В 2012 г. к власти в Словакии вернулись социал-демократы. Это событие в известной мере обозначило начало очередного левоцентристского поворота в Центральной и Восточной Европе. Об особенностях современной внутренней и внешней политики Словакии мы беседуем с экспертом по этой стране, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником ИНИОН РАН Юлией Щербаковой.
Юлия Александровна, с момента прихода к власти словацких социал-демократов минуло два года, как раз половина их легислатуры подошла к концу. На Ваш взгляд, о каких положительных для словацкой экономики и социальной сферы показателях можно говорить применительно к прошедшему двухлетию?
В последнее время во всех странах Центральной и Восточной Европы можно заметить признаки экономического оживления, первые, пока еще достаточно робкие шаги по выходу из экономического кризиса. Пока Словакии удается сохранять экономический рост. В 2012 г. рост ВВП по сравнению с 2011 г. составил 2%. Среди стран ЕС это был четвертый результат. Двигателем словацкого экономического роста являлась внешняя торговля, которая обеспечивала значимый прирост ВВП. В 2013 г. темпы роста словацкого ВВП заметно замедлились и составили 0,9%. Однако, как представляется специалистам, в 2014 г. темпы экономического роста в Центрально-Восточной Европе ускорятся и составят более 2%. Наибольших успехов, как ожидается, достигнут Польша (3,1%) и Румыния (3%). Словацкий ВВП в 2014 г. может, по мнению аналитиков, составить 1,7%. А по прогнозам МВФ темпы словацкого экономического роста будут еще более высокими и достигнут в 2014 г. 2,3%, в 2015 — 3%. Потребительские цены, в свою очередь, покажут снижение: темпы их роста упадут до 0,7%. Для сравнения укажем, что в 2013 г. они составляли 1,5%. МВФ прогнозирует в Словакии в 2014 г рост инфляции на 1,6%.
За два года, в течение которых у власти находится социал-демократическое правительство Роберта Фицо, положение той части общества, которая имеет постоянную работу, немного, но улучшилось. Об этом свидетельствует хотя бы ежемесячный рост средней оплаты труда примерно на 20 евро. Что касается безработицы, то, хотя она по-прежнему остается весьма значительной, но за последние два года ее значения опустились до 14% и имеют тенденцию к дальнейшему снижению. Ускорение темпов экономического роста неизбежно влечет за собой снижение уровня безработицы. Прогнозы МВФ в этой сфере весьма осторожны и содержат следующие данные — в 2014 г. безработица составит 13,9%, в 2015 г. — 13,6%.
Очевидно, что в то же время перед Словакией в социально-экономическом плане продолжают оставаться и острые проблемы?
Напряженная ситуация в Словакии наблюдается на рынке труда. В этой стране одна из самых больших среди членов ЕС продолжительность рабочего времени и одна из самых низких оплата труда. Особенно высока безработица среди цыганского населения страны: выросло целое поколение, которое никогда не работало и которое живет только на пособие. Среди членов ЕС Словакия принадлежит к числу стран с наивысшим риском бедности для общества. Каждую пятую словацкую семью можно охарактеризовать как бедную. Эта ситуация не может не отражаться во взглядах словацкого общества.
Социал-демократическое правительство Р. Фицо в последние два года предпринимало определенные шаги по исправлению данной ситуации. Было выполнено предвыборное обещание и установлена прогрессивная шкала налогообложения, внесены изменения в Трудовой кодекс: усилены права работников и профессиональных союзов, внесены изменения в систему страховых выплат.
Только что в Словацкой Республике завершились президентские выборы, на которых лидер социал-демократии и действующий премьер-министр Роберт Фицо потерпел во втором туре неудачу. Можно ли интерпретировать этот результат как свидетельство и недовольства общества по отношению к политике исполнительной власти и одновременно как фактор поправения электората?
Проигрыш Роберта Фицо вряд ли можно объяснить «поправением» словацкого электората. Причины во многом кроются в личности самого кандидата в президенты. Во-первых, Роберт Фицо не объяснил должным образом своим избирателям, почему он баллотировался в президенты. И его сторонники как премьер-министра, очевидно, не увидели причин, по которым следовало бы изменить его статус. Во-вторых, учитывая невысокую явку словацких избирателей, можно предположить, что сторонники Фицо, уверенные в его победе, остались дома. Далее, своим стремлением к президентскому креслу Роберт Фицо объявил референдум о доверии самому себе. Результаты этого референдума показали, что была поставлена нереальная задача. Некоторые аналитики высказывают даже предположение, что Роберт Фицо как политик утратил связь с реальностью.
Разрыв между победителем Андреем Киской и Робертом Фицо составил более 400 000 голосов избирателей, что для Словакии с численностью населения несколько более 5 млн. человек весьма значимый результат. В таком проигрыше действующего премьера, несомненно, роль сыграла и личность его противника. Андрей Киско принадлежит к политикам нового типа, политикам без политического прошлого и успешным предпринимателям. В соседней Чехии на парламентских выборах электорат поддержал партию Андрея Бабиша, миллиардера и новичка в политике. Андрей Киско и Андрей Бабиш в своей политической карьере и по высказываемым взглядам, первое место в которых занимает борьба с коррупцией, имеют много общего. Поэтому неслучайной выглядит оговорка диктора чешского телевидения, которая сообщила, что во втором туре президентских выборов в Словакии примут участия два кандидата — Роберт Фицо и Андрей Бабиш.
