«Рабкор» продолжает серию интервью с украинскими общественными и политическими деятелями, которые пытаются противостоять человеконенавистническому режиму, установившемуся после Майдана в Киеве. На этот раз мы поговорили с женщиной, политическая биография которой крайне неоднозначна, а некоторые высказывания одиозны и для левого читателя — неприемлемы. Однако она — одна из немногих, кто, как и ее единомышленники, в условиях постоянного давления, угроз и запугиваний не боится пойти против Киева и сказать «Нет-войне на Донбассе!», открыто заявить, что украинская власть убивает своих собственных граждан и потребовать от нее переговоров с ополченцами – представителями восставшего Юго-Востока. Для нас она, прежде всего, последовательный представитель «партии мира» на Украине. Нашей собеседницей стала лидер общественного движения «Антивойна», депутат Облсовета Днепропетровской области Виктория Шилова.
Расскажите, пожалуйста, какой позиции придерживается движение «Антивойна» в отношении событий на Юго-Востоке? Кто, с точки зрения его сторонников, виноват в развязывании войны?
Наше движение четко понимает, что (после событий на Майдане) власть воров поменялась на власть убийц. Никому из украинского руководства за 23 года до этого не приходило в голову бомбить свои города. Даже Гитлеру не приходило в голову воевать с собственным, немецким, народом и бомбить немецкие города. Но, к сожалению, нашим властям это в голову пришло. Потому что сейчас полностью установлена олигархическая власть. И мы это понимаем.
У нашего движения есть два основных направления. Во-первых — антивоенное. Во-вторых, антиолигархическое, потому что мы осознаем, что война прекратится только тогда, когда уйдут олигархи — причина этой войны. Олигархический клан владеет всеми СМИ, у них свои частные армии, у них свои чиновники, у них свои министерства. Все поделено. Украинский народ сейчас просто как биомасса, которую натравливают друг на друга. Об этом свидетельствует и незаконная мобилизация. Кстати, мы на прошлой неделе подали мое обращение как депутата Областного Совета и как одного из лидеров движения «Антивойна» в Конституционный суд по поводу признания незаконными мобилизации и АТО. На 60 листах мы изложили свою позицию о нарушении как минимум пяти законов Украины, включая закон «О военном положении», закон «О мобилизации», Конституцию Украины и т. д.
Также мы подготовили текст типового заявления в военкомат, куда человек может просто вписывать свою фамилию: «Я, Иван Иванович Иванов, считаю незаконной мобилизацию, считаю антинародным проведение АТО и убийство мирных жителей. Это все проводится без военного положения, и принимать участие в антизаконных мероприятиях, в убийстве мирного населения я отказываюсь».
Получается, что за отказ от мобилизации человек может получить три года. И не факт, что он их получит, поскольку неизвестно, удержится ли власть — весь народ уже против нее восстает. И не только на Донбассе, поверьте мне! Уже и Центральная Украина и Галичина воет под гнетом этих паразитов, которые пришли к власти. Вот такое заявление человек подписывает и идет в военкомат. Эта позиция, я думаю, спасет Украину, спасет украинский народ и прекратит кровопролитие.
Как с ними дальше бороться, я не знаю. У нас нет оружия, и мы мирные люди. Мы можем бороться только юридическим путем и путем мирных протестов, которые они разгоняют. Активистов бросают в тюрьмы. Например, в Днепропетровске две женщины молодые были брошены в тюрьму. Одна мать-одиночка с трехлетним ребенком уже второй месяц томится в тюрьме. Преследования, лишение работы, издевательство, избиение, запугивание. Мы превратились из более менее демократической страны в страну с тоталитарным режимом — режимом военных преступников. Мы сейчас в рамках обращения в Конституционный суд собираем документы, доказательства незаконного, антиконституционного, антинародного проведения АТО, незаконной мобилизации.
Меняется ли в обществе отношение к событиям на Донбассе по мере ужесточения противостояния? Люди начинают осознавать, что на самом деле происходит там происходит?
Порошенко пришел к власти, набрал свои проценты, (пусть они и были нечестными, мы это прекрасно понимаем, потому что Юго-Восток голосовал только на 23 % от всего числа избирателей) только по одной причине — он пообещал прекратить войну. Но где он прекратил войну? 23 тысячи погибших. Сейчас война касается практически каждого. А если будет объявлена всеобщая мобилизации, если это будет действительно то, о чем говорят в военкоматах, то это вообще коснется всей страны. Не только части мужчин при частичной мобилизации, но абсолютно всей страны. И поэтому люди говорят, лучше мы получим три года, чем мы будем мясом для олигархов и будем стрелять в мирных жителей. Все прекрасно понимают, что ракеты слепые и после бомбардировок Донецка, Луганска, Снежного, Тореза, станицы Луганская гибли мирные жители. Мы пытаемся противостоять этой страшной информационной пропагандистской машине во главе с “Пятым” каналом Петра Порошенко. Мы очень, конечно, слабы. У нас нет каналов, у нас нет радио, телевидения. Но у нас есть интернет, у нас есть сила воли, сила духа, у нас есть поддержка населения. Мы будем привлекать все больше и больше людей, которые понимают: война никому из украинцев не выгодна, война выгодна олигархическим кланам. 200 млн долларов на дороге в день не валяется — в общей сложности заработок на войне.
