В Донецке c 2017 года есть левое сообщество, большинство его участников – это бывшие члены КПУ и объединения «Боротьба». Многие из них не являются коренными дончанами, они приехали в Донецк из других населённых пунктов Украины и строят сейчас в этом городе свою жизнь вследствие всем известных трагических обстоятельств. Одним из таких левых является Денис Левин, активист «Боротьбы» и «Нового коммунистического движения».
Интервью взято в конце октября 2017 года в Донецке. Текст записан со слов Дениса Левина, местами обобщено и переформулировано, запись не с диктофона. Данный материал является продолжением серии интервью с левыми в Донецке, в первом материале: интервью со Светланой Цибергановой (экс-активистка «Боротьбы») и Анатолием Хмелевым (КП ДНР; экс-КПУ)
Денис Левин
Киев и Донбасс. «Меня зовут Денис Левин, я сам киевлянин, родился на Подоле. Большую часть жизни прожил в Киеве и под Киевом. При этом мои дедушка и бабушка родом из-под Дебальцево. Дедушка — шахтёр, бабушка — преподаватель сельской школы в шахтёрском посёлке. Так что в некотором роде я вернулся на родину»
Мой активизм в Донецке. «В Донецке я занимаюсь вместе с товарищами просветительской деятельностью, веду антифашистский киноклуб и краеведческий клуб. Стараюсь через эти формы выставить маячки, чтобы находить связь с молодежью в рамках социалистического миропонимания или близкого к этому. Продолжаю состоять в украинском объединении «Боротьба», являюсь членом «Нового коммунистического движения»
Процесс становления меня как коммуниста. «На этот процесс повлиял мой дедушка-шахтёр. Я выходец из многодетной семьи. Мой отец занялся в девяностых годах бизнесом и прогорел, мы оказались в очень сложных условиях. Дедушка нам очень помог — огородом, своим подходом к труду. Он был человеком с индустриального района Донбасса и рассказывал о советском прошлом. Я видел, как разрушается сельское хозяйство и предприятия. Я стал не просто советским патриотом, а коммунистом. С 1995 года я уже читал газету «Коммунист», с 10 лет я себя осознавал советским человеком. В 16 лет я уже вступил в Комсомол КПУ, еще обучаясь в ПТУ. Я вступил в ячейку к Андрею Манчуку в Харьковском районе Киева. Манчук и его товарищи принадлежат к определенной марксистской философской школе, важным её представителем являлся профессор КПИ Валерий Алексеевич Босенко. Сегодня ученики Босенко, например, проводят Ильенковские чтения».
Всеукраинский союз рабочих – ВСР. «Это была сильная организация, я вступил в неё практически тогда же, когда и в комсомол Коммунистической партии Украины. Мы встречали шахтёров, которые приезжали с Донбасса требовать выплату зарплат. По сути, ВСР был левым крылом КПУ. Союз занимался рабочим классом. Весь радикальный конгломерат сосредоточился тогда в ВСР. Участие в ВСР – это мой ранний активистский период. Я начал писать статьи и распространять газету ВСР «Рабочий класс». Развал Союза рабочих произошёл в 2004 году»
«Организация марксистов» (ОМ). «С этой организации в 2005 году фактически началась подготовка создания новой партии левого толка. Образование «Боротьбы» позже стало логическим завершением этих процессов. Сначала в ОМ были и сталинисты, и троцкисты, вообще это была попытка объединить всех левых».
