Несмотря на выходные дни, причём в самый разгар дачного сезона, научное сообщество резко и оперативно отреагировало на губительную инициативу Ливанова и его команды. Запущенная сутки назад ИГСО петиция уже собрала две тысячи подписей. Причем участники довольно активно и, подчас, весьма остроумно комментировали. Сотрудник ИГСО Иван Щёголев отобрал часть комментариев и опубликовал в своём ЖЖ:
Давно понятно, что наши чиновники — не люди, а инопланетяне. Они пришли разрушить человеческую культуру. В итоге: или мы, или они… — считает Илья Палагута из Санкт-Петербурга
Александр из Москвы внёс весьма дельное предложение:Лучше пусть РАЕН и РПЦ объединят. Они стоят друг друга. РАН трогать не надо.
Не отдадим академию наук «эффективным менеджерам»! — призвал москвич Игорь Бронштейн.
И, наконец, самый краткий и ёмкий — «Ливанов» дал Виктор Суховей из Ульяновска.
Параллельно Общество Научных Работников запустило другую петицию, под которой уже стоит порядка 1400 подписей. Число подписантов обеих петиций заметно возрастёт уже завтра, с началом рабочей недели. Самая главная проблема заключается в том, что готовые петиции надо будет подать самое крайнее утром второго июля, то есть послезавтра. Даже если предположить, что число подписей будет расти в геометрической прогрессии, собрать удастся не более двадцати тысяч. Впрочем, и это уже немало.
Не замедлила себя явить и реакция со стороны учреждений системы РАН. Профсоюз работников Академии Наук направил обращение к Президенту, в котором пригрозил бойкотом решений Минобрнауки и массовыми акциями протеста. Дальше всего зашло руководство Сибирского Отделения РАН, которое потребовало немедленной отставки не только Ливанова, но и всего правительства. Несколько более сдержанной была реакция Совета по науке при Минобразовании. Членов совета возмутило не сколько существо проекта, сколько закрытый, кулуарный характер его разработки.
Некоторые отдельные учёные выступили с индивидуальными заявлениями ,Часто весьма радикальными. Позволим себе полностью процитировать обращение членкора РАН, доктора биологических наук Николая Смирнова:
«Господа Медведев и Ливанов! К вам обращается один из членов-корреспондентов Российской Академии Наук. Я был избран в члены-корреспонденты в 1997 году. Сейчас мне 65 лет и я работаю в должности главного научного сотрудника, не занимая никаких административных постов. Стать действительным членом РАН было бы для меня большой честью. Претендовать на это звание или нет, во-первых, я решил бы сам, участвуя или не участвуя в выдвижении своей кандидатуры на очередных выборах. Дальше этот вопрос решит сообщество академиков в соответствии с Уставом РАН. Неужели вы полагаете, что я, как и многие мои коллеги по академии согласятся стать академиками по предполагаемой вами схеме? Неужели вы думаете, что нашу лояльность вашему законопроекту можно купить за предлагаемую стипендию в 100 тыс. рублей, получив звание непонятно какой-то новой академии из ваших рук? Неужели вы полагаете, что члены-корреспонденты РАН дошли до такой черты нравственного и профессионального падения? Нет, господа, ваше представление о степени впадения в старческий маразм или корыстолюбие членов РАН сильно преувеличено. Я и подавляющее число моих коллег по Академии прекрасно понимают суть вашего проекта уничтожения фундаментальной науки в нашей стране. Знайте, что мы вам ее не отдадим. Мы не уехали в другие страны в тяжелые годы, не уедем и сейчас. Мы будем бороться всеми законными способами за право продолжать работать и развивать науку в России вопреки вашим попыткам все разрушить. Еще раз повторю – мы не продаемся.Главный научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН, д.б.н., профессор,член-корреспондент РАН Смирнов Николай Георгиевич».
Не менее радикально выразил свой протест академик РАН, дважды лауреат Государственной премии, лауреат медали Дирака Владимир Захаров: «Если нынешняя Академия будет закрыта, то писать письмо о приеме в новую я не стану», – заявил «Полит.ру» академик РАН, дважды лауреат Государственной премии, лауреат медали Дирака Владимир Захаров, заявил самый цитируемый российский ученый. Тем не менее, есть справедливые опасения в том, что учёным не хватит единства и решительности. В этом свете директор ИГСО Борис Кагарлицкий, пожелал учёным больше радикальности и сплочённости в их борьбе:
«Справедливо говорят, людей типа Ливанова петициями не остановишь. Сбор подписей – лишь форма объединения, первый шаг, после которого, собственно борьба и начинается. Но что делать? Просто собирать митинги? Этого недостаточно. Необходим, как минимум, активный бойкот Минобразины. Никакой переписки с ними, никакой коммуникации. Не заполнять их идиотские формы, не посылать им никакой отчетности, не отвечать на телефонные звонки, не допускать их на территорию вузов и научных учреждений. Если же, продавив через Думу свой закон, начнут назначать своих “эффективных менеджеров” в научные институты – не впускать их туда, не подчиняться их распоряжениям, не передавать им дела. Надо объединить усилия вузовских инициативных групп, университетских, учительских и академических профсоюзов (будь то входящие в КТР движения или организации, всё ещё состоящие в ФНПР, но готовые бороться). Общими силами мы сможем организовать сопротивление».