Украинцам — герб, гимн, флаг на заборчике и гробы, гробы, гробы каждый день. А олигархам что? Власть, безумные деньги, абсолютно полный контроль над страной, ну и Монако, Сейшелы — как им нравится отдыхать! На их семьи мобилизация не распространяется, по их семьям не лупит “Град”, как по Донецку и Луганску. У них все в порядке, у них все хорошо. А у нас на Донбассе умирают дети и столетние старухи. Это что? Тоже сепаратисты и террористы? Что, 8 млн населения сепаратистов и террористов? Это глупость. Я была и в Донецке, и в Луганске. Я видела собственными глазами всю ситуацию. Везде воюют добровольцы. Но этих добровольцев из России не более 5—10 %. В основном это воюют на 90 % шахтеры, металлурги, учителя. Даже женщины. Точно так же как со стороны украинской армии — бедные, несчастные эти резервисты, срочники по 19—20 лет.
Мы прекрасно понимаем, что идет война до последнего украинца, и эту войну может остановить только сам народ. Мы, конечно, всем благодарны, кто нам помогает гуманитарной помощью, и журналистам, которые там работают. Мы всем благодарны. Но мы надеемся только на свой собственный украинский народ. Только наш народ может дать отпор этому олигархическому клану. Сейчас идет война за украинский народ. Смогут ли олигархи превратить нас в рабов, которые бессловесно идут выполнять все, чего они хотят, жить на копейки и умирать за их миллиарды. Или же мы станем настоящим народом и освободимся от этой нечисти.
Что олигархи получают от войны? Расскажите, пожалуйста, поподробнее?
Во-первых, уже до 10 млрд потрачено. Это официальное заявление. Они постоянно получают какие-то вливания от Евросоюза, от международных организаций, закупая непонятные бронежилеты, непонятные пайки. Но не в этом дело. Это частности. А вот не частности, это поставка горюче-смазочных материалов, это бензин, это керосин, это использование солдат как дармовую рабочую силу. Поставки воды, медикаментов… Это огромный военный бизнес. Больше всего заработать можно на войне. Торговля людьми и война — это две самые прибыльные отрасли олигархического бизнеса.
Есть мнение, что под прикрытием военных действий происходит передел собственности и сфер влияния.
Конечно. Сейчас, как говорят сами олигархи, отжимается бизнес Рината Ахметова. Сейчас олигарх Коломойский полностью пытается контролировать Днепропетровскую область, Запорожскую и Одесскую. Там, где есть его интересы. Идет передел собственности внутри банковской сферы — на первые позиции выходит ПриватБанк во всем и всегда. В свете выборов просто-напросто у каждого олигарха будут свои депутаты. Это и раньше так было, но хоть какая-то иллюзия справедливости существовала. Теперь же, например, партия Ляшко принадлежит Левочкину или Фирташу. Партия БЮТ — это Коломойский.
Мы прекрасно понимаем, что за «Партией Регионов» стоял Ахметов. Сейчас этого практически не будет. Мы знаем часть людей, которые стояли за партией коммунистов. Нравится это кому-то или не нравится, партия коммунистов очень хорошо жила и голосовала или за тех, или за других постоянно. И почему партию коммунистов у нас сейчас никто не жалеет в стране? Потому что они в последнее время отстаивали интересы не людей труда, а олигархов. И мы видели это по голосованию. Поэтому мне понятна ситуация с ними. Партия «Свобода» точно так же имеет свои финансовые вливания. Частично вливал Коломойский, частично вливал Фирташ. То есть с каждой сестры по серьге. По крайней мере это то, что пишут СМИ в открытом доступе со ссылками на свои источники. И главный посыл олигархов сейчас — мы ни о чем не переживаем, потому что война все спишет. Война спишет экономическую разруху. Война спишет коллапс. Война спишет катастрофу. Война спишет смерти. Война спишет все, включая раскол страны. У меня такое ощущение, что они специально это все делают.
Нередко можно услышать мнение, что это Украина воюет с Россией. Как Вы прокомментируете эту позицию?
