Единственная преуспевающая компания по производству электромобилей, Tesla Motors, сняла ограничения на использование своих патентов. Руководство американской фирмы пообещало не инициировать патентные иски в случае их добросовестного использования.
Гендиректор компании Элон Маск сообщил об этом в корпоративном блоге. «Еще вчера в фойе штаб-квартиры в Пало-Альто стену занимали патенты Tesla. Больше их нет. Их сняли, в духе движения open source, для продвижения технологий электрических автомобилей», — пишет он.
«Компания была создана для того, чтобы ускорить появление жизнеспособных электромобилей. Но если мы сами прошли путь по созданию электрических транспортных средств, а другим при этом этот путь закрываем, то мы противоречим целям нашей собственной компании», — заявил генеральный директор. Свою задумку он назвал «открытым исходным кодом» электромобилей. Ее могут использовать все компании, производящие электромобили.
По словам Маска, раньше фирма была вынуждена защищаться патентами из опасений, что крупные автомобильные гиганты будут копировать технологии Tesla. Но как показал опыт, концерны оказались не заинтересованы в продвижении этой технологии. До сих пор машины на углеводородном топливе составляют 99% или больше продаж любого крупного концерна.
«В лучшем случае, крупные производители изготовливают электромобили небольшими партиями. Но большинство вообще не производит экологичных автомобилей, которые не делают выбросов», — отметил Элон Маск.
В таких условиях патенты на производство электромобилей служат «лишь для подавления прогресса» и «закрепляют позиции гигантских корпораций», считает генеральный директор Tesla. Сами патенты в итоге лишь «обогащают юристов», а не самих изобретателей, заявил Маск. По его мнению, технологическое лидерство определяется не патентами, а способностью компании привлекать на работу лучших инженеров.
Tesla Motors стала первой в мире компанией, сумевшей наладить коммерчески выгодное производство электромобилей. Она досрочно погасила кредит, полученный от правительства США, и начала выплачивать дивиденды акционерам.
В 2014 году компания рассчитывает увеличить объем продаж на 55% и довести его до 35,000 автомобилей. В феврале компания начала строить крупнейший в мире завод по производству аккумуляторов для электромобилей, проектная мощность которого будет достаточна для выпуска 250,000 машин марки Tesla S в год.