Менее чем за сутки в Волгограде произошло два взрыва – на вокзале и в троллейбусе, классифицированные как теракты. В Волгоградской области объявлен пятидневный траур.
В минувшее воскресенье произошел взрыв возле рамок металлоискателей при входе на вокзал «Волгоград-1», в зоне досмотра, около 12.45 мск. По данным Следственного комитета, взрывное устройство мощностью до 10 килограммов в тротиловом эквиваленте привел в действие террорист-смертник. При взрыве погибли 17 человек, более 40 пострадали.
Отметим, что теракт произошел у рамок металлоискателя во время досмотра личных вещей пассажиров — место, около которого всегда возникает пробка из людей, является идеальной целью для террористов.
Уже сегодня в 8.23 в Волгограде взорвался также троллейбус в Дзержинском районе города на оживленной улице. С одной стороны расположен рынок, с другой — гарнизонный универмаг. Согласно заявлению СКР, мощность взрывного устройства, сработавшего в троллейбусе, составила не менее 4 килограмм тротила, оно было начинено поражающими элементами идентичными поражающим элементами взрывного устройства с железнодорожного вокзала.
В результате взрыва в пассажирском троллейбусе 14 человек погибли, 28 человек пострадали, их состояние оценивается как тяжелое и крайне тяжелое.
Представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что уголовное дело возбуждено по двумя статьям — «теракт» и «незаконный оборот оружия или взрывчатки». На место выехали следователи и специалисты-взрывотехники.
Интересно отметить, что квалификация взрывов в Волгограде как теракт, вообще говоря, на данном этапе не оправдана. Статья 205 Уголовного Кодекса РФ квалифицирует террористический акт, как «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».
В обоих случаях соответствующий признак отсутствует — никто не взял ответственность за взрывы, равно как и не обнаружено попыток этими действиями оказать воздействие на органы власти. Поэтому инциденты могут быть квалифицированы лишь как «убийство двух или более лиц, совершенное общественно опасным способом» (ч.2 ст. 105 УК РФ).
Между тем, в связи со взрывами в Волгограде и области был введен «желтый» (повышенный) уровень террористической угрозы. Улицы города патрулируют сотрудники ППС, народные дружины и казаки. Некоторые торговые центры и другие учреждения прекратили работу, люди перестали пользоваться общественным транспортом, — сообщает Лента.ру.
Напомним, в конце октябре в Волгограде был взорван рейсовый автобус в Красноармейском районе города. В результате взрыва погибли восемь человек и 37 пассажиров были ранены.
Спецслужбы назвали организатором теракта Дмитрия Соколова, а непосредственной исполнительницей Наиду Асиялову. 16 ноября НАК отчитался об уничтожении Соколова в Махачкале. Сотрудник правоохранительных органов, который вел по телефону переговоры с Соколовым, сообщил, что террорист признался в организации теракта в Волгограде.
По одной информации, Соколов и Асиялова учились в одном московском вузе. Также сообщалось, что молодые люди познакомились в интернете. Соколов стал ваххабитом и уехал в Дагестан, а Асиялова вербовала в джихадистские группировки новых участников.