Это говорят те, кто никогда не был в Донецке и Луганске. А я там была. Далеко не все украинцы так считают. И 75 % украинцев по соцопросам выступают против войны. Реально войну в стране все еще поддерживают 25 %. Это частично жители центральных и, в основном, западных областей. Население после 40 лет в основном не поддерживает войну, в отличие от молодежи, которой за 23 года промыли мозги. У них был компьютер, «стрелялки» и понимание того, что можно человека убивать, потому что у него есть еще несколько жизней. Вот и сейчас они думают, что жизнь восстанавливается, и убитые будут восставать как феникс из пепла.
Нет. Война — это другое. Война — это кровь, грязь, смерть и слезы. Понимание этого приходит только тогда, когда они оказываются там. И я могу понять, когда человек с ружьем воюет против человека с ружьем. Но я не могу понять, как можно использовать «Грады», «Смерчи», как можно бомбить города, где живут мирные люди. 750 тысяч в Донецке, 250 — в Луганске. Как так можно вообще? Кто это простит? Олигархам нужен замес на крови, чтобы народ ненавидел друг друга. Но украинцы очень своеобразный народ, и когда это коснется каждого, тут начнется, как говорят, «обратка», закон бумеранга. А если Вы говорите о пропаганде Пятого канала и олигархических СМИ… Ну а что Вы хотели, чтобы люди думали, если им с утра до вечера показывают разбомбленные города, которые разбомбила украинская армия по приказу Порошенко, а они говорят, что это сделали повстанцы. Берут интервью людей из Донецка, которые говорят про Порошенко. Отрезают слово «Порошенко», и перед этим ведущая говорит, вот как отзываются о повстанцах или вот как отзываются о лидерах повстанцев. Идет не просто вранье, идет тотальная дезинформация, идет тотальная ложь.
Посмотрите как развиваются события. Гибель одного человека — трагедия, а гибель тысячи и десятков тысяч — это уже банальная статистика. И нас к этому приучают. Пытаются приучить. Но подождите секундочку — есть скоро уже будет нечего, будет холодно, нет денег для того, чтобы лечиться, нет денег для того, чтобы учиться. Нет денег для того, чтобы заплатить за коммунальные услуги. Что ж такое? Вроде бы мы идем вперед, к Европе, а на улицах разгуливают вооруженные люди, идет война с собственным народом на Донбассе, потому что нельзя 8 млн считать террористами-сепаратистами. И наступает прозрение, потому что сколько не говори «сладко-сладко-сладко, сахар во рту» слаще от этого не станет. Я считаю, что они поняли — за это придется отвечать. Но они пытаются максимально выкачать из страны, надеясь на некоторые западные круги той же олигархической направленности. Они надеются, что их будут спасать. Что они Украину распродадут по частям и будут счастливы и довольны, и их семьи будут счастливы и довольны. Вот 20 семей в Украине будут счастливы и довольны, а весь украинский народ будет истекать кровью, будет голодать и мерзнуть
Вы и Ваши соратники подвергаетесь давлению за Вашу позицию?
Да, конечно. Как я раньше говорила, девочки на марше вышли на антивоенные марши, и теперь они сидят. Женя Жукова и Наталья Гусак, у которой трехлетний ребенок. К Гусак пришли и бросили три гранаты люди в масках под детскую кроватку. Потом пришла прокуратура и освидетельствовала, что эти гранаты там лежат. Скажите, какая мать положит трехлетнему ребенку под кровать на сохранение гранаты? Это же нонсенс, правда? Но это никого не интересует. То, что пишут мне, то, что угрожают, то, что приезжают — конечно это все есть. Конечно, и я боюсь — у меня двое детей, которых я cама рощу. Боюсь! Но а что дальше? Отдать им народ на заклание? Отдать им наших детей, наших стариков? Разрешить им плевать нашим дедам в лица? Дедам, которые выиграли Великую Отечественную, и которых они теперь гнобят, и срывают с них ордена, потому что у них есть георгиевская ленточка? До чего мы дожили? Это умопомешательство какое-то! И это здравомыслящие люди все понимают, но они боятся говорить.
Какую позицию, по-Вашему, должна занимать Россия?
Я очень благодарна российским журналистам за то, что они показывают происходящее на Донбассе. Я благодарна гуманитарной помощи из России. Мне подтвердили, что в этих фурах (гуманитарный конвой из России — прим. Ред) была мука, вода, медикаменты, сыры, крупы, чтобы люди могли выжить, аптечки. Это все мне люди подтверждали. Это абсолютная правда. Я не доверяю СМИ. Я доверяю только людям с места событий.
