Верховный суд Венесуэлы в понедельник лишил оппозиционный действующей исполнительной власти Блок демократического единства квалифицированного большинства в 112 из 167 мест в парламенте страны. Высший судебный орган страны постановил, что любые решения парламента незаконны, пока в его состав входят три депутата, избрание которых было аннулировано, передает Euronews.
На минувшей неделе председатель парламента Хенри Рамос Альюп привел к присяге трех спорных депутатов, несмотря на решение об аннулировании их победы из-за обвинений в подкупе избирателей. Консервативная оппозиция отказывается признавать решение суда. Оппозиционный Блок демократического единства обвинил Верховный суд в том, что он действует в пользу президента Венесуэлы Николаса Мадуро.
Выборы в национальное собрание Венесуэлы прошли 6 декабря. Правящая партия по их результатам получила лишь 55 из 167 мест. Квалифицированное большинство в 112 мандатов позволило бы политическим оппонентам чавистов отзывать членов ВС, инициировать процесс досрочного прекращения полномочий Мадуро и даже созвать референдум о внесении изменений в действующую конституцию.
Блок демократического единства заявил о планах реформы Центрального банка, однако 4 января Мадуро лишил национальное собрание контроля над деятельностью ЦБ. Оппозиция, в свою очередь, заявила, что это решение идет вразрез с Конституцией. Позже, 5 января, президент Венесуэлы заявил о намерении попросить национальное собрание страны утвердить план чрезвычайных экономических мер, однако подробностей плана он не раскрыл.
Экономика Венесуэлы вступила в кризис после того, как столкнулась с падением цен на нефть. Результатом этого стали трехзначная инфляция, спад покупательской способности и дефицит продуктов. Недовольство избирателей тяжелой экономической ситуацией в стране позволило оппозиции выиграть парламентские выборы, прошедшие в начале декабря.
С 2003 года курс боливара определяется правительством. Долгое время, благодаря росту цен на нефть, властям удавалось обеспечивать долларовое предложение по официальному курсу обмена. С первыми значительными проблемами Венесуэла столкнулась в 2009 году, когда цены на нефть упали с $140 до менее $40 за баррель.
Импортеры начали испытывать нехватку долларов в связи с жестким контролем за распределением валюты, введенном в 2003 году. В июне 2010 года правительство ввело новый обменный механизм SITME, заменив нерегулируемый “параллельный” рынок, и продавая доллары по 5,3 боливара ограниченному кругу покупателей. Тем временем стремительно увеличивался внешний долг Венесуэлы, доля которого возросла с 10% от ВВП в 2006 году до 25% в 2014.
В июле 2012 года власти Венесуэлы смягчили ограничения на операции с иностранной валютой, разрешив иностранным и местным компаниям открывать валютные счета в венесуэльских банках и проводить обменные операции по официальному курсу. Тогда разрыв между официальным курсом доллара и курсом на черном рынке составил примерно 17:1 и продолжал увеличиваться, что подстегивало рост спекулятивных операций. Это, в свою очередь, также оказывало давление на валютный курс — к концу 2015 года соотношение между официальным и неофициальным курсом достигло 125:1.
По оценкам экспертов Международного валютного фонда, валовой внутренний продукт Венесуэлы сократился на 10% в 2015 году, в то время как экономисты, опрошенные Bloomberg, говорят об инфляции в 124%. По данным ОПЕК, на торговлю нефтью приходится около 96% всей экспортной выручки страны ($77,8 млрд из $80,7 млрд, по данным за 2014 год).