Мы почти привыкли к тому, что многие праздники по прошествии времени теряют стараниями властей своё изначальное значение. День солидарности трудящихся заменён Днём весны и труда; годовщину Октябрьской революции старательно пытаются перекрыть искусственно созданным «Днём народного единства»; о бунтарских корнях Международного женского дня уже несколько десятилетий мало кто вспоминает.
Примерно та же история произошла и с праздником, приходящимся на 23 февраля. Из года в год в этот день мы наблюдаем на телеэкранах полные тошнотворного пафоса лица государственников, слышим хвалебные здравицы в адрес русской армии; пропаганда суррогатного «ура-патриотизма» выливается на наши головы с утроенным рвением. Радуются либералы, радуются националисты, радуются даже аполитичные обыватели, восторгаясь «славой русского оружия».
Мало кто из них теперь вспоминает, что 23 февраля 1918 года началась массовая запись в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Декрет о её создании издал Совет Народных Комиссаров, возглавляемый В.И. Лениным – человеком, от одного имени которого националисты и наименее обогащённые умом либералы впадают в истерику. Создавалась Красная Армия при активном участии другого человека, чей псевдоним заставляет плеваться не только правых и либералов, но и тех, кто именует себя «лево-патриотами». Я имею ввиду Л.Д. Троцкого, который и стал руководителем РККА в годы Гражданской войны.
Армия должна была защищать завоевания Октябрьской революции и быть тем решительным и сознательным авангардом трудового народа, который приблизит свершение революции мировой. РККА была удивительной для многих стран мира: необычным оказалось практически всё – от целей интернационального масштаба до отмены званий и многих воинских атрибутов. Это было прорывом, новаторством, казавшимся консерваторам и реакционерам безумием.
Впрочем, в рамках данной статьи хотелось бы не сетовать на ухищрения пропаганды, а поговорить о том, какая важная проблема современного левого движения в России и мире вылезает наружу, если мы всерьёз задумаемся об изначальном смысле праздника отмечаемого 23 февраля. Она касается военной программы социалистов и принципов организации армии будущего. Проблему эту поднимают крайне редко – среди всей левой публицистики последних лет вспоминается лишь статья Ивана Щёголева «О вреде либерального подхода к военному делу». Но и те идеи, что были обозначены автором в рамках данного материала, не получили пока никакой разработки.
Собственно, почему вопрос о будущем вооружённых сил является для нас важным? Ещё упомянутый выше Л.Д. Троцкий в ряде своих работ указывал на то, что изменения экономических отношений и общественно-политического строя неизбежно отражаются на принципах организации армии. Стоит вспомнить хотя бы Английскую или Великую французскую буржуазные революции, чтобы осознать тот факт, что армии соответствующих стран вышли из указанных процессов существенно изменёнными. Вероятно, ещё сильнее сказались русские революции 1917 года на старой царской армии, которая фактически оказалась уничтоженной. И даже после ликвидации многих нововведений в дальнейшем – в годы «сталинского Термидора» – между военными силами СССР и дореволюционной армией была огромнейшая пропасть, созданная самим историческим процессом. Соответственно, если мы стремимся кардинально изменить в будущем всю систему отношений в стране и мире, мы обязаны задумываться и о том, что новым условиям неизбежно должны соответствовать вооружённые силы нового образца.
Но это далеко не единственный довод в пользу необходимости создания революционной армии нового типа в будущем. Дело в том, что лишь ленивый не говорил об упадке вооружённых сил современной России. В подавляющем большинстве воинских частей за 1 год службы призывники выстреливают лишь по несколько патронов и даже близко не знакомятся с техникой и принципами ведения боя, но зато занимаются такими замечательными делами, как укладывание сугробов «кантиком» (т.е. идеально ровными прямоугольниками), мытьё плаца, покраска листьев и травы и т.д. Недаром в современном обществе считается нерациональным терять год своей жизни на столь пустые и бесполезные занятия. Время молодых людей тратится в ущерб работе, учёбе, личной жизни, не давая взамен даже минимальной военной подготовки. Революционная же армия (не особо важно – российская или же какая-либо другая), будучи вспомогательной силой в процессе Мировой революции, должна являться наиболее обученной, боеспособной и, во всех смыслах, передовой.
Более того, сейчас армия является тем общественным институтом, который вбивает в голову солдата уважение к иерархии и боязнь её, который воспитывает дух раболепия перед чинами, который учит терпению даже в условиях тотальной несправедливости. Таким образом, армия в определённой степени является зеркалом общественной структуры и государственной машины. Помнится, во время протестов 2011-2012 гг. одним блоггером была озвучена следующая мысль: на площади вышла бунтовать молодёжь, не сломанная армейской службой. И при всей спорности данного тезиса, хочется отметить, что в нём имеется рациональное зерно.
Что же должны представлять собой вооружённые силы будущего? Консерваторы обязательно заявят о том, что не следует изобретать велосипед – достаточно лишь пропаганды и «крепкой руки» лидера. Но изменившееся общество уже не примет старой солдатчины. Не будет выходом и наёмная армия, за которую выступают многие либералы. Во-первых, продажа людьми своих жизней противоречит базовым принципам социалистической идеи; во-вторых, наёмники, как показывает история, являются крайне ненадёжными в определённых военных ситуациях; в-третьих, содержание такого рода боевых подразделений ложится тяжким бременем на общество.
Очевидно, что необходим другой путь. И здесь позволю высказать несколько положений, которые, на мой личный взгляд, определят лицо будущей армии. Должны быть проведены:
– Упразднение воинских званий в армии при наличии выборных воинских должностей, демократизация армейской жизни.
– Оставление лишь сравнительно небольшого числа профессиональных военных.
– Ликвидация воинской службы в нынешнем виде. Школьники, студенты, учащиеся техникумов обязаны проходить регулярные курсы боевой подготовки. На них должны на высшем уровне обучать владению оружием и прочим боевым навыкам. В итоге, к 20-25 годам среднестатистический гражданин без пустой потери года своей жизни будет настоящим бойцом.
– Для лиц, не являющихся учащимися, должны быть учреждены ежегодные недельные оплачиваемые военные сборы.
– Воинские части должны формироваться на основе территориальных советов. Это проще для системы учёта, да и повышает моральный дух бойцов.
Полагаю, что список подобных принципов можно расширить во много раз, если решать вопрос коллегиально. И левым силам было бы полезным провести семинары, конференции регионального и общероссийского масштаба или же хотя бы вести дискуссию по проблемам будущего вооружённых сил. Иначе в том случае, когда гром революции уже грянет, поздно будет раздумывать над подобными вещами.
В феврале 1918 года при создании РККА большевики действовали во многом по ситуации. Они осознавали те цели, которых должны были добиться воинские подразделения, и те принципы, на которых те должны были существовать. Но конкретного плана по их организации не имелось – именно поэтому ещё и после Гражданской войны, в 20-е годы, шли непрекращающиеся дискуссии по этому вопросу. Нынешние же левые, кажется, не осознают даже тех базовых принципов, на которых должна основываться военная реформа. Хочется надеяться, что ситуация в ближайшее время изменится. Иначе досадных и даже трагических последствий вряд ли удастся избежать.