Поражение на прошедших в Болгарии 5 июля 2009 года парламентских выборах «Коалиции за Болгарию» во главе с премьер-министром страны Сергеем Станишевым стало побочным следствием «газового конфликта» между Россией и Украиной, имевшего место в январе 2009 года. К такому выводу пришли специалисты Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО). «Болгарская экономика на тот момент более чем на 95 % зависела от поставок российского газа. Перебои с его подачей, особенно в условиях экономического кризиса, нанесли хозяйству страны серьезный урон», – отмечает директор ИГСО Борис Кагарлицкий. Только в первую неделю конфликта болгарская экономика понесла убытки в размере около 600 миллионов левов. В январе 2009 года в столице страны Софии прошли массовые антиправительственные выступления. Перебои в поставках газа стали одним из обвинений, предъявленным оппозицией правительству Сергея Станишева. Представители оппозиции назвали виновником «газовой войны» российскую сторону, а правительство было обвинено в чрезмерной ориентации на Россию.
Правительство Станишева активно поддерживало российские энергетические инфраструктурные проекты. В частности, еще 18 января 2008 года в ходе визита делегации РФ во главе с Владимиром Путиным в Софию было заключено соглашение о строительстве на болгарской территории участка газопровода «Южный поток» с равными долями участия Болгарии и России в проекте. Тогда же была достигнута договоренность о строительстве Трансбалканского нефтепровода Бургас–Александрополис, который позволил бы направлять российскую нефть в обход контролируемых Турцией черноморских проливов. 51 % акций проекта поделили между собой российские кампании ОАО «Транснефть», ОАО «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть», а болгарская и греческая стороны получили по 24,5%.
Важным показателем стало охлаждение отношений Болгарии со структурами ЕС, которые в течение 2008 года несколько раз отказывали Болгарии в выделении средств в рамках европейских программ. Это происходило как в марте и июле, так и в ноябре 2008 года, когда стали активно проявляться последствия экономического кризиса. «Структуры ЕС были заинтересованы в уходе правительства Сергея Станишева. Ведь с приходом нового правительства будет затруднена реализация многих российских инфраструктурных энергетических проектов, требующих содействия болгарской стороны», – считает Михаил Нейжмаков, руководитель Центра анализа международной политики ИГСО. По его мнению, это стало частью политики европейских структур по установлению контроля над путями поставок российского углеводородного сырья.
Одержавшая победу на выборах в Болгарии правая партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) выступала против активно лоббируемого российскими властями строительства нефтепровода Бургас–Александрополис и газопровода «Южный поток». Однако это не означает, что российский крупный бизнес будет полностью вытеснен из Болгарии. Так, неформальный лидер ГЕРБ Бойко Борисов в годы руководства охранным агентством «Иппон1» работал и с компанией «Лукойл-Болгария», правда, не связанной с транспортными инфраструктурными проектами в стране.