«В ОМ мы очень много занимались переосмыслением советского прошлого. Издавали теоретический журнал «Против течения», анализировали актуальные на тот момент мировые тенденции, опыт Советского Союза. Мои выводы, которые я сделал в тот период, остались по сей день неизменными: параллельно должны происходить как просветительская, так и политическая, активистская деятельность. Обязательно должен быть контакт с рабочим классом. В рамках ОМ мы соорганизовали забастовку, я тогда консультировал стачечный комитет. Точнее, в Херсонском машиностроительном со-организовали захват завода рабочими. Можно сказать, мы тогда победили, это был важный позитивный опыт профсоюзной борьбы. Были восстановлены работники, выплачены зарплаты, вместе мы добились законных сокращений с постановкой в центр занятости. Плюс – в инициативной группе участвовало тогда примерно 20 человек самих рабочих. Чуть позже, но в том же 2009 году, я был соорганизатором забастовки в Полтавском ГОКе, город Комсомольск-на-Днепре. Это уже был, скорее, негативный опыт, тогда уволили 20 человек. Хотя и этот опыт борьбы был для меня важным».
«Затем распалась и ОМ. Сталинисты вышли из организации и создали в киевском политехе журнал «Пропаганда». Леволибералы и троцкисты создали свои организации. Так появились «Боротьба», «Левая оппозиция» (сейчас «Социальный рух»), «Автономна спілка трудящих» (АСТ), левый студпрофсоюз «Прямое действие», который существовал параллельно с ОМ».
«Боротьба». «Затем была «Боротьба», это мой активистский период 2009—2014. Мы участвовали во всех социально значимых конфликтах. Нас было более двухсот человек по Украине. Незадолго до «Евромайдана» был направлен «Боротьбой» на работу с профсоюзами: я был профсоюзным органайзером в «Конфедерации свободных профсоюзов Украины» .
Раскол 2014 года. «Вопросы национализма и шовинизма – сложные вопросы. Это вопросы, на которых всегда спекулирует буржуазия, желая опредметить себя в национальном государстве. Ленину сто лет назад в ходе Октябрьской революции удалось и теоретически, и практически решить этот сложнейший вопрос. Но в 2014 году он снова встал перед нами и расколол нас. Анархисты стали чуть ли не фашистами. Раскол был очень серьёзным. «Левая оппозиция» и до майдана пыталась вытеснить нас как советско-ориентированных, у «Боротьбы» были с ними серьёзные конфликты по поводу советских знамён. Но больше всего нападок, которые и по сей день не прекращаются, мы получаем от АСТ. Ещё до войны были конфликты по поводу серпов и молотов, что не нужно брать советские флаги и баннеры на Первомай. А во время Майдана, поддержав его, они осуществили против нас настоящую травлю. Писали осуждающие публикации, доносили, говорили, что мы «ватники» и в таком духе».
«Евромайдан». «Первоначально «Майдан» не имел такого значения. Когда «Майдан» начался, я ходил смотреть на происходящее, так сказать, наблюдал за теми провокациями, которые до сих пор можно увидеть на фотках разнообразной прессы, смотрел, как они, правые радикалы и популисты, работают с массами. У нас была полемика внутри организации, как реагировать на разворачивающиеся события, товарищи заняли позицию наблюдать и анализировать. 4 декабря 2013 года нас с моими братьями сильно избили ультраправые возле ст. м. «Крещатик». Фактически это было только начало, а правые уже имели такой значительный вес. Затем был совершен реальный, можно сказать, даже вооруженный переворот в Киеве. Не с группой боевого спецназа, но с вооруженными людьми. Снайперы работали с той стороны, со стороны оппозиции, Сергей Пашинский явно имеет к этому отношение, о чем сейчас свидетельствуют уже не косвенные улики и догадки, но говорят даже проукраинские СМИ»
«Антимайдан». «Я имею в виду зимне-весенний «Антимайдан», не проплаченный декабрьский «Антимайдан» Партии Регионов. В Харькове люди выходили на «Антимайдан» из общедемократических побуждений. В «Антимайдане» в Одессе, Харькове участвовали коммунисты, социалисты, советские патриоты, во многом это был именно социальный протест. Вместе с русскими националистами — это бесспорно. Но социальная повестка озвучивалась. В «Антимайдане» я уже принял непосредственное участие, занимался политическим органайзингом. Была попытка найти людей, с которыми можно будет в дальнейшем совместно бороться. Мы нашли таких людей. Но потом было 2 мая, и начались репрессии. Многим людям пришлось отойти от прямой политической деятельности».
