Многие левые симпатизируют Китаю. В спорах с либералами они часто указывают на высокие экономические показатели КНР, инвестиционную привлекательность и победоносно заключают, что, мол, смотрите, там, между прочим, коммунисты у власти, так что не спешите хоронить социалистическую идею. На Китай возлагают надежды, едва ли не молятся на тамошнюю компартию, а некоторые товарищи даже прогнозируют скорую войну между КНР и США.
Все это довольно странно. Положение рабочего люда в КНР ужасно, эксплуатация пролетариата чудовищна, а китайские деревни – зрелище не для слабонервных. Кроме того, всякий, кто хотя бы поверхностно знаком с экономикой КНР, знает, насколько тесно она связана с мировым рынком, включена в него и жизненно заинтересована в его дальнейшем существовании, так как именно от этого зависит судьба как самого Китая, так и правящей там КПК.
Все это я пишу для того, чтобы читатель понял: то, что будет сказано дальше, говорит человек, который идеализировать Китай не собирается.
Поводом же для этой статьи стала новость, поступившая из Индии. Намедни там три молодых тибетца объявили голодовку, протестуя против нарушений прав человека в КНР. Для описания стойкости голодающих тибетцев журналисты не жалеют красок, героизируя «борцов с китайскими оккупантами». Это очень модно. Желающий узнать, что там, собственно, с этим Тибетом происходит, и решивший найти ответ в сети, обнаружит тысячи сайтов со статьями, авторы которых будут на все лады убеждать читателей в варварстве китайцев по отношению к белым и пушистым тибетцам, в попрании тамошней культуры бескультурными атеистами. Много говорят об исключительно миролюбивом Далай-ламе, о безропотно идущих на заклание с мудрыми и всепрощающими улыбками буддистах и проч.
Вся эта пропаганда обслуживает одну цель – обосновать необходимость отделения Тибета от Китая. Что это будет за государство, кто им станет управлять, окажется оно светским или теократическим, за счет чего начнет работать тамошняя экономика – все эти вопросы одухотворенные проповедники тибетского сепаратизма, очевидно, важными не считают, так как говорят на эту тему… да вообще почти ничего не говорят!
Уйгуры, что характерно, тоже не очень довольные жизнью в КНР, аналогичной шумной кампании в свою защиту не заслужили. Видимо, они недостаточно одухотворены.
Впрочем, у самих тибетцев с духовностью тоже не все хорошо. Несмотря на активно распространяемый миф об исключительно миролюбивом характере квазигосударства, существовавшего до захвата его территорий Китаем, в действительности его отличали все феодальные признаки варварства. Кроме того, там была своя армия, солдаты которой в борьбе с противником наверняка использовали отнюдь не проповедь о ненасилии.
Как пишет один из известных левых критиков тибетского сепаратизма Майкл Паренти, «тибетские мальчики обычно забирались из крестьянских семей и продавались в монастыри, где их готовили в монахи… Монах Таши-Церинг сообщает, что крестьянские дети обычно подвергались в монастырях сексуальным надругательствам. Сам он неоднократно подвергался изнасилованиям, начиная с 9 лет».
Много известно и о других прелестных рудиментах средневековья. Тут вам и отсечение конечностей тела за неуплату долгов, и рабство, и закрепощение крестьян, и налоги на носы, уши, деревья, животных. Даже безработные платили налог за «безработность»!
«В «Сборник исторических тибетских документов» включено письменное разрешение на постоянное жительство, выданное Всеобщей ассамблей монастыря Джэпун в Лхасе местным крепостным. В нем говорится: «Все крепостные, земля, пастбища принадлежат монастырской школе Лосел-линг. Кроме того, крепостным не разрешается сдавать землю в аренду другим лицам без уведомления школы, рабам запрещены побеги. Крепостным не разрешается вступать в брак с теми, кто находится под управлением других монастырей во избежание потери крепостных. Они должны довольствоваться своим жребием и вовремя выполнять трудовую повинность и платить налог»1.
Как и положено попам, к какой бы религии те не принадлежали, ламы промывали народу мозги всяким религиозным бредом о необходимости смирения, так как беды – это, мол, кармическое воздаяние. Провинившимся крепостным вырывали глаза и уродовали части тела2. В общем, если вы любитель садизма и всякой «расчлененки», то история Тибета вас приятно удивит.
