Китайские акции показали самое длительное падение с 1996 года, дешевея пятый день подряд, несмотря на снижение ключевых ставок центральным банком. В целом рынки потеряли $5 трлн. Только за последние два дня Shanghai Composite потерял 15%, а в понедельник индекс Шанхайской биржи потерял 8,5%, что привело к обвалу фондовых рынков по всему миру – худшему за последние восемь лет. Вслед за азиатскими стали падать и европейские биржи. Показатели французского индекса CAC просели к концу торгов в понедельник на 5,35%. Немецкий индекс Xetra DAX 30 упал на 4,7%, в Лондоне FTSE 100 снизился на 4,67%. Цена на нефть оказалась ниже $43/барр.
После обвала в понедельник в Азии фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона не собираются останавливаться. Индексы Китая вновь демонстрируют сильное падение, а Япония пытается стабилизировать ситуацию — министр экономического восстановления Японии Амари Асо ранее заявил, что активы, номинированные в иенах, являются убежищем в неспокойное время.
Во вторник торги на биржах материкового Китая завершились глубоким падением котировок. Индекс Shanghai Composite потерял 244,94 пункта (7,63%), опустившись до 2 964,97 пункта. Индекс Shenzhen Component, который является основным индикатором деловой активности на торговой площадке в Шэньчжэне, обвалился на 772,35 пункта (7,04%), закрывшись на отметке 10 197,94. В среду индекс шанхайской фондовой биржи Shanghai Composite упал на 1,3 процента, а индекс крупнейших компаний, торгуемых в Шанхае и Шэньчжэне, CSI300, – на 0,6 процента. Оба индекса достигли восьмимесячных минимумов. За последние шесть торговых дней Shanghai Composite потерял 26%.
Промышленная активность в Китае падает в августе самыми быстрыми за шесть лет темпами. В целом за прошлый год китайская экономика выросла на 7,4% – это самый низкий показатель с 1990 года, он также ниже установленного властями страны минимального уровня в 7,5%. Индекс деловой активности PMI сократился с 47,8 в июле до 47,1 в августе. Показатель ниже 50 является признаком спада в экономике. По словам экспертов, это худший результат с марта 2009 года и шестой месяц подряд он не превышает 50 пунктов. Публикация свежих данных в минувшую пятницу вновь побудила инвесторов избавляться от китайских акций.
Паника на рынке сохраняется, и инвесторы готовы к решительным действиям. Мировая экономика находится на грани спада, поэтому участники рынка просто хеджируют свои риски — спросом пользуются высококачественные государственные облигации, прежде всего американские, а также некоторые валюты. Народный банк Китая, в свою очередь, в среду провел краткосрочные операции предоставления ликвидности Short-term Liquidity Operations (SLO) на 140 млрд юаней ($21,80 млрд) для повышения ликвидности в финансовой системе.
В то же время Центробанк обвинил ФРС США в ужесточении монетарной политики в сентябре, что, по его мнению, и стало основной причиной обвала на мировых рынках акций. «Эта новость стала спусковым крючком, спровоцировавшим неконтролируемые колебания рынка, — заявил директор финансового института при Народном банке Китая Яо Юйдун. — Повышение процентных ставок может привести к падению котировок американских акций, за этим может последовать продажа активов по всему миру, что в итоге может закончиться новым мировым финансовым кризисом». Яо Юйдун полагает, что ФРС следует «сохранять спокойствие» до тех пор, пока уровень инфляции в Соединенных Штатах не достигнет отметки в 2%.
— Вторая волна кризиса развертывается в Азии, оставаясь при этой волной еще биржевого и уже отчасти банковского кризиса. Впереди промышленный обвал, — говорит руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. — Вторая волна имеет эпицентром экономики БРИКС, но до последнего времени Китай был выключен из событий. Теперь он является их центром. Именно Китай будет тянуть вниз мировые цены на сырье, именно китайский обвал на рынке недвижимости породит провал в промышленном производстве многих стран. При этом волна девальваций в других странах будет бить по Китаю, вынуждая его девальвировать юань. А это неизбежно. Уже сейчас капиталы бегут из Китая, который формально еще растет, но получает все меньше заказов извне. Не случайно на днях Alibaba Group заявила о готовности льготно кредитовать тех, кто закупает китайские товары. Что предстоит? Китай уйдет в полноценный кризис, как мы и прогнозировали несколько лет назад в Докладе «Противоречия экономики Китая: обвал как окончание «чуда». При этом китайский обвал уже тянет вниз другие экономики, как ранее (в 2010-2012 годах) от тянул их вверх.
— Непосредственно в Китае происходит сдутие “финансового пузыря”, ведь гигантский рост котировок на шанхайской бирже в последний год опирался на массовую лихорадку спекуляций на основе кредитов, в то время как в реальном секторе происходило падение темпов роста, — отмечает ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН, заведующий кафедрой политической экономии РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Дзарасов. — Падение темпов роста производства в Китае закономерно, так как с началом нынешнего мирового кризиса (2007-2008 гг.) экспортная модель роста стран БРИКС, по большому счету, исчерпала себя. Надо переходить на работу на внутренний рынок, но для этого требуется снижение нормы накопления в Китае на 15-20% при соответствующем росте потребления. Это означает рост зарплаты в разы при таком же снижении прибылей. Такого маневра переродившаяся партбюрократия не допустит. В целом же тупик экспортной модели связан с исчерпанием возможностей нынешней системы центро-периферических отношений. Иными словами, совокупный спрос отстает от совокупного предложения в мировом масштабе из-за низкой оплаты труда на периферии и ее стагнации в центре. Разрешить кризис можно только на основе согласованного роста заработной платы рабочих по всему миру, однако это возможно только при реализации социалистической альтернативы.