Старый режим / новый режим. «Наши представления были тоже немного ошибочны. Янукович был явно более демократичен, несмотря на коррупцию и другие пороки системы. Он вынужден был лавировать, знал, что его могут сместить. Нынешняя же власть тоже лавирует, но на военном конфликте, не на социалке, не ползучими реформами, а реальной доктриной шока в действии. Старые власти действовали так: начали коммерциализацию, народ возмущается. Нужно откатить немного назад, ага. А сейчас совершенно по-другому. Нужно повысить в два раза тарифы – ба-бах. И повышают, «потому, что война». Оправдание удачное есть, всё можно списать на войну и патриотизм».
Итоги «Евромайдана». «По результату, мы имеем гражданскую войну, военный конфликт, зашкаливание шовинистических патриотических настроений. Мы имеем фактически завершение неолиберальных реформ, например, последняя медицинская, судебная реформы. Всё идёт к продаже земли, которая предыдущими режимами откладывалась. Я уже не говорю про ЖКХ. «Качественная медицина – платная», «Качественное образование — коммерческое». Именно такие либеральные лозунги были реализованы майданом. Под коррупцией понималось только то, что не они, олигархи, а мы, мелкая и средняя буржуазия, должны воровать. Один ворует в АТО, кто-то в военных поставках, кто-то на общегосударственном уровне, везде воруют, на всех уровнях. Полностью прошел процесс коммерциализации железной дороги. Модернизации ЖД по факту не происходит. Хотя формально деньги выделяются, их разворовывают. Максимальный износ ж/д-полотна по всей Украине, и за это платит государство, но не частники-акционеры. Хотя из-за гражданского конфликта понизились грузоперевозки, но прибыль всё равно была. Тарифы с начала 2014 года подняли в 25 раз, и еще планируется повышение тарифов грузоперевозки (прим.: решение о повышении тарифов на железнодорожные грузовые перевозки на 15% вступило в силу на Украине с 31 октября 2017 года). Сократили состав ж/д. Украинские власти говорят: «Чтобы провести модернизацию, нужно повысить тарифы». Т.е. через обременение промышленности, сельхоз-сектора, сокращение льготных перевозок. При старой власти было в среднем шесть вагонов у пассажирских поездов, сейчас четыре. Урезаются остановки на пути следования. Всё делается для того, чтобы люди сумасшедшим образом набивались в электричку. До майдана я сотрудничал со свободным профсоюзом железнодорожников Украины. Заработная плата в 2-3 раза упала в этой отрасли. При этом цены на товары ежедневного потребления возросли. Положение рабочего класса просто ужаснейшим образом ухудшилось, это даже вне рамок гражданской войны. Они всё оправдывают войной против России, а по факту это война против собственного народа».
«Коммерциализация по всем направлениям: перевозки, ЖКХ, образование. Нео- ультралиберальные реформы были доведены до логического конца. Те люди, которые пытались найти какие-то социальные лозунги на майдане – лгали либо себе, либо всем остальным. А теперь они не замечают фашизма на Украине. «Есть только фашизация». Но фашизм — это процесс, который тоже проходит определенное становление. Они думают – только когда крематории Освенцима будет гореть – это можно будет называть фашизмом. Фашизм до 1933 года был в Германии или его еще не было? Но на пустом месте откуда он мог взяться? Сейчас на Украине идет процесс становления и окончательного закрепления фашизма».
