же это трудовые правоотношения. Согласно ст. 67 ТК РФ если трудовой договор не был оформлен в письменной форме, но работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, то трудовой договор считается заключенным. Поэтому у рабочих, которым не выплатили зарплату, есть шансы защитить свои трудовые права в суде.
В данной ситуации поражает необычайная терпеливость рабочих. Некоторые по два месяца работают бесплатно, покупают за свой счет крепежные материалы для продолжения работы, используют свой личный инструмент и свою спецодежду. Не смотря на то, что уже дважды рабочие угрожали начать забастовку, никто так и не прекратил работу. Активисты движения «Трудовой Нижний Новгород» несколько раз расклеивали листовки вокруг стройки с призывом к рабочим защищать свои права, но только один человек, с которым мы и беседуем, откликнулся на наш призыв. Другие рабочие, хотя периодически и выступают в СМИ с заявлениями о задержках зарплаты, на какие-либо акции протеста явно не готовы.
Такая покорность рабочих может объясняться как раз тем, что многие из них приехали из других регионов, и чувствуют себя здесь «на птичьих правах». Также много рабочих из Таджикистана, Узбекистана и других бывших советских республик. Им негде жить, кроме строительных бытовок. На территории стройки действует столовая, где рабочих кормят три раза в день по электронным карточкам-пропускам. Это повод оставаться на стройке и покорно ожидать, когда же с ними соизволят рассчитаться за работу. Если начать протестовать, то из вагончиков могут выселить, и окажешься на улице без денег. Другие рабочие, особенно из других регионов, наоборот, поработав непродолжительное время и увидев, что платить им за работу не собираются, на последние деньги покупают билет домой и уезжают, списав потерю денег на свою личную непредусмотрительность.
Выстроенная схема найма работников оставляет их юридически незащищенными. Причем рабочие видят произвол, творящийся при попустительстве властей, и это внушат многим мысль о бесполезности жалоб и защиты прав.
Строительство метро ведется к Чемпионату мира 2018 года, но скорее всего, сдать станцию вовремя не удастся. На стройке уже говорят о том, что приоритетным теперь является сдача вовремя хотя бы стадиона, а про метро можно и забыть. От решительности рабочих в защите своих прав теперь зависит, забудут ли о них тоже или же они все-таки добьются выплаты заработанного и уважения к их человеческому достоинству.