История со смертью бессменного президента Узбекистана Ислама Каримова заставляет задуматься о судьбе президента России Владимира Путина.
Формально получается, что Каримов оставался «живым» в течение четырех дней после фактического окончания своей жизни. Так утверждает сетевое издание «Фергана.ру», и я склонен ему верить. «Фергана.ру» сообщила, что Каримов умер еще 29 августа в результате кровоизлияния в мозг. Это стало следствием его участия в банкете, посвященном вернувшимся из Рио-де-Жанейро узбекским олимпийцам. Однако официально органы власти отказывались это признавать и ограничивались лишь сообщениями об ухудшении здоровья президента.
1 сентября уже информационное агентство «Рейтер» сообщило о смерти Каримова, ссылаясь на свои источники в дипломатической среде. Причем агентство уточнило, что официально о кончине узбекского президента власти страны объявят на следующий день, 2 сентября, а 3 сентября его похоронят. Анонсированная смерть действительно состоялась. Утром 2 сентября правительство Узбекистана сообщило, что здоровье Каримова «резко ухудшилось», а к концу дня – что он умер.
Причина того, что президент Узбекистан оставался «живым» несколько дней – властные кланы делили пост президента, договаривались о будущем главе государства.
Политический режим в Узбекистане, сложившийся за 26 лет правления Каримова, очень напоминает режим, сложившийся за 16 лет фактического правления Владимира Путина в России. Ни у того, ни у другого нет явных, ярко выраженных преемников. По сути, они создали определенный баланс между причастными к власти кланами. Политическое поле зачищено от реальной оппозиции – есть ряд партий, которые играют роль «системной оппозиции», но не более того. Есть свой пласт либеральных диссидентов, поддерживаемых Западом. Есть радикальные религиозные группировки, настроенные на свержение режима (хотя «Исламское движение Узбекистана», конечно, выглядит мощнее и монолитнее, чем кавказские боевики, угрожающие откуда-то из сирийской пустыни). И главное – масса социально-экономических проблем.
Причем, если узбекистанским гражданам есть куда ехать на заработки – в Россию и, в меньшей степени, в Казахстан, то у нас таких вариантов нет. Это в свою очередь способствует еще большей концентрации власти в руках правоохранительных органов и спецслужб, которые могут подавить народное недовольство и имеют достаточно ресурсов для этого. То есть спецслужбы в итоге и будут решать, кому править дальше. Поэтому среди наиболее влиятельных лиц Узбекистана называют главу Службы национальной безопасности Рустама Иноятова, который склонен поддерживать нынешнего главу правительства Шавката Мирзиёева. У нас же то и дело «всплывают» в качестве возможных преемников те или иные представители, действующие или бывшие, ФСБ или ФСО.
Сейчас, например, возможным преемником Путина называют бывшего сотрудника ФСО Алексея Дюмина.
Но Путин (как и Каримов) не делает четких заявлений, дающих понять – когда и кто будет следующим президентом. Поэтому, если вдруг Путин неожиданно скончается (надо заметить, что он все-таки младше Каримова и вроде бы даже не пьет – именно употребление алкоголя, по сведениям «Ферганы», вызвало инсульт у Каримова), мы, граждане России, этого оперативно не узнаем. Более того, от нас, возможно, это будут скрывать даже дольше, чем скрывали власти Узбекистана смерть своего президента. Высшая власть в России – более закрытое сообщество, чем в Узбекистане. В Средней Азии по-прежнему сильны родственные связи. И какой-нибудь повар президентской администрации периодически созванивается со своим кумом, живущим в ауле в глухом углу Ферганской долины. И обязательно позвонит ему, чтобы рассказать, что видел, как президенту на банкете стало плохо. Дальше сработает эффект «сарафанного радио».
В России власть настолько закрыта, что даже в форме слухов через медиа не просачивались такие важные решения, как ввод российской армии в Сирию – мы узнавали это из западных медиа, связанных с тамошними спецслужбами. Мы даже не знаем, чем и где занимаются дочери Путина. У Каримова – обе дочери вполне себе светские персоны. А дочь Лола одной из первых сообщила о том, что у отца случился инсульт. И благодаря своей «открытости» дочери Каримова так или иначе даже претендуют на власть в стране.
Если вдруг одна из дочерей Путина заявит о своей претензии на высшую власть в России, полагаю, ее просто объявят самозванкой и сумасшедшей – большая часть российского населения понятия не имеет, как выглядят президентские дочки, поэтому легко поверят в версию о безумной самозванке.
Так что морально нам надо быть готовым к тому, что придется некоторое время пожить при мертвом президенте, которого будут «воскрешать» кремлевские кланы, пока будут делить власть. Совсем не обязательно, что история сложится именно так, однако это один из вероятных сценариев событий в России.