Одним из самых заметных событий в жизни левого движения в октябре должен стать День народного гнева – серия акций, которые должны произойти в разных концах страны в субботу, 25 октября 2008 года. В частности, в Москве митинг, приуроченный к этой дате, должен быть проведен в 17 часов на Триумфальной площади.
А 23 октября 2008 года в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция, посвященная подготовке к этому мероприятию.
Выступавший первым лидер Авангарда красной молодежи (АКМ) Сергей Удальцов посетовал, что московские власти определили максимальную численность участников митинга в 500 человек, в то время, как организаторы акции настаивали на 1000. Тем не менее, организаторы готовы взять на себя ответственность за превышение лимитов численности участников митинга. А они ожидают, что придет много народу, так что требование отставки мэра Москвы будет поддержано широкими слоями населения. Удальцов также признал, что КПРФ и «Яблоко» отказались принять участие в субботнем митинге, предположив, что в связи с грядущими выборами в Мосгордуму эти партии просто бояться испортить отношения с Лужковым.
Директор Института «Коллективное действие» Карин Клеман обратила внимание, что День гнева – это день протеста социальных активистов, хотя его организаторы обращались за поддержкой и к политическим партиям. Тем не менее, Клеман подчеркнула, что «в отличие от Удальцова», у нее больше сомнений в пользе от сотрудничества с ними.В регионах, конечно, ситуация может складывать по-разному, но «в целом по стране партии либо игнорируют социальные движения, либо пытаются их использовать в своих целях, либо пиарятся за их счет». Поэтому инструментом в чужих руках социальные активисты быть не должны.
Откуда появилось название акции? Дело в том, что на Сибирском Социальном Форуме, проходившем летом этого года в Иркутске, где впервые была озвучена идея этой акции, все социальные активисты говорили одно и то же. Они обращаются к чиновникам – и получают одни отписки, идут в суд – а он продажный, собираются на акции – а их разгоняют. Поэтому эта часть активных граждан теряет терпение, а такое поведение властей вызывает у них только гнев.
Дмитрий Катаев напомнил, что ему пришлось быть депутатом Мосгордумы несколько созывов подряд, пока в 2005 году «главный избиратель Москвы его не выбрал». Тем не менее, многое в Москве меняется, и появление товариществ собственников жилья приближает рождение в стране гражданского общества. Но важным признаком гражданского общества является развитие института собственности – и именно защиту этого института Катаев считает одной из главных тем Дня гнева: «Партии, поддерживающие субботний митинг, даже левые, выйдут на него в поддержку института собственности».
Катаев также подчеркнул, что он вошел в московский оргкомитет по созданию новой либеральной партии с условным названием «Солидарность», съезд которой должен состояться в декабре. «Сейчас я уже являюсь сопредседателем движения «Жилищная солидарность – так что солидарность нужна всем», – иронически заметил бывший депутат столичного парламента.
Катаев перечислил те темы столичного грядущего митинга, которые он считает особенно важными. Это требования вернуть выборы главы города и ввести выборность мировых судей, расширить права жителей микрорайонов по самостоятельному решению вопросов местного значения. Кроме того, Катаев призвал требовать увеличения объема средств, выделяемых на капремонт жилых домов, потому что «деньги успешно осваиваются, только успеха не видно». Очень важными он счел и развитие товариществ собственников жилья и передачу им земли под жилыми домами.
В заключение, Д. Катаев призвал горожан поддержать митинг «независимо от цвета политической кожи».
Особенно эмоциональными были выступления лидеров инициативных групп с разных концов города. Журналист Игорь Некрасов, представитель группы жителей улицы Косыгина, рассказал о сопротивлении строительству четырех зданий на площадке, в начале 1990-х годов взятой в аренду Институтом физики РАН. В акциях протеста принимали участие жители соседних домов, а там живет более 30 академиков. При этом участников акций протеста уже задерживала милиция, хотя в СМИ появлялась крайне искаженная информация. В частности, пресса, со слов милиционеров, сообщала, что участники пикета вышли на него за деньги, по 500 рублей на человека. «Получается, мы и Москву от Гитлера за деньги защищали!» – возмущались участвовавшие в акции пенсионерки.
Представительница инициативной группы жителей дома 19, к. 1 по ул. Менжинского, где еще в 2003 года должен был начаться капремонт без расселения, рассказала, что для того, чтобы найти средства на проведение ремонта, районная управа предложила надстроить над домом мансарду, где появилась бы новая жилплощадь. Тем не менее, вскоре планы властей поменялись – было решено надстроить над домом уже три-пять этажей, причем это губительно сказалось на состоянии дома.
О злоключениях своих товарищей по несчастью рассказала Валерия Барабанова, представительница группы обманутых соинвесторов.
Однако самым ярким можно считать выступление Александра Навродского, капитана в отставке, представляющего жителей поселка «Речник». Он рассказал, как, пытаясь выселить жителей из этого поселка, там отключали свет и воду, что судья Кунцевского суда, признавшая их право на владение земельными участками в поселке, чуть было не лишилась своей должности. А дело все в том, что, по мнению Навродского, на землю поселка имеет виды предприниматель и супруга Юрия Лужкова Елена Батурина: «Она ошалела, сошла с ума от денег». При этом по ночам в поселке периодически горят дома – и это наводит страх на жителей.
«Мы проклинаем тот час, когда в 1993 году убивали друг друга у Белого дома…. после того, как тогда Лужков тогда призвал москвичей защитить демократию», – констатировал Навродский. Кроме того, капитан в запасе сделал весьма эмоциональное заявление, что если кто-то попытается отнять у него дом в поселке, он встретит непрошеных гостей с оружием в руках: «Если в «Речник» придут – будем убивать».
Судя по всему, для многих День гнева и вправду станет таковым не только по названию. Однако никто из выступавших не высказывал желания поддерживать конкретные политические структуры. Между тем на той же самой пресс-конференции журналистам была роздана газета «Достали» с призывом прийти на митинг и… информацией о Национальной Ассамблее. Впрочем, замечание о том, как политические структуры используют народный протест, на конференции уже прозвучало.
Николай Михайлов