У нас присутствуют две диаметрально противоположные позиции. Первая — Россия во всем виновата, России развязала войну, и воюют с украинцами никакие не добровольцы и ополченцы, а российские наемники. И вторая — Россия преступно не вмешивается в происходящее, и на Донбасс уже давно пора было отправлять какие-то миротворческие российские контингенты. Что Вы об этом думаете?
Я считаю, что и те, и другие неправы. Позиция России — в поддержке гуманитарной, позиция России — в отношении к беженцам и человеческой помощи, позиция России — даже в принятии на свою территорию обескровленных и голодных украинских солдат. Это все — позиция человечности. Я категорически против военного вмешательства России, я категорически несогласна с мнением, что Россия воюет на Донбассе, потому что я знаю, что это неправда. И я всегда говорю людям, которые это пишут: «Поезжайте и посмотрите в глаза Шахтерскому батальону!». А на вопрос, «откуда Вы знаете, что это Шахтерский батальон?», я отвечаю: «А Вы не знаете, какие глаза у шахтеров? Они голубые, но каемочка у них черная от угольной пыли. И шахтера можно увидеть сразу». И я видела эти батальоны, видела этих людей. Но что-то я там не видела кадыровцев. Да, люди православные с бородами там есть, но кадыровцев я не видела. Зато я видела убитых людей, лежащих на земле, зато я видела разбомбленные дома, погибших беременных женщин. Вот это мы видели. Я категорически против любой эскалации конфликта. Народ и только народ может закончить эту войну. Как она будет закончена — это вопрос большой. Если они не сядут за стол переговоров — это будет война, пока одна из сторон не победит. Но это уже будет полный, тотальный распад нашей страны.
Движение «Антивойна» проводила ряд акций против НАТО?
На прошлой неделе мы провели митинг возле штаб-квартиры НАТО в Киеве. Туда пришли человек, наверное, 50. Плюс еще человек 15 женщин спустились к нам из ближайших домов. Вот такой был митинг неподготовленный. Мы им честно сказали, что мы думаем. Вышел всего лишь один человек, который ругался, оскорблял. Особенно меня поразило, когда он сказал женщинам: «Вы, кацапки, идите отсюда!». А кто ему дал право оскорблять людей по национальному признаку? Кто его называет «хохлом», «жидом», «нигером»? Мы на своей земле живем. Люди открывали паспорта и ему в лицо тыкали киевской пропиской. Но вы знаете, что такое разгневанные женщины. Он был вынужден покинуть «поле боя», убежать просто-напросто.
Какую роль сыграл Альянс и страны Запада в случившемся? И в чем суть протестов против НАТО?
Мы обвиняем НАТО и его руководство в эскалации военного конфликта на Донбассе и поощрении НАТО кровопролитной гражданской войны на востоке. Так же мы выступаем против интеграции Украины в НАТО, видя в этом прямую угрозу нашей независимости и свободе нашего народа. Кроме того, в Украине против НАТО выступает 75% населения, и власть, нарушая Конституцию в пункте внеблокового статуса государства, тем самым продолжает разрушать государственность Украины. На наш взгляд НАТО — это кровожадное, антигуманная международная организация, которую контролирует военный комплекс США. Альянс с НАТО это смерть независимости нашей страны. Мы видели НАТО в Ливии, мы видели НАТО в Афганистане, мы видели НАТО в Белграде — в Югославии. Там творилось то же самое, что сейчас на Донбассе.
У Украины есть шанс остаться единым государством?
Вячеслав Черновол, который считался отцом современного украинского национализма (не путайте, пожалуйста, с национализмом Бандеры), еще в 1991 году четко писал, что Украина способна быть счастливой только при федеративном устройстве, потому что ментальные и территориальные отличия у нас очень велики. У каждого есть свои герои, у каждого есть своя история и право быть свободными людьми. Вы спрашиваете меня, сохранится ли страна в том варианте, в котором она есть сейчас? Я думаю, что очень вряд ли. Люди не хотели вначале никакого отделения. Он хотели просто, чтобы их услышали. Они не хотели иметь героя Бандеру. Они не хотели кричать «Хайль, Шухевич!» и все эти страшные вещи. Они хотели чтить своих дедов, носить георгиевские ленточки, хотели праздновать 9 мая. Почему они не имеют право это делать? Почему я не имею права это делать? Как это — день скорби на 9 мая? День Победы у нас, ребята! День Победы!
Расскажите, пожалуйста, о женском, материнском антивоенном движении?
Движение матерей — это очень сильное движение, но оно очень разное. Тем не менее, оно действительно антивоенное. Матери во Львове хотят ротации (замены одних военнослужащих другими). Но с каждым новым гробом они уже все больше хотят не ротации, а все-таки отмены мобилизации.