«Боротьба» после «Евромайдана». «Боротьба» подверглась репрессиям на Украине, были аресты, посадки. В частности, посадили одесситов, Алексея Албу, но под давлением общественности «Куликова поля» его выпустили, и он был вынужден эмигрировать. Сейчас Алексей в ЛНР. У Влада Войцеховского при аресте изъяли документы, и позже, при обмене пленными, никто ему документы не вернул. Сейчас Влад служит в «Народной милиции» в ЛНР. Можно перечислить ряд других товарищей из Одессы, которые перебрались в ЛНР. Часть товарищей выехала в Крым, другие стали эмигрантами. Фактически, по всем прошлись репрессии. Были погибшие. Наш товарищ Андрей Бражевский погиб второго мая в Одессе. Другие пострадали, одессит Александр Герасимов сидел при Украине по «делу одесских комсомольцев», еще в начале нулевых они боролись за «Причерноморскую советскую республику». Шумное дело, со стрельбой, с жертвами. Герасимов 11 лет отсидел, пришёл на «Куликово поле», получил ожог дыхательных путей, ожог тела».
«Фактически «Боротьба» была разгромлена, репрессирована. Остальные товарищи, оставшиеся на Украине, законспирировались, вынуждены были не обозначать своё отношение к организации. Но до сих пор связь с товарищами поддерживается. Пытаемся проявлять себя на международной арене, Албу, в частности, вскрывает преступления ВСУ, украинских властей на территории Донбасса и Украины. Сотрудничаем с другими левыми организациями, влияем на общественные органы в ЕС и других странах. Группа «Вконтакте» поддерживается, проводим некоторые мероприятия на территории Украины и здесь, мы являемся их со-организаторами».
Российские левые. «Я очень многих левых товарищей знал в России, окололевых, которые повели себя абсолютно по-мудацки. На меня было нападение в Киеве, репрессии, люди не захотели этого замечать, поставили на меня клеймо, что я ватник и заслужил это – и всё. Им так было удобнее. Плотников, например (активист РСД, прим. автора) – та еще либеральная публика. В целом их оценка, мягко говоря, разочаровала, особенно Владимира Плотникова. Они считали, что либеральная публика на «Евромайдане» есть общедемократическая. Они отказались видеть в этой либеральной публике реакционность. Фашисты были усилены этой либеральной публикой. РСД изо всех сил старались увидеть какие-то социальные лозунги во всём этом майдане. Какие социальные лозунги, о чём вы?
Первое время в Донецке и Крыму. «Когда мы приехали сюда, то сразу начали пытаться включаться в деятельность. Вступать в переговоры с Борисом Литвиновым о создании КП Донбасса. Потом в Донецке отключили банковскую связь, «Нова Пошта» перестала нормально работать. Обострились военные действия, и товарищи позвали в Крым. Мы решили там остаться. Я устроился нелегалом-заробитчанином на стройку. Даже пережил облаву ФМС. Потом был блэкаут, часть строек заморозилась, конец отчетного года, плохо с финансированием. В Крыму было много людей с Донбасса по обе стороны линии разграничения (с украинской стороны много уклонистов от военного призыва). И мы вернулись на Донбасс».
«Первоначально, когда мы вернулись в Донецк в декабре 2016 года, был небольшой рост численности нашей группы. Но некоторые люди хотели слишком радикальных действий, были против ДНР, «потому, что тоже буржуазные», не понимая, что подобные действия будут негативно восприняты уставшим от войны рабочим классом, что рабочий класс деморализован и не готов поддерживать подобную безбашенную, необдуманную радикальность. Был один эмигрант с Украины, постоянно говорил «надо бороться», а почему он там не боролся? Так часть людей попала на «подвал». Это внесло раздрай в нашу инициативную группу. Один товарищ наш погиб, из-за белой горячки у одного ополченца. Наш товарищ был в гостях, в общаге, где жили переселенцы и бывший ополчен. Одну гранату ранее у него забрали, а вторую он бросил в комнату, в которой находился Макс Лакомов. Максим своим телом накрыл гранату и погиб.
Был период спада в нашей деятельности. Зато девушки занялись созданием женской организации, у них получился оргрост. Хотя в целом есть всё-таки определенный спад. Нужно вновь менять формы работы, активизировать какие-то новые виды агитации. Зато мы определились с кем будем – будем с «Новым коммунистическим движением» (НКД). 4 человека у нас сейчас в донецкой ячейке НКД. До этого было больше, разные моменты повлияли. Кто-то уехал на заработки».
«В каком-то смысле приходится начинать сначала. В то же время, новая организация – это всегда возможность найти новых людей, объединиться заново. Стабильность тоже хорошо, даже лучше. Но… просто не надо бояться, надо искать новые формы, тактики. Ситуация меняется ведь постоянно. Исходя из изменения ситуации, нужно пересматривать тактику. Позже надеемся перейти к более сложным формам деятельности. Но это невозможно без определённого количества, роста рядов, кадров. Всё нужно очень тщательно готовить. Обрастать связями. Если ты бросаешься неподготовленным, у тебя возможность поражения намного больше. А зачастую от поражения тяжело оправиться. Если забастовка на каком-то предприятии потерпела поражение – ближайшие 4 года ты туда не суйся, еще морду могут набить. Также и с политической деятельностью. Сейчас нужно обрасти кадрами, чтобы потом заняться деятельностью по организации рабочего класса. А не просто «давайте бастовать» – сам получил по шее и людей подставил».
«Новое коммунистическое движение» – НКД. Движение существует в Москве и теперь есть ячейка у нас в ДНР. Илья Знаменский, Иван Зеленский участвуют в московской организации движения, например. Небольшая организация, но достаточно влиятельная даже для Москвы. У них вполне взвешенная позиция по украинскому вопросу, рабочему, антифашистскому движению. Что на Украине произошел реакционный переворот, что на Украине гражданская война. Что на Украине приходят к власти фашисты».
«НКД до 2014 года не было. Эта наша группа единомышленников оформилась недавно, некоторые успели до этого побывать в РСД. Хорошо подкованы теоретически. В т.ч. по украинскому вопросу увидели общность позиций и решили объединиться в организацию».
Мои ценности. «Если отвечать на вопрос, какие лично для меня главные идеи в левой идеологии, то я скажу следующее. Во-первых, одиннадцатый тезис о Фейербахе. Главный тезис. Задача не в том, чтобы правильно объяснить этот мир, а чтобы изменить его. Только изменяя мир, мы правильно поймём его».
«Чтобы случилась революция и возникла новая система общественных отношений, нужны массовые организации рабочего класса. Нужна просветительская структура. Часто вспыхивают революционные ситуации, но нет партии. И вот наш итог: либералы и фашисты взяли власть на Украине».
«Нужно быть деятельным, ответственным. Когда ты ответственен, ты не только что-то сам делаешь, но и активизируешь людей. Мало того, что ты пишешь – нужно организовать распространение, обратную связь. «Ответственность должна быть индивидуальной за коллективно принятые решения» (Дзержинский)».
«Конечно, обобществление средств производства – это преодоление отчуждения».
«Вообще, что такое коммунизм? Это переоткрытие богатства всей человеческой культуры индивидуумом. Человек не должен замыкаться на одной профессии, а получать удовольствие от разных (например, как Че Гевара). Коммунизм — это не просто равноправный обмен товарами, не только равноправный обмен продуктами человеческого труда, коммунизм — это обмен навыками, деятельностью. Это достигается через воспитание. «Воспитать воспитателя» (есть такая книга у Босенко). Воспитывать надо так, чтобы тот, кого воспитываешь – чтобы он стал не безвольным, следующим постоянно за тобой. А стал личностью, которая жаждет нового знания. Самостоятельной деятельности. Личностью, которая понимает, как организовать себя и других, как взаимодействовать со своими товарищами по любой деятельности. Как воспитатель ты ответственен за новое поколение»
«Коммунизм – это любовь. Умение отразить себя и открыть себя в другом человеке. Единство эгоизма и альтруизма. Возьмём, к примеру, двоечника и отличника. Если отличник будет делать всё за двоечника – он не решит проблему, сделает хуже. Отличник должен научить. Любовь в деятельности. Поэтому, опять, обмен деятельностью – один из важнейших принципов для меня!»
«Конечно же, интернационализм — без него все предыдущие ценности неполны».
«Женский вопрос. В рамках капиталистических отношений (неолиберализма или фашизма) женщина является производителем рабочей силы, которая становится товаром в частнособственнических капиталистических отношениях. Буржуазное государство скидывает с себя ответственность за производство человеческого рода. Коммунисты говорят, что необходимо вовлечение женщины в общественные отношения. Каким образом? В «Манифесте коммунистической партии» сказано в духе «за обобществление женщины», т.е. за придание женщине самостоятельного общественного статуса, создания условий свободного доступа ко всем благам человеческого общества, к труду, к личной независимости в равноправном обществе равных возможностей, равного доступа к благам. Но буржуа понимают этот пункт манифеста по-своему, придавая ему сексуальный оттенок, что повсеместно отражается в массовом сознании. Мы видим это в форме объективизации женщин. Буржуа и фашисты воспринимают женщину как один из товаров, которым коммунисты якобы предлагают «делиться». Но это в корне неверно!»
Моя ситуация в Донецке сегодня. «Я неофициально работаю сварщиком на СТО для грузовых автомобилей без особых гарантий. Работаю от выработки, со всем ущемлением рабочих прав. Но в силу обстоятельств вынужден соглашаться даже на такое. Я бы уехал на заработки, но у меня проблема с украинскими документами. А местные получить проблематично, потому, что я с киевской пропиской. Согласно постановлению о гражданстве ДНР, гражданство получают автоматом те люди, которые находились до референдума в Донецке и Донецкой области, были здесь прописаны. Либо являются военными или работниками госорганов. Это всё не мой случай. Украинский загранпаспорт у меня закончился в 2015 году. Каждый коммунист должен следить за состоянием своих документов, чтобы они не были просрочены, чтобы была возможность уехать. Чтобы не попасть в мою ситуацию. Я получил прописку, просто бланк, что прописан, ведь паспорта ДНР нет. А поехать на Украину восстановить документы не могу, я появился раньше Бузины на «Миротворце» и других украинских стукаческих сайтах. Нацисты меня разыскивали в Киеве, на прошлое 19 января приходили, расспрашивали, пока до них не дошло что я в Донецке».
Ситуация в ДНР сегодня. «Есть некоторые элементы популистской социальной политики, я условно называю эту ситуацию «военным социализмом». Например, искусственно сдерживаются некоторые тарифы и цены, студенты получают стипендии, в отличие от Украины, разные категории социально незащищенных граждан получают пособия, хоть и небольшие. Но в целом неолиберализм развивается и у нас. Закончится конфликт, закончится и «военный социализм», неолиберальные реформы развернутся и у нас».
Что должно произойти в Донецке, чтобы ситуация улучшилась. В первую очередь, прекращение войны, при том, что это общеукраинский вопрос. Должна быть снята экономическая блокада. Тогда уже будут совершенно другие обстоятельства. Должны случиться хотя бы буржуазные демократические выборы. Должно случиться либо признание в качестве независимого государства, либо вхождение в РФ».
«Скорее всего, эти территории окажутся в парадоксальной ситуации. Они однозначно не станут Россией, но и полноценно в Украину не вернутся. И другой мой прогноз — это продолжение войны. Продолжится вялотекущий военный конфликт. С какими-то отдельными серьезными обострениями».
За деятельностью каких современных левых идеологов/публицистов/теоретиков я слежу. «Терещук Василий Васильевич. Пихорович Василий Дмитриевич. Борис Кагарлицкий. Самир Амин. Наоми Кляйн. Жижека не читаю, смотрел видосики. Бурик Марина (журнал «Спиноза»). Виктор Шапинов. Анжела Дэвис. Грэг Баттерфильд. Борис Рожин. Владимир Ищенко».
Материал подготовил Сергей Симонов (Санкт-Петербург)