Впрочем, защитники теории об идиллическом состоянии докоммунистического Тибета все это пытаются опровергать, но зачастую выходит, что называется, «нос вытащил – хвост увяз». В частности, они пишут, что рабов и крепостных не было, а были некие «бедные зависимые крестьяне». Кстати, любопытно, что тибетофилы, отрицая наличие крепостных и признавая лишь наличие крестьян-арендаторов, мимоходом оговариваются, что «к землевладельцам их действительно привязывали обязанности по аренде земли и долги».
– Но ведь это не значит, что крестьяне были бесправными существами, – возразят нам.
Как ни странно, значит, иначе зачем бы тогда Далай-ламе XIII издавать указ о праве крестьянина подавать жалобу, если хозяин с ним дурно обращается. Сделано это было лишь в 1909 году, из чего можно сделать вывод, что прежде жаловаться на хозяина было нельзя. «Помещик, – пишут поклонники Тибета, – сильно избивший слугу, должен был вызвать тому врача». А если не сильно? Про то, какие наказания ждали помещика или монаха, который дурно обходился с крестьянами, тибетофилы тоже предпочитают умалчивать.
Все тот же Далай-лама лишь в 1913 году отменил отрубание рук и ног за воровство и разбой, но сохранил это варварское наказание для других преступлений. Смертная казнь тоже применялась. Где же непротивление злу, ненасилие, прощение и смирение? Картинка, рисуемая экзальтированными подмикитчиками тибетского сепаратизма, на поверку оказывается бесконечно далека от реальности. К слову, ослепление в качестве наказания применялось вплоть до 1934 года.
Но разве все это сравнится с тем, что начали делать коммунисты, подло захватившие гордый и независимый Тибет, чью независимость в период с 1913 по 1950 не признала ни Лига Наций, ни Китай.
Задумайтесь: коммунисты проявили такую жестокость, что ухитрились уничтожить в Тибете больше людей, чем там было.
Заинтересовавшиеся этой темой граждане с изумлением могут обнаружить, что китайцы, запустившие маховик репрессий, истребили в Тибете 1,2 млн человек, в то время как на 1950 год тамошнее население составляло всего 1 млн. Остается лишь предполагать, что Мао завез туда еще дополнительно две десятых миллиона лишь за тем, чтобы потом уничтожить. Это, разумеется, не значит, будто репрессий в Тибете не было вообще.
При коммунистах, однако, население росло. За полвека оно увеличилось более чем в 2 раза, что неудивительно, ведь если в 1959 году там было 62 учреждения здравоохранения, то в 2007 таковых уже насчитывалось 1343. Кроме того, если прежде из 100 тысяч рожениц умирало 5000, то теперь лишь 247.
Да, китайские власти, образно выражаясь, «выкинули на мороз» немало тибетских попов, то бишь лам, и заставили их зарабатывать на жизнь трудом, отказавшись от паразитического существования, но вряд ли это можно считать чем-то плохим. Это особенно важно, если учесть, что оставшиеся храмы существуют за счет государства, и атеистический режим даже выделил им для обновления «111 кг золота, 2000 кг серебра и большое количество драгоценных камней». ВВП Тибета увеличился с 1965 года в 281 раз, а 34 процента его территории, вопреки воплям об испорченной экологии, отдали под заповедники. Таким образом, ламам как исчезающему виду есть где укрыться.
По данным на 2011 год, среднедушевые доходы крестьян и скотоводов Тибетского автономного района выросли в период с 2005 по 2010 год с 2078 юаней до 4139. Аналогичные показатели в отношении городского населения ТАР выросли с 8411 до 14980 юаней.
В общем, цифр много, и они не в пользу тех, кто убеждает нас, что Тибет, находящийся в составе Китая, это некий Мордор. Обоснованно опровергнуть статистику они не могут и поэтому пользуются методом «ваши доводы неубедительны, так как вы пользуетесь фактами и логикой». Серьезно. Вот что, например, молвил Келсанг Гьялтзен, член правительства Тибета в изгнании, в интервью радио «Свободная Азия», когда его попросили прокомментировать экономические показатели Тибета.
«Китай использует доклады с большим количеством цифр и специальной терминологией, чтобы оправдать легитимность своего правления над Тибетом».
Короче, у каждого свои заботы. Китайцы пишут доклады с цифрами, а адепты Далай-ламы продолжают лить воду на мельницу сепаратизма и грезить о теократическом и суверенном псевдогосударстве, дабы просвещенные европейские и американские буржуа могли пользоваться дешевым трудом безропотного китайца, успокаивая свою черную совесть периодическими повизгиваниями о независимости Тибета. Все при деле.