Словакия не является однородным мононациональным обществом. Известно, что тема национальных отношений на протяжении её посткоммунистической истории не раз будоражила общественные умы. В этой связи очередной вопрос: в чём сущность политики партии «Направление — социал-демократия» в сфере национальных отношений?
Современная Словацкая Республика (СР) представляет собой мультикультурное сообщество, гетерогенное в национальном отношении. В ней постоянно проживают представители более 10 национальностей. Наиболее значимыми являются венгерское и цыганское меньшинства. Современное состояние цыганского меньшинства вносит дополнительные проблемы в социальную жизнь Словакии, а венгерское национальное меньшинство время от времени проявляет себя как фактор дестабилизации внешней политики СР.
В Программном заявлении словацкого правительства на 2012-216 гг. отсутствуют специальные разделы, посвященные национальной политике. Правительство обещало, что не будет вмешиваться в дела национальных меньшинств. Оно также высказало намерение внести изменения в существующий закон о двойном гражданстве, принятие которого в Словакии было практически запрещено в связи с намерением Венгрии предоставлять в упрощенном виде гражданство всем венграм, проживающим за ее границами. В правительстве предусмотрен пост специального представителя по делам меньшинств, работает Комитет по делам меньшинств. Усилиями этих институций был подготовлен впервые в истории Словакии документ о положении и правах представителей национальных меньшинств в 2012 г. В нем в частности указывается, что права всех народов, населяющих Словакию, обеспечиваются действующими законами в соответствии с общеевропейскими стандартами.
Доклад содержит информацию об использовании языков национальных меньшинств, образовании и профессиональной подготовки их членов, о развитии национальной культуры в 2012 году, а также и в более долгосрочной перспективе. Бесконфликтное развитие в столь чувствительной сфере было нарушено высказываниями Р. Фицо. Выступая в Матице словенской, он обвинил все национальные меньшинства в том, что они только просят у словацкого государства средства и ничего для него (государства) не делают. Эти высказывания вызвали бурную реакцию у представителей национальных меньшинств, которые указывали, что неприемлемо с одной стороны выделять средства на развитие, например национальной культуры, а с другой — упрекать за это же.
Хотелось бы также получить Ваш краткий комментарий и по внешнеполитической тематике. В своё время, в 1990-е гг. внешняя политика Братиславы, если брать в расчёт посткоммунистические государства Центральной и Восточной Европы, была по многим компонентам вполне приемлемой для российского руководства. В прежние времена и самого Р. Фицо некоторые чуть не обвиняли в «промосковской» политике. На сколько современная внешняя политика словацких социал-демократов может считаться близкой (или нет) к тем подходам к мировой политике, которые исходят из Москвы?
Внешняя политика словацких социал-демократов в настоящее время прочно базируется на членстве в ЕС и среди членов этой организации Словакия является одним из самых надежных партнеров России. Известно, что в своей внешней политике первое правительства Р. Фицо поддержало внешнеполитический курс Москвы непризнанием суверенитета Косово, своей позицией по вооруженному конфликту в Южной Осетии и Абхаии.
В настоящее время официальная позиция Словакии в отношении кризисного развития на Украине соответствует общей позиции стран Вишеградской группы. В Заявлении МИД СР от 04. 03. 14. в связи с украинским кризисом указывается, что Министерство иностранных дел Словацкой Республики, опираясь на решения внеочередной встречи министров иностранных дел ЕС относительно событий на Украине, состоявшейся 3 марта 2014 года в Брюсселе, решительно осуждает нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины, акты агрессии со стороны российских вооруженных сил.
Министерство иностранных дел Словацкой Республики призывает Россию вывести свои войска с территории Украины и впредь воздерживаться от вмешательства в дела Украины. Дальнейшая эскалация напряженности и продолжающиеся нарушения суверенитета, территориальной целостности и независимости Украины будут представлять серьезную угрозу для международного мира и безопасности. Словацкая сторона поддерживает предложение о направлении международной миссии наблюдателей ОБСЕ в Крым и на восток Украины, и приветствует посредничество международного сообщества в деле возобновление прямых переговоров между правительствами России и Украины для разрешения вопросов, связанных с обеспечением безопасности и защиты прав национальных меньшинств. Словакия призывает все стороны к мирному разрешению нынешнего кризиса в полном соответствии с принципами и обязательствами в соответствии с международным правом. Для небольшого европейского государства, которым является Словакия, особую значимость приобретают не столько геополитические, сколько конкретные практические аспекты украинской проблемы. Большое значение для Словацкой Республики имеет вопрос об обеспечении реверсивных поставках газа на Украину.
Переговоры о реверсивных поставках газа из Словакии в Украину ведутся уже несколько месяцев. Для их технического обеспечения необходимо время (около 9 месяцев) и средства (20 млн. евро). Премьер-министр Роберт Фицо считает, что Украина не является надежным партнером и существует опасность неплатежей с украинской стороны за поставленный газ. И хотя Словакия является сторонницей подписания договора об ассоциации между ЕС и Украиной, это не означает, что она готова за счет своего бюджета решать украинские проблемы. Фицо опасается также, что Украина рассматривает европейскую перспективу в связи с необходимостью решения своих в основном финансовых проблем, которые она не